Набор отверток и благих пожеланий
На вопросы корреспондента “ПС”
отвечает декан
факультета психологии им. Выготского, РГГУ,
Владимир Феликсович Спиридонов
– Об НЛП можно рассказать кратко?
– Все, что психологи умеют делать на практике,
делится на две большие группы: техники
манипулятивные и техники собственно
психологические. Манипулятивные техники
отличаются от всего остального одним
принципиальным качеством – человек не понимает,
что вы с ним делаете. Манипуляция устроена так,
что вы заставляете человека делать нечто, что
потом будет-де ему полезно. И это есть обман
чужого сознания.
Сегодня в связи с резкими изменениями жизни в
стране манипуляция страшно востребована и
используется где только можно, от политических
технологий до вербовки народа в секты. И НЛП в
этом отношении занимает свою устойчивую нишу. И
проблема не в том, чтобы обругать НЛП, это уже
неоднократно делалось, а научить публику видеть,
когда ею манипулируют. Причем публику разного
возраста, в этом отношении дети в школе рискуют
меньше, чем студенты в вузе или мы с вами на
улице…
– Мне доводилось слышать про вполне удачное
использование НЛП психотерапевтами…
– Безусловно. Техника сама по себе штука
достаточно нейтральная. Как оружие: стрелять
можно и в эту сторону, и в другую. Но техники
такого рода несут в себе коренной изъян: если
руки нечистые, результат всегда будет грустный.
– Соответственно предложение А.Плигина обучить
техникам НЛП учителей…
– Смотрите. Ситуация здесь на самом деле
довольно сложная. В школах ведь действительно
плохо, причем плохо и детям, и учителям.
Про невротизацию школьную по-моему все, что
можно, написано. Невротизация подростков еще и
нарастает. Психологическое состояние учителей
не лучше. И молодых мало, и перспективы
отсутствуют. Поэтому показать, что все плохо,
очень несложно. И реально что-то такое хочется
предложить, чтобы им было полегче. Хочется дать
какие-то средства, которые позволят хоть как-то
себе помогать. В случае работы с учителями
действительно дать манипулятивные техники – это
самое простое. Вроде как раз, два, три – и что-то
такое там начинает работать.
Но на самом деле манипулятивные техники проблемы
не снимают.
– Более подробно о собственно методах и
техниках…
– Существует некоторый набор техник, где более
простых, где более сложных. В качестве каких-то
простых приемов людей учат фиксировать свои
состояния. Скажем, вы сталкиваетесь с какой-то
проблемной ситуацией: не можете нормально
поговорить с начальником. Боитесь. Вам
предлагают в обычной ситуации разными способами
войти в состояние «спокойного успеха» и
зафиксировать это состояние, «поставить на
якорь». И после этого вы вроде получаете в
сложной ситуации возможность вернуть себя в это
состояние, дернув за якорь.
Это может быть жест, слово, какой-то
специфический знак, который является символом
целого состояния, вызывает его к жизни. Если вы в
результате некоторой подготовки сможете внятно
поговорить с начальником – это чудесно. Но нужно
понимать, что причина страха, который возникает в
такой ситуации, никуда не делась. Вот в чем
отличие манипулятивной техники: реальные
причины остаются нетронутыми. Я не берусь
утверждать, что реальные причины можно во всех
случаях искоренить, преодолеть, отнюдь.
Есть и более сложные вещи.
У нас с вами есть несколько систем восприятия.
– Аудиальная, визуальная?..
– Да. Но в отличие от того, что говорят в НЛП, у нас
их значительно больше двадцати. И есть люди,
которые имеют большую склонность к информации в
том или ином виде. И этим, безусловно, можно
пользоваться, и этим пользуются. Существует
много техник неконтролируемой подачи
информации. Чуть более быстрой, чем вы успеваете
осознавать. Ну вот вроде 25-го кадра. Это не имеет
отношения к НЛП, но по аналогии механизмы
примерно такие же. В рекламе это частенько
используется, в политических целях.
И еще один момент с точки зрения научной
обоснованности. Она подразумевает возможность
объяснения того, что происходит. Те же
психоаналитики вслух говорят, что многое из того,
что они обсуждают, имеет гипотетический
характер. И что, собственно, относиться к этому
надо как к недоказанному. Для НЛП-стов все прямо
наоборот: они излагают набор жестких истин.
И есть еще один характерный момент. В НЛП среди
людей, которые всерьез пользуются этим набором
техник, не так много психологов. Реальных,
серьезных, с образованием. Это очень
показательно. Потому что нормальное образование,
пусть даже и не в самом лучшем вузе, все-таки
показывает сложность психики и невозможность
простыми отвертками все починить.
– А как получилось, что у истоков НЛП стояли
вполне квалифицированные профессионалы? Милтон
Эриксон, например?
– Милтон Эриксон, по всей видимости, был просто
блестящим психотерапевтом. И у него скопировали
приемы. В свое время другой великий
психотерапевт, Карл Роджерс, приезжал к нам. При
этом тоже все смогли повторить только приемчики,
а вот основное – оно не транслируется, оно
связано с его фактурой, с тем, каков он. По
описаниям того, что Эриксон делал на семинарах,
там проходило значительно большее, чем просто
набор приемов.
Это было достаточно давно, и с тех пор много чего
происходило. Многие люди обогащали этот набор
техник, в разных ситуациях применяли. Но
существует ведь в самой культуре огромное
количество самых разных техник воздействия на
человека, достаточно эффективных: наорать на
кого-то. Здесь нет никакой психологии. Но по
большому счету многое на уровне здравого смысла
соответствует психологическим практикам.
Рекламные воззвания от НЛП, приглашения на
тренинг и так далее – там куча благих пожеланий,
много благих советов, часто весьма разумных, но
не имеющих отношения к НЛП. То есть если вы
собираетесь провести анализ планирования
какой-то процедуры, скажем собственной карьеры,
вам нужно выписать абсолютно все цели, которые у
вас есть. Это правда, но НЛП тут ни при чем.
– Так в чем же секрет популярности?
– Страшно востребована всякая манипулятивная
работа. Помните Дейла Карнеги? Это одного поля
ягоды. А потом, это ведь совершенно не
затрагивает никаких собственных душевных струн.
Набор отверток. Если отвертки перестают
подходить к винтикам-болтикам, их выкидывают.
Ровно то же самое здесь.
– Но какая альтернатива была бы для школ?
– Специалисты не спасают. Психологов в школе
стало побольше. Но лучше-то не стало, хотя местами
там попадаются вполне приличные психологи, к
которым у меня нет претензий в плане
профессиональной квалификации. Ну, порой им
удается спасти нескольких человек. Психологи не
очень вписаны в учебный процесс, каким его
придумал Ян Амос Коменский.
– Поэтому решения этих проблем просто не лежат в
этой плоскости…
– Да. Психолог может утешать в каких-то
проблемных ситуациях, но это не снимает проблему.
Поэтому я боюсь, что школы сегодня находятся в
таком положении, что съедят все что угодно, все,
что им предложат. Особенно если пообещать, что
сейчас приедут и всех всему научат.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|