Хочешь ли ты, чтобы я спланировал твой
успех?
Но этот вопрос не задается...
Мне хочется отозваться на рассказ об НЛП по
нескольким причинам. Во-первых, я не могу
согласиться с идеей о пользе внедрения НЛП в
школу. А во-вторых, я имею опыт взаимодействия с
НЛП и, на мой взгляд, мне есть чем поделиться с
теми, у кого такого опыта нет.
Что же такое НЛП ?
Каждый человек в своей физиологической,
мыслительной и эмоциональной деятельности имеет
свои “пути”, наиболее ему близкие способы
разрешения проблем, вопросов – способы жизни,
свои несознаваемые стратегии. Они лежат на более
глубоком уровне, чем обычные мысли, чувства,
желания. Это можно сравнить с потайной дверью,
имеющейся у каждого человека и открывающей – при
правильном подборе ключа – доступ к его реакциям
и желаниям. Открой такую дверь, и ты поймешь,
каким способом наиболее успешно донести до
собеседника свою информацию, какие твои слова
наверняка расположат его в твою пользу, как
поместить в область его ценностей твою ценность.
Таким ключом становится для того, кто владеет
НЛП, язык слов, жестов и мимики, на котором мы
разговариваем с другими людьми.
Этот язык играет в нашей обычной жизни очень
большую роль: он является своего рода
односторонним мостом, соединяющим нас с внешним
миром. Односторонним, так как с его помощью я
становлюсь по своему желанию более или менее
виден, понятен окружающим, но для них нет входа в
мой внутренний мир по этому мостику, я у себя
внутри в безопасности, защищен от чужих взглядов.
Всякое слово, сказанное нами, всякое наше
движение неразрывно связано с нашим личным
внутренним устройством и физиологически, и
психологически. Метод НЛП основан на понимании и
использовании связей между внутренним
устройством человека и его внешними
проявлениями.
Мы все так или иначе изучаем друг друга, более или
менее друг друга знаем и понимаем именно
благодаря изучению.
Но всегда остается вопрос: а не будет ли это
знание меня использовано против меня,
использовано без моего участия и ведома? И еще: а
не узнал ли я о другом больше, чем он хотел
сообщить мне, не нарушил ли я его границ в порыве
моей любознательности?
Наш мост перестает быть односторонним для
владеющего техниками НЛП; по нему практически
любой может проникнуть без нашего позволения и
даже без нашего ведома в наш внутренний мир.
Методики НЛП и сотрудничество
Методы НЛП позволяют устроить так, чтобы
человек захотел того, чего не хочет, сделал то, к
чему по какой-либо причине не расположен,
отвернулся от того, на что всегда обращал
пристальное внимание. Попав во внутреннее
пространство ученика, учитель сможет изменить в
нем то, что, на его взгляд, должно быть изменено.
«Ну а что в этом плохого? – вероятно, скажут
многие из тех, кто уже достаточно намучился с
детьми, не желающими учиться, отказывающимися
прилично себя вести на уроках. – Пускай бы и
захотел учиться! Школу-то надо кончать!»
Если бы методики НЛП, о которых говорит директор
школы № 507, проводились действительно в рамках
сотрудничества, взаимодействия с детьми, то урок
начинался бы с вопроса к каждому ребенку в
отдельности: «Хочешь ли ты, чтобы я изучал тебя,
исследовал твой внутренний мир, чтобы у тебя
появились желания, которых нет сейчас, цели,
которые сейчас не кажутся тебе привлекательными?
Но этот вопрос не задается, и это понятно: на
ответы каждый раз уходило бы очень много времени;
и главное – кто бы согласился?..
Но без этого вопроса, без наличия у каждого
ребенка точной информации о будущем процессе
речь может идти не о сотрудничестве, а только о
воздействии на сознание учеников.
Отношения сотрудничества подразумевают
равенство наших позиций: я доверяю моему коллеге,
кем бы он ни был, в том, что он никуда, даже в рай,
не потащит меня насильно; в том, что он будет
уважать мое нежелание работать с ним, если
таковое возникнет. Я доверяю ему, так как он
всерьез относится к моей заинтересованности в
сотрудничестве. Наше сотрудничество
основывается на том, что каждый из нас принимает
самостоятельные решения относительно
совместной работы. Если у кого-то из нас нет
желания работать с другим, то по причине того же
доверия он скажет другому: “Я не хочу работать с
тобой”, и тогда наше сотрудничество будет
строиться на обсуждении отказа от работы и
дальнейших наших общих перспектив.
Программирование и душа человека
Трудно не согласиться с Андреем Плигиным в том,
что разница между зомбированием и
программированием есть. Человек зомбированный
не знает, что он делает; а запрограммированный
человек не понимает, для чего он поступает тем
или иным образом. НЛП – методика
программирования.
“Прежде всего мы на биологическом уровне очень
жестко спрограммированы природой. У
мыслительных процессов тоже есть программа...” –
рассказывает директор школы.
Действительно, мы запрограммированы природой;
поэтому трудно в рефлексии ответить на вопрос,
для чего, например, мы плачем, когда у нас
несчастье.
Когда мы запрограммированы другими людьми, нам
становится так же трудно отвечать на вопрос, для
чего мы совершаем несвойственные нам от природы
поступки.
Программирование может помочь в учебе, но платой
за это будет растущее недоверие ученика к самому
себе как к человеку, который способен
самостоятельно совершать выбор, принимать
решение и следовать ему.
Если меня программируют и я об этом знаю, то мне
тоже начинает хотеться управлять кем-нибудь… Я
перестаю понимать, что это противозаконно, что
никто не имеет права управлять другим живым
существом.
Поэтому перспектива всеобщего использования
методик НЛП, особенно в школе, видится мне как
крайне опасная.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|