О возвращении веры в себя
Из книги Евгения Шулешко «Понимание
грамотности»
Привычка… Умение… Но навык ли?
Когда употребляют клише “знания, умения,
навыки”, говорят будто о чем-то одном. Во всяком
случае, в обиходном педагогическом
словоупотреблении термины “навык” и “умение”
практически не различаются. Под навыками могут
подразумевать и привычки, и знания, и умения, и
собственно навыки.
Первое различие в определении навыка и привычки
отражено, пожалуй, в любом психологическом
словаре. Навык – то, что возникает за счет
тренировки строго определенных органов или
функций человека. А характеристика умения
обращена ко всему его психологическому складу.
Навык – достигнутая автоматическая реакция на
внешние требования или обстоятельства. Навык –
своего рода социальный инстинкт,
вырабатывающийся путем дрессировки. Умения же
возникают в свободной постоянной смене
жизненных ситуаций и контекстов, они обращены к
способностям человека вслушиваться,
вглядываться, вдумываться, выбирать; им не
требуется (и прямо противопоказан!) специальный
нажим.
Очевидна и “дидактическая” противоположность
подходов к отработке навыка и к формированию
умения, привычки.
Установка на навык – это установка на
механическое следование образцу. Такой подход
гарантированно делит детей на успешных, не очень
успешных и совсем неуспешных. И даже среди
успешных выработанный навык потом быстро
исчезает вместе с необходимостью отчитываться
перед кем-либо.
Привычка, умение складываются довольно долго.
(Надолго и сохраняются.) Для них требуется
по-настоящему многократное повторение в течение
полугода, года, иногда двух лет, постоянное
возникновение данного рода деятельности в новом
контексте, в новом сочетании ситуаций...
Механическая работа над навыками вообще
противопоказана большинству детей. У них при
нормальном развитии есть вполне осознанные
привычки и не так уж нужны неосознанные навыки,
автоматизмы. Ведь дети живут в импровизациях.
В этом смысле наша программа противостоит и
авторитарной вере в давление на ребенка как
главное условие его обучения, и вере в то, что
свободное воспитание заключается в
предоставлении детей самим себе. Свободный,
живой и успешный стиль педагогической работы
связан не с безответственным отстранением
педагога от обучения детей, а с его готовностью
вести воспитание и обучение через постоянное
насыщение детской жизни богатством впечатлений
и опытов.
Речь и слух
Обсуждая процесс появления привычки, мы
опускаем само собой разумеющуюся вторую сторону
дела: вырабатывает ее нормальный человек, то есть
тот, у которого и глаз, и рука, и голос (глотка), и
ухо действуют одновременно и в то время, когда
привычка складывается.
Представим себе, как складывается привычка
оценивать свою грамотность. Человек умеет
говорить, читать и писать (а точнее, вговаривать
свои слова в общий ход речи, понимать и
комментировать то, что ему показывают, и
вписывать свои действия в намеченный ход дела).
Но почему-то умалчивается, что он умеет
вслушиваться в речи, сопровождающие и его
действия.
Ведь когда кого-то называют говорящим, то имеют в
виду скрытую оценку его как человека, постоянно
вслушивающегося. Почему это качество обычно не
представлено в обсуждении, в анализе его
деятельности как ведущее в ней? Каково место
слухового представления в связи со зрительным
представлением, организующим вчитывание и
вписывание? Почему “обман зрения” – выражение
расхожее, а про “обманы слуха” никто не
вспоминает? И насколько проблемы
понимания-непонимания определяются проблемами
слуха?..
Именно неуловимый сторонним взглядом и ухом
слух, способность слышать и слушать является
ключевой функцией нормально действующего лица.
Слух увязывает во времени действия три другие
составляющие. Здесь работает не просто
восприятие ухом и не просто сопровождение того,
что видят и говорят. Человек сосредоточивает
свои усилия на связывании не своего слуха и
зрения со своим, точнее, свой слух и зрение
удваивает не своим, другим. Поэтому мы и называем
его слышащим (в первую очередь) и говорящим после
этого. Поэтому главным в деле надо считать не
факт присутствия – “свидетель события”, а факт
делового участия – “говорит, потому что слышит и
оценивает говорение других”.
