“Моим стихам… настанет свой черед…”
Что нужно, чтобы дети заболели стихами? Тем
более если они в настоящее время больше
расположены читать детективы, фантастику или
мексиканские любовные истории. Для этого они
должны понять мысли и пережить чувства,
составляющие содержание стихотворных
произведений.
1. Сначала мы просим написать имя и фамилию поэта
и подобрать к ним слова, сходные по звучанию.
2. Затем дается задание написать слова и
выражения – смысловые ассоциации, возникающие в
нашем воображении, когда мы произносим имя
Марины Цветаевой.
Участники пишут: Марина – творец, бард, трагедия,
судьба-легенда, стихия, свобода, любовь, яблоня,
цветение, тайна, обнаженная душа, израненное
сердце, глубина моря, сердце бьется в каждой
строчке, поет стихи…
Сначала слова пишет каждый, затем они
прочитываются вслух. Индивидуальные списки
дополняются тем, что понравилось из
предложенного другими.
Итак, начало есть. Через поиск слов мы включаем
учеников в творческий процесс, обобщаем
достигнутое на первом этапе, вызываем чувства,
которые относятся не только к поэзии Цветаевой,
но и наверняка близки эмоциональному настрою
наших воспитанников. Французские методисты
называют прием, который помогает в начале
мастерской пробудить воображение, индуктором.
3. Все полученные слова позволяют перейти к
первому варианту сочинения “Слово о Марине
Цветаевой”. Сочинение должно быть небольшим –
5–6 предложений.
Вот некоторые работы. В них нередко возникает
частичная рифма или целые стихотворные строфы.
“Марина Цветаева – вечная странница. Вся ее
жизнь в сражении. Марина – стихия, свобода,
цветение. Безмерное сердце”.
“Цветаева – гордая, царственная поэтесса,
мыслитель и бард, розовая ветка цветущей яблони,
тайна рассвета, играющая на арфе человеческих
чувств”.
“Ах, Марина! Морская пучина, Вселенная, капля
воды… Куда, куда, куда? Почему?..”
“Слов, мыслей, чувств и строк смятение. И их
волнующее соединение. Имя морское… душа поэта
порванная, но пронзительно звучавшая струна –
Марина это”.
Дети слушают своих одноклассников. Мы просим
записывать те слова, фразы, которые им
понравились. Они будут необходимы для создания
второго варианта “Слова о поэте”.
4. А теперь продолжаем проникновение в поэзию.
Обращаемся к стихам М.Цветаевой, написанным в 1934
году:
Рябину Рябина –
рубили седыми
зорькою, спусками…
рябина – рябина –
судьбина судьбина
горькая, русская.
Все распределяются в группы по 4–5 человек и
пытаются создать образ этого стихотворения,
выразить его смысл жестами, движением, звуком,
рисунком. Фиксируется время – 5–7 минут.
За этим следует презентация образов поэзии.
Демонстрируются пластические сцены, исполняются
песни, выступает хор чтецов, звучит женский плач,
пронзительно обрывающийся на высокой ноте.
Кто-то показывает рисунок, инсценирует
радиопередачу с исполнением стихов М.Цветаевой,
интервью.
5. Далее работаем над стихотворением “Деревья”,
вернее, над двумя его строфами:
К вам! В живоплещущую ртуть
Листвы – пусть рушащейся!
Впервые руки распахнуть!
Забросить рукописи!
Зеленых отсветов рои…
Как в руки – плещущие…
Простоволосые мои,
Мои трепещущие!
Сначала прочитываем это стихотворение про
себя, затем вслух.
Просьба к ученикам: прислушаться к чувствам,
которые возникают у одних во время чтения стихов,
и вспомнить момент из своей жизни, когда они
испытывали подобное. Обычно все говорят об
ощущении свободы, счастья, легкости, о чувстве
слияния с природой.
Вот примеры отклика на стихотворение “Деревья”:
“Я дерево, я – в листве.
Блики солнца, купаюсь в счастье.
Зелень, трепет”.
“Навстречу боли неизбежной,
Назло Вселенной рвется нежность,
Сквозь горечь, ржавь, тоску, бездомность,
Ревя навзрыд, сквозит бездонность”.
6. Предлагается прочесть и прослушать
стихотворение “Август”.
Август – астры,
Август – звезды,
Август – грозди
Винограда и рябины
Ржавой – август!
Теперь, после прочтения стихотворения, ребята
пробуют представить образ человека, носящего имя
Август.
Сначала даются устные описания, затем
составляются короткие письменные рассказы.
Август оказывается мужественным, могучим,
великим, с седыми волосами, орлиным взглядом,
властным, царственным, подобным вальсу
Хачатуряна к драме Лермонтова “Маскарад”.
Мы обращаем внимание учеников на следующее: все
слышат один и тот же текст, между тем образы людей
по имени Август получаются разные. Это философы и
поэты, диктаторы и справедливые правители,
умудренные старцы и молодые прожигатели жизни.
Данный прием, используемый в мастерской, учит
восприятию поэтических символов, стимулирует
развитие воображения, убеждает учеников в
индивидуальном восприятии поэзии и, наконец,
показывает, какая ответственность лежит на
авторе поэтического произведения за каждое его
слово и выражение.
7. На следующем этапе работы мастерской мы
обращаемся еще к одному аспекту поэзии – ее
органической связи с музыкой. Предлагаем
стихотворение “Душа и имя” (1911), просим угадать
его ритм и возможную, подходящую к нему мелодию.
Пока огнями смеется бал,
Душа не уснет в покое.
Но имя Бог мне иное дал:
Морское оно, морское!
В круженье вальса, под нежный вздох
Забыть не могу тоски я.
Мечты иные мне подал Бог:
Морские они, морские!
Поет огнями манящий зал,
Поет и зовет сверкая,
Но душу Бог мне иную дал:
Морская она, морская!
Ребята связывают ритм этого стихотворения с
вальсом, подчеркивают, что слышат в нем шум
морского прибоя, равномерно набегающей морской
волны.
8. Последняя работа – второй вариант “Слова о
Марине Цветаевой”.
Ученики пишут второе короткое сочинение. Такое,
например:
“Марина Цветаева – царственная, свободная
женщина. Трагически одинокая душа, находящая
отзвук в траве, в цветах, в море. Благодаря Марине
мы полны мечтаний и надежд, стремления
противостоять трудностям, строить свою судьбу”.
Работ много, они разные, но важно то, что в них не
только “Слово о поэте”, но и слово о самом себе.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|