Как мы пережили военный коммунизм
Слухи о французских мастерских ползли по еще
непереименованному Ленинграду, сопровождаемые
очень похожими одна на другую оценками очень
маститых педагогов “классиков”: “игрища”,
“дети вырастают, наверное, смелыми и
раскрепощенными, а знать не будут ничего”.
Прошло около 10 лет. Мастерские уже называем не
французскими, а педагогическими; на курсах
повышения квалификации учителя слушают и учатся
у своих коллег, счастливых тем, что выбранный ими
жанр – мастерские – помогает идти по самому
подходящему для нынешних учеников пути.
Мое сформированное слухами скептическое
отношение к мастерским изменилось (и, кажется,
навсегда), когда на этих самых курсах мне
пришлось оказаться дважды в роли подмастерья. Не
хватало места в аудиториях для литераторов, и я
нехотя (для галочки) отправилась на мастерскую по
истории.
“Тяните свою судьбу”. Моей стала “зажиточный
крестьянин с годовым доходом до 1913 г. от 3 до 5
тысяч рублей”.
Получила с судьбой информацию о ценах до 1913 г. и
задание: “Рассчитать семейный годовой бюджет”.
С “братом по судьбе” распределили: и на учебу
детям, и фельдшеру за заботу, и работникам за
помощь в сенокосе, и на церковь, а вот на водке
сэкономили – только понемногу, только по особым
престольным праздникам и только гостям.
Потом слушали друг друга. Банкиры, промышленники,
чиновники, помещики, рабочая аристократия,
безлошадные крестьяне… Откуда в нас, скованных,
уставших, привыкших уже столько безропотно
сносить, этакий артистизм?!
А затем переживали и 1917 год, и военный коммунизм,
получая информацию о состоянии и политике
государства, сочиняли себе жизненные сценарии:
как выжить, как спасти детей… И у каждого в руках
листочек с ленинским грозным: “Всякая революция
лишь тогда чего-нибудь стоит, если она умеет
защищаться”.
Поиграли, потом рефлексировали: “Слушаю я этих
безлошадных крестьян и думаю брезгливо: “Ну,
жмутся”. А после 1917 года вдруг соображаю: “Это же
я тут, да и то на десять минут, банкир, а ведь, по
сути, в реальной жизни я и есть этот безлошадный
мужик – современный учитель”. И мы все,
подружившиеся (только что общую беду прожившие),
киваем: это ж, оказывается, мы в нынешние времена
смотримся, как на нашем фоне безлошадные.
Мастер замечает: “Я первый раз больше судеб
напридумывала нищих, убогих и сама вытянула
судьбу “батрака”. Сижу в паре с ученицей и
чувствую, что мы с ней несчастные навеки. Теперь
стараюсь предлагать роли все же успешные, хотя бы
той, до 1913 года, жизни”.
Одним словом, мастерскую надо прожить. Хотя бы
раз. Затем, чтобы понять: так полученные знания не
просто лучше усваиваются – пробуждается
творчество, а это полнокровная жизнь, радость,
уверенность в себе, чувство личностной свободы.
Вступив на этот путь, потихоньку ввожу элементы
мастерской в уроки. Недавно слышу с последней
парты голос самого ленивого юноши: “Вот так и
надо, а то все какие-то произведения
анализируем”. Он и не заметил, что за два урока
три стихотворения прочитал и проанализировал.
Только пошла по этому пути – и уже первые
результаты: сочинения. Пусть по-прежнему
безграмотные, неуклюжие, но списанных на 50
сочинений только 6. И знаете, кто их авторы? В
основном ребята, которым очень надо получить
“отлично”. Это я их за полгода довела.
Испугались? Не поверили?
Трудно быть мастером. Трудно быть подмастерьем.
Особенно если боишься: а программа? а стандарт? а
институт? Но тогда-то и выходит “без божества,
без вдохновенья, без слез, без жизни, без любви…”
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|