О восприятии опыта жизни
Понимание опыта жизни можно представить через
общечеловеческие способности, а именно:
– умение вслушиваться,
– умение вникать и вчитываться в образы,
– умение «молвить слово» – вговариваться в
ситуацию,
– умение вписываться в обстоятельства жизни.
Находясь в домашнем кругу, в среде родственников,
каждому из детей надо вслушаться в их голоса,
чтобы отличить свое семейство от другого. Также
ему надо вчитаться во взаимодействия и
взаимосвязи людей своего ближайшего окружения,
составляя картину образа жизни этих людей, их
групповой портрет, и найти себя в нем.
Действуя в качестве партнера и пытаясь сделать
свой выбор, каждый ребенок вписывает свои
действия в обозначенные условия и обнаруживает,
каким образом его нынешний партнер становится
его оппонентом, так как находит другие пути к
успеху. Чтобы жить совместно, необходимо
согласовывать свои выборы, сговариваясь,
вговариваясь, уговаривая партнера и словом и
делом.
В этом возрасте дети не отделяют обстоятельства
жизни от себя. Они переживают за себя и за тех, кто
в таких обстоятельствах оказывается в
безвыходном положении. Все это должно находиться
в центре внимания педагогов.
О «содержании образования»
Наши педагоги убедились, что приобретение
знаний и умений может и должно быть содержанием
детской деятельности, их заботой. А для
деятельности и воспитателя, и учителя можно и
нужно обозначить иное содержание. Содержанием
педагогической работы справедливо полагать
сохранение психических качеств детей и их
прорастание в культурные формы поведения. Речь
идет, например, о таких качествах, как громкая и
отчетливая речь, доверие ручным действиям,
вслушивание в поток речи и звуков, координация
совместных действий, привычка к определенному
объему рабочих усилий. Эти качества у детей есть,
они даны им природой, но как они используют их,
видоизменяют и демонстрируют? В этом и состоит
главная забота педагога: создавать условия, при
которых дети могли бы демонстрировать эти
качества друг другу.
Конечно, для подобного поворота в понимании
профессиональных задач взрослого потребуется
изменить его позицию – уйти от регламентаций,
инструкций и диктата, убрать откровенную манеру
учить и сменить ее на манеру слушать и слышать
детей, доверять им, помогать по их просьбе, а не по
своему желанию, предоставить им право самим
учиться и учить друг друга.
И как раз обучение чтению и письму как средствам
общения служит рождению новой общности – круга
ровесников. А не наоборот!
Реформа шкалы оценивания
Привычная дидактика подталкивает педагогов (а
следом и их воспитанников) к специфическому
взгляду на характер и результаты детской
деятельности: градация оценок устанавливается
между «плохо» и «хорошо», между «невозможно» и
«необходимо», между «запрещено» и «должно»,
между неудовлетворительным прошлым и
требованиями светлого будущего, которым все
обязаны соответствовать... Если мы зажаты в тиски
такого рода оценок, то отсюда формируется и стиль
нашего обращения к детям. Нам приходится их
укорять, просить, приказывать им, отделываться от
них.
Но не секрет, что стилистика педагогической
работы, вдохновляющая, увлекающая и укрепляющая
детей во второе пятилетие их жизни, выражается
иными глаголами: «удивлять», «намекать»,
«ободрять»...
При этом «шкала оценивания» детской жизни
разворачивается в иную сторону.
Теперь она будет колебаться между достойным
прошлым и самоценным настоящим (без никчемных
угроз о трудностях будущего); между хорошим и
нормальным (нет такого «плохого» в детской жизни,
которое нужно было бы ставить в центр общего
внимания); между невозможным и возможным (без
ссылок на необходимое), между запрещенным и
разрешенным (разрешенным прежде всего через
собственные договоренности детей,
подтверждаемые, утверждаемые взрослым).
Подчеркнем, что устремленность должна быть
именно от хорошего к нормальному, к нейтральной
оценке.
В целом дело педагога – представлять как можно
больше поводов для успехов детей и употреблять
как можно меньше пафоса о необходимости успехов.
Что показано и что противопоказано
Как возможно в определенном месте жительства
наладить взаимное понимание сходства и различий
в двух профессиональных сферах деятельности
взрослых, воспитателей и учителей? Тонкости
решения этих вопросов могут уточняться в каждом
месте по-своему. Попробуем подчеркнуть те вещи,
которые одинаково важны для всех.
Пользуясь медицинским выражением, сформулируем
проблему совместимости двух педагогических
профессий так: что им показано и что
противопоказано в налаживании жизни детей до
семилетнего возраста и от семи лет до десяти?
Во-первых, детей не следует опекать ни жестко, ни
мягко. Тогда только они поймут, что желательно
другим детям и взрослым, и сами сделают выбор,
реализующий как их, так и не только их
собственные желания.
Во-вторых, противопоказано индивидуальное
обучение. В педагогических разговорах
«индивидуальный подход к обучению» понимается
едва ли не как синоним внимания к личности
ребенка и уважения к нему.
Но перед нами не синонимы, а два принципиально
разных, скорее противоположных явления. Ведь за
индивидуальный подход педагог обычно берется не
тогда, когда видит в растущем человеке
уникальность его возможностей, а когда
обнаруживает недостатки в его обученности и
берется их устранять. Разумеется, при этом вся
инициатива оказывается в руках взрослого, только
он понимает, куда, зачем, по какой линии он тянет
неуспевающего малыша. А внимание педагога к
индивидуальным особенностям ребенка направлено
на то, как эффективнее манипулировать этими
особенностями для направления деятельности
своего подопечного в нужное русло.
Тем временем сам ребенок привыкает к характеру
подобного индивидуального продвижения под
неусыпным руководством взрослого, как привыкают
к ходьбе на костылях. Таким образом, достигая
частных целей в обученности ребенка чему-либо,
его превращают в образовательного инвалида,
лишенного и веры в свои силы, и надежды на свои
возможности. Отнимут у него «индивидуальные»
костыли – и он вновь оказывается беспомощным и
ни на что не способным.
Детям «показано» быть в группе сходного возраста
для поиска в своем ближайшем окружении
необходимого для себя числа собеседников (а
именно от четырех до восьми, в среднем шестеро).
Тогда есть круг поиска для любого в этом кругу. В
игре или в деле противопоказаны отношения
несерьезные, неравноправные, быстро
перерастающие в конфликтные. Они часто возникают
при попытках взаимодействия с несходным
возрастом, когда к младшим либо относятся
снисходительно, высокомерно, либо оставляют их
без шансов на успех.
Педагогу противопоказан конспект. На учебных
занятиях воспитатели часто следуют за
конспектом в словах и действиях, работают по
чьим-то разработкам, отодвигая внимание к
общению на второй план. Этот обычай приводит к
непоправимому ущербу в жизни детей.
«Показано» же обратное – привычка к наблюдению
за происходящим с детьми, формирование за счет
доверительного гостевого обмена опытом с
коллегами способности к экспертным оценкам.
Тогда возникают чуткость к детским инициативам,
радостям и трудностям и готовность в зависимости
от них изменять свои планы и намерения.
Снимаются запреты на использование привлекающих
детей вещей и инструментов, материалов и форм их
применения. Например, освоение макраме и вязания
спицами и крючком рекомендуется не только
девочкам, но и мальчикам. Иначе говоря,
противопоказано устанавливать разграничение
сфер применения инициативных выборов по
половому признаку.
Для начинающих учиться читать неприемлема
уравниловка перед лицом текста. Поэтому не
следует практиковать перечитывание одного
текста. Оно учит плохому представлению о себе и
небрежной оценке других. Выбор по собственному
желанию любой книги будет лучшим стимулом к
чтению, к появлению надежды на успех у тех, кто
его не ждет.
Получение заданного извне результата не может
достигаться чередой повторных действий, которые
контролируются со стороны. Ведь такое обучение
исключает и заинтересованное наблюдение за
процессом достижения результата.
Взрослому не следует забывать, что игровая
групповая деятельность является лучшей формой
(способом) обучения в возрасте от пяти до
одиннадцати лет.
И главное, для процесса становления собственной
речи противопоказана возможность разобщения
действующих лиц, и тем более их разобщенность.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|