А если вывести цветок зеленый,
а стебель красный?
Рассмотрим работу индуктора в ходе мастерской
построения знаний по ботанике 6 класса в теме
“Опыление растений”.
Ребята усаживаются в группы. Я прошу в группе
поделиться тихонько маленьким секретом: “Какой
цветок и за что ты любишь?” Начинаю сама: “Белая
хризантема – за ослепительный цвет и волнующий
запах”. Это подталкивает к началу беседы,
во-первых, и делает высказывания ребят более
сжатыми, во-вторых. Известно, что от краткости
первого оратора зависит, как долго будут
говорить остальные. Когда все высказались,
спрашиваю: “Если бы среди нас был П.И.Чайковский,
что бы он сделал?” Ответ стандартный: “Сочинил
бы музыку”.
– А вот и нет, Петр Ильич, оказывается, сочинил
стихи, признавшись: “Царем цветов я признаю
ландыш, к ним у меня какое-то бешеное обожание”.
О ландыш, отчего так
радуешь ты взоры?
Другие есть цветы
роскошней и пышней,
И ярче краски в них,
и веселей узоры;
Но прелести в них нет
таинственной твоей.
А музыку к ним написал совсем другой композитор.
После того как атмосфера свободы создана, раздаю
в группах открытки, календари (обязательно
красивые) с изображением цветов. Прошу в тишине
рассмотреть их, в тетради записать первые
нахлынувшие или проклюнувшиеся (у каждого
по-своему) ощущения от увиденного, а также
вопросы, которые при этом появляются.
По очереди их зачитываем и слушаем. Проводя
неоднократно эту мастерскую, я постоянно
удивляюсь двум вещам: многообразию вопросов и
постоянству серий этих вопросов. Приведу лишь
некоторые из них:
– Сколько стоят? Красивый цветок сорвут, зачем им
тогда рождаться красивыми? Как мой-то, дома,
цветок? Нельзя ли вывести цветок зеленый, а
стебель красный? Как форму цветков применить для
фасонов одежды? Зачем природа создает разные
формы, линии, цвета, запахи? Сколько живет цветок?
Какие у них заболевания? Как ухаживать за
растением для получения таких цветов? Для кого
или для чего эта красота? Как ее сохранить?
Я прошу сгруппировать вопросы. Обнаруживаются
серии вопросов, нравственных, эстетических.
Оставляем для рассмотрения вопросы эстетики.
Выясняем, для чего или кого эта красота цветов. Не
сразу, но всегда ребята приходят к ответу: для
насекомых и для самого растения. Даю задание:
сконструируйте в группе цветок, привлекательный
для насекомого. Предлагаю материалы –
гофрированную цветную бумагу, проволоку,
ножницы, нитки, клей, пенопласт и всякую мелочь,
которая нечаянно может разбудить фантазию.
Радостное детское оживление свидетельствует о
том, “как тоскуют руки” – часто ли мы даем
ребятам возможность смастерить что-нибудь самим
на уроке?
Но мастерить ребята не торопятся, потому что
предварительно им надо сделать выбор: для
какого-то конкретного насекомого будем
конструировать цветок или универсальный,
смоделируем известный из природы или придумаем
свой. Мне всегда интересно, выбор не дает
возможности мастерской повториться в другом
составе учеников. А для самих ребят выбор всегда
порождает ответственность, что является
постоянной педагогической задачей любой
мастерской.
Когда этап творчества закончен, авторские
коллективы представляют свои произведения на
суд сомневающихся соперников. Обнаруживается,
что все модели прекрасны, еще бы – их изобрели и
выполнили мы сами. Предлагаю подумать, не следует
ли усовершенствовать что-нибудь в предложенных
конструкциях после изучения научных данных.
Информации много, даже с избытком, так как
необходимо узнать многое и о насекомых (материал
зоологии 8 класса), кое-что из физики, кое-что из
биологии, мастерская явно теряет границы одного
урока ботаники и приобретает интегрированный
характер. Но ведь тема “Опыление” несет в себе
широкое базовое экологическое понятие
“приспособленность”, где не обойтись без знаний
по различным дисциплинам.
Подаю информацию блоками:
– строение пыльцы ветроопыляемых и
насекомоопыляемых растений и строение тела
насекомого, конечностей, ротовых аппаратов
(здесь демонстрируются коллекции насекомых и
другой натуральный материал);
– обоняние, осязание, вкус насекомых;
– опыление птицами и моллюсками;
– зрение насекомых (здесь предлагаются
различные гербарии – коллекции цветков
различных растений);
– материал о соцветиях;
– материал о частных приспособлениях, об узкой
специализации.
Обсуждение находок и открытий в результате
изучения этого, конечно, гигантского объема
информации приводит к попыткам критически
отнестись к созданным моделям, предлагаются
варианты возможного усовершенствования. Каждый
вычерпает информации столько, сколько сможет на
своем уровне. Правда, устанут все: слишком
непривычна такая мозговая атака.
Вот тут уместна разрядка – решение известной со
времени Дарвина задачки про шмелей, мышей и
старых дев или другой биологической задачи:
отбери из предложенных открыток те, где
изображены растения, опыляемые насекомыми.
– Кстати, только ли насекомые являются
опылителями растений?
– Не-е-ет!
В этом ответе слышна радость двух находок:
опылителями являются еще, оказывается, птицы и
моллюски! А теперь, когда мы пришли к важной
мысли, что мир многообразен и все в нем
взаимосвязано, остановимся, сосредоточимся на
каком-нибудь одном факте. Напишите мини-рассказ
от лица одного растения или одного животного на
тему “Как мне повезло!”
Не стоит огорчаться тому, что это будут маленькие
рассказы: работа была трудной, на большое
произведение не хватит сил. Да и цель-то этого
последнего задания – мысленно перебрать вновь
все материалы и выбрать – снова выбрать – и
попытаться осмыслить всю эту “кашу” и
обнаружить, что ты в чем-то разобрался, а что-то
узнал впервые.
Результат же состоит в том, что ребята не могут
расстаться со своими цветками-моделями и просят
оставить их в кабинете, чтобы, как они говорят,
“вспоминать и радоваться”. А еще в том, что в
летнем походе дети будут застревать у цветущих
растений, чтобы закричать: “Я видел у пчелы
корзиночку на ножках!”
Французы говорят: “Красота в глазах того, кто
видит”. Эта мастерская привлекла чувство к
работе, научила смотреть и видеть, помогала
рождению цветка в душе ребенка.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|