Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №46/2001

Вторая тетрадь. Школьное дело

Тамара АНТОНОВА

“Моим стихам… настанет свой черед…”

Что нужно, чтобы дети заболели стихами? Тем более если они в настоящее время больше расположены читать детективы, фантастику или мексиканские любовные истории. Для этого они должны понять мысли и пережить чувства, составляющие содержание стихотворных произведений.
1. Сначала мы просим написать имя и фамилию поэта и подобрать к ним слова, сходные по звучанию.
2. Затем дается задание написать слова и выражения – смысловые ассоциации, возникающие в нашем воображении, когда мы произносим имя Марины Цветаевой.
Участники пишут: Марина – творец, бард, трагедия, судьба-легенда, стихия, свобода, любовь, яблоня, цветение, тайна, обнаженная душа, израненное сердце, глубина моря, сердце бьется в каждой строчке, поет стихи…
Сначала слова пишет каждый, затем они прочитываются вслух. Индивидуальные списки дополняются тем, что понравилось из предложенного другими.
Итак, начало есть. Через поиск слов мы включаем учеников в творческий процесс, обобщаем достигнутое на первом этапе, вызываем чувства, которые относятся не только к поэзии Цветаевой, но и наверняка близки эмоциональному настрою наших воспитанников. Французские методисты называют прием, который помогает в начале мастерской пробудить воображение, индуктором.
3. Все полученные слова позволяют перейти к первому варианту сочинения “Слово о Марине Цветаевой”. Сочинение должно быть небольшим – 5–6 предложений.
Вот некоторые работы. В них нередко возникает частичная рифма или целые стихотворные строфы.
“Марина Цветаева – вечная странница. Вся ее жизнь в сражении. Марина – стихия, свобода, цветение. Безмерное сердце”.
“Цветаева – гордая, царственная поэтесса, мыслитель и бард, розовая ветка цветущей яблони, тайна рассвета, играющая на арфе человеческих чувств”.
“Ах, Марина! Морская пучина, Вселенная, капля воды… Куда, куда, куда? Почему?..”
“Слов, мыслей, чувств и строк смятение. И их волнующее соединение. Имя морское… душа поэта порванная, но пронзительно звучавшая струна – Марина это”.
Дети слушают своих одноклассников. Мы просим записывать те слова, фразы, которые им понравились. Они будут необходимы для создания второго варианта “Слова о поэте”.
4. А теперь продолжаем проникновение в поэзию. Обращаемся к стихам М.Цветаевой, написанным в 1934 году:

Рябину        Рябина –
рубили        седыми
зорькою,    спусками…
рябина –    рябина –
судьбина    судьбина
горькая,    русская.

Все распределяются в группы по 4–5 человек и пытаются создать образ этого стихотворения, выразить его смысл жестами, движением, звуком, рисунком. Фиксируется время – 5–7 минут.
За этим следует презентация образов поэзии. Демонстрируются пластические сцены, исполняются песни, выступает хор чтецов, звучит женский плач, пронзительно обрывающийся на высокой ноте. Кто-то показывает рисунок, инсценирует радиопередачу с исполнением стихов М.Цветаевой, интервью.
5. Далее работаем над стихотворением “Деревья”, вернее, над двумя его строфами:

К вам! В живоплещущую ртуть
Листвы – пусть рушащейся!
Впервые руки распахнуть!
Забросить рукописи!
Зеленых отсветов рои…
Как в руки – плещущие…
Простоволосые мои,
Мои трепещущие!

Сначала прочитываем это стихотворение про себя, затем вслух.
Просьба к ученикам: прислушаться к чувствам, которые возникают у одних во время чтения стихов, и вспомнить момент из своей жизни, когда они испытывали подобное. Обычно все говорят об ощущении свободы, счастья, легкости, о чувстве слияния с природой.
Вот примеры отклика на стихотворение “Деревья”:

“Я дерево, я – в листве.
Блики солнца, купаюсь в счастье.
Зелень, трепет”.

“Навстречу боли неизбежной,
Назло Вселенной рвется нежность,
Сквозь горечь, ржавь, тоску, бездомность,
Ревя навзрыд, сквозит бездонность”.

6. Предлагается прочесть и прослушать стихотворение “Август”.

Август – астры,
Август – звезды,
Август – грозди
Винограда и рябины
Ржавой – август!

Теперь, после прочтения стихотворения, ребята пробуют представить образ человека, носящего имя Август.
Сначала даются устные описания, затем составляются короткие письменные рассказы. Август оказывается мужественным, могучим, великим, с седыми волосами, орлиным взглядом, властным, царственным, подобным вальсу Хачатуряна к драме Лермонтова “Маскарад”.
Мы обращаем внимание учеников на следующее: все слышат один и тот же текст, между тем образы людей по имени Август получаются разные. Это философы и поэты, диктаторы и справедливые правители, умудренные старцы и молодые прожигатели жизни.
Данный прием, используемый в мастерской, учит восприятию поэтических символов, стимулирует развитие воображения, убеждает учеников в индивидуальном восприятии поэзии и, наконец, показывает, какая ответственность лежит на авторе поэтического произведения за каждое его слово и выражение.
7. На следующем этапе работы мастерской мы обращаемся еще к одному аспекту поэзии – ее органической связи с музыкой. Предлагаем стихотворение “Душа и имя” (1911), просим угадать его ритм и возможную, подходящую к нему мелодию.

Пока огнями смеется бал,
Душа не уснет в покое.
Но имя Бог мне иное дал:
Морское оно, морское!

В круженье вальса, под нежный вздох
Забыть не могу тоски я.
Мечты иные мне подал Бог:
Морские они, морские!

Поет огнями манящий зал,
Поет и зовет сверкая,
Но душу Бог мне иную дал:
Морская она, морская!

Ребята связывают ритм этого стихотворения с вальсом, подчеркивают, что слышат в нем шум морского прибоя, равномерно набегающей морской волны.
8. Последняя работа – второй вариант “Слова о Марине Цветаевой”.
Ученики пишут второе короткое сочинение. Такое, например:
“Марина Цветаева – царственная, свободная женщина. Трагически одинокая душа, находящая отзвук в траве, в цветах, в море. Благодаря Марине мы полны мечтаний и надежд, стремления противостоять трудностям, строить свою судьбу”.
Работ много, они разные, но важно то, что в них не только “Слово о поэте”, но и слово о самом себе.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru