Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №46/2001

Вторая тетрадь. Школьное дело

Путь от ремесла к мастерству

На первой странице вкладки мы не раз печатали размышления и мнения ученых, родителей, учителей с разным стажем, различными взглядами и педагогическими пристрастиями о наших профессиональных качествах, способностях, предпочтениях. Одним словом, о том, каким же должен быть хороший учитель, учитель-мастер. Должен? Но кому? Наверное, от этого уточнения во многом зависит ответ: ведь представления об идеальном учителе с точки зрения чиновников, психологов, ученых от педагогики, родителей и детей далеко не всегда совпадают. В одном случае учитель решает сам, возводя по кирпичику здание своих профессиональных принципов, обязанностей и заповедей, – он должен только сам себе. Но это не единственный путь: можно довериться ученым, опытным педагогам, которые помогут учителю обрести неповторимый индивидуальный образ и педагогический стиль. О разных путях к собственному образу учителя-мастера – письма из нашей почты.

...Я увидела, насколько важен на уроке успех

В прошлом году я была направлена на курсы повышения квалификации в МИПКРО и, волею судьбы попав в лабораторию педагогического мастерства, поняла: это то, что мне надо. Какое точное, емкое название! Да, именно педагогическим мастерством должен обладать каждый учитель, чтобы не совершать педагогических ошибок, не допускать конфликтных ситуаций, всегда быть на высоте.
Лаборатория педагогического мастерства была образована в 1996 году. Организатором и вдохновителем ее стала Галина Георгиевна Скоробогатова.
Вначале к курсам было двоякое отношение. Рассуждали просто: “Что за курсы? Педагогическое мастерство – ни о чем... Лучше пойти на предметные: и программу изучишь, и методички получишь”. Но уже первые слушатели поняли, что ни на одних курсах не получишь столь разнообразной информации, не увидишь таких интересных людей, для которых педагогика – смысл жизни. Это кандидат педагогических наук В.Ю.Питюков, доктор педагогических наук В. В.Гузеев, Е.В.Воронина, Н.А.Петрова.
Что же включает в себя понятие педагогического мастерства? Это комплекс свойств личности учителя, обеспечивающий высокий уровень профессиональной деятельности:

  • гуманистическая направленность личности (признание уникальности каждого ребенка);
  • высокие профессиональные знания;
  • педагогические способности (интуиция, оптимистическое прогнозирование, креативность, артистизм);
  • педагогическая техника (форма организации поведения учителя).

Когда я закончила курсы педагогического мастерства, смогла по-иному взглянуть на урок: как на урок жизни для ребенка; урок развития его способностей и талантов; урок поиска истины.
Увидела, насколько важен и необходим для каждого на уроке успех: на почве неуспеха деформируется, а то и ломается детская личность. И есть действенная технология создания ситуации успеха на уроке, освоить ее, как и многие другие, можно на курсах педагогического мастерства, чтобы стать учителем-мастером.

Елена ГРИГОРЬЕВА,
учитель русского языка и литературы
школы № 1230 Москва

НАШ КОММЕНТАРИЙ

Так что же это такое – лаборатория педагогического мастерства?

Получив письмо Елены Григорьевой, мы решили поближе познакомиться с работой людей, помогающих учителям по-новому увидеть себя в профессии, и обратились в МИПКРО, в Лабораторию педагогического мастерства, чтобы побеседовать с заведующей лабораторией Галиной Георгиевной СКОРОБОГАТОВОЙ.

– Галина Георгиевна, для кого вы создавали ваши курсы, для каких учителей?
– Мы приглашаем и учителей-предметников, и директоров, и завучей, и воспитателей групп продленного дня, и педагогов дополнительного образования, и учителей начальной школы. Потому что педагогическое мастерство едино для всех педагогов, с каким бы содержанием они ни работали. И у педагога, задумавшегося не только о предметном содержании своей работы, но и о том, как ему преподнести материал, положение довольно сложное: методической литературы сейчас выпускается огромное количество, и подчас трудно сориентироваться. К тому же большинство методик написано очень тяжелым наукообразным языком. А мы стараемся сделать свои лекции доступными и интересными для учителей. Сейчас много говорят о личностно-ориентированном образовании, но оно возможно не только по отношению к детям, мы стараемся работать, принимая во внимание каждого пришедшего к нам учителя.

– Кроме обзора существующих методик, что вы даете учителю-практику для их реализации?
– Мы помогаем учителям обнаружить, оценить свои способности к педагогической деятельности и развить их. Помогаем овладеть педагогической техникой, например, одно из основных умений учителя – умение говорить понятно, увлекательно, грамотно, отчетливо, немонотонно. Мы учим и владеть своим голосом, и строить речь так, чтобы вас хотелось слушать.
Еще одна область нашей работы – педагогические технологии. Мы помогаем учителям понять, как успешнее общаться с ребенком, как заинтересовать его, увлечь, наладить с ним взаимоотношения.

– То, что кажется понятным и простым в теории и на лекции, не всегда удается успешно применить в классе...
– Обычно слушатели учатся у нас год, работая параллельно в школе. Поэтому, услышав о каком-нибудь приеме или педагогической технике, они буквально на следующий день могут попробовать их в классе. А на следующем занятии рассказывают о своем успехе или проблемах.

– Вы учите работать с тактическими, сиюминутными задачами или говорите и о дальних целях, о результатах работы школы вообще?
– Работа учителя сильно изменилась за последние годы оттого, что изменились требования к выпускнику. Если еще десять лет назад молодому человеку достаточно было хорошо усвоенной школьной программы, то сейчас мы говорим о том, что он должен еще и не растеряться, выйдя из школы, уметь применить полученные знания, быстро сориентироваться и приобрести новые знания самостоятельно. Все перспективные технологии, с которыми мы знакомим слушателей, – модульная, проектная, проблемная – все направлены на то, что ребенок сам добывает знания. И учитель, идя на урок, думает не о том, как он новые знания изложит, а как построит деятельность детей для самостоятельного приобретения этих знаний, чтобы они захотели узнать новое.
– Значит ли это, что грядет отказ от традиционной технологии?
– Ее нельзя зачеркивать: в традиционной школе много прекрасных учителей. Их только нужно переориентировать на другой результат педагогической работы.

– Охотно ли идут опытные учителя на изменения в своей работе, особенно когда перед ними такой спектр разных технологий?
– К нам приходят учителя даже с сорокалетним стажем, и мы помогаем каждому оценить свои сильные стороны, способности, возможности и соотнести их с той или иной технологией, найти свою.

В конце разговора я посетовала, что учиться на курсах педагогического мастерства могут лишь москвичи, но оказалось, что с лабораторией можно связаться и договориться или о приезде группы иногородних учителей в Москву, или о приглашении к себе преподавателей с кафедры, например, в каникулы.
Тел.: (095)151-77-81;  (095) 151-44-11

Беседовала
Елена КУЦЕНКО

Кого мы называем блестящим учителем?

“Я блестящий учитель, у меня прекрасные ученики!” Да, именно с этими словами надо входить в класс на каждый свой урок. Но что мы имеем в виду, говоря “блестящий учитель”?
Думаю, в каждой школе есть учитель, с предмета которого дети начинают выполнять домашнее задание, даже если это математика, а школа с углубленным изучением иностранных языков. На уроке полная тишина, учитель медленно обводит взглядом замерший в напряжении класс: “К доске пойдет... – пауза – ...Иванов!” Вздох облегчения, обреченный Иванов бредет к доске, и вполне уверенный в себе неглупый парень начинает заикаться под испепеляющим взглядом учителя. Самое смешное, что этот предмет дети, как правило, знают. Значит, этот преподаватель – блестящий учитель? Ведь основную свою задачу – научить детей – он выполняет блестяще. Но многие ли из этих знающих предмет ребят любят его и решают связать с ним свое будущее?
На другой урок ребята идут с удовольствием, на учителя смотрят с восторгом, учитель на них с любовью, понимая все их проблемы и сложности. За несделанные домашние задания ставит в журнал точку карандашом, на следующий раз точку ручкой, а потом забывает, что эта точка значит. Имея малейшую возможность похвалить ученика, обязательно похвалит, при плохом ответе скажет:” Это, безусловно, случайность, а в следующий раз будет пятерка”. Ну а раз случайность, зачем эту двойку ставить в журнал? И не ставит. Ребята его искренне любят, на уроке чувствуют себя уверенно, но предмет не знают совершенно, несмотря на высокие оценки. Но именно на таких уроках ребята обретают чувство уверенности в себе, самоуважение и веру в свои силы. Значит, и он – блестящий учитель?
Уверенность в себе, самоуважение – это прекрасно. И если наши выпускники вышли из школы без этих качеств – грош нам цена. Но, бывает, все ими и ограничивается: довольный собой, уверенный в своих силах молодой человек не может двух слов связать по-английски, безграмотно пишет по-русски, Фонвизина ищет на карте, но хранит в своем сердце самые теплые воспоминания о школе.
Я все-таки по старинке считаю, что школа должна детей учить. Но как это сделать, не ломая их и не запугивая? Как заставить их учиться, не умаляя свободы их личности? Возможно ли результативное образование без прессинга? Ведь оно во многом построено на преодолении себя, а это не просто. Возможно ли в школе обойтись без давления на ученика?
А может быть, я все усложняю? Есть учителя, которые говорят: “Надо относиться к детям, как токарь к станку”. Они относятся к ученикам без излишней эмоциональности. Но процесс идет: материал проходят, оценки выставляются, кто что заслужил, то и получает. Дети к таким учителям относятся вполне уважительно, предмет, в общем, знают. Самолюбие на таких уроках не страдает. Все довольны. Так и надо? Это и есть золотая середина? То есть учитель-”токарь” и есть блестящий учитель? А все остальное – суета?

Наталья ФЕДОТОВА

Дело не в том, что кто-то лучше или хуже.
Дело в том, что мы – разные!

В каждой профессии существует понятие “мастер”.
А в нашей? Существует как минимум несколько десятков самых разных, иногда противоречащих друг другу представлений о том, что должно происходить с ребенком при педагогическом взаимодействии (или воздействии) и каким должен быть его результат. Кто-то мечтает о выпускниках с энциклопедическими прочными знаниями, для других идеал – саморазвитие ребенка, третьи воспитывают высоконравственных, эмоционально чутких детей. И в каждом из этих педагогических направлений есть свои мастера. Но как различается их работа с детьми! Ибо от того, что ты хочешь получить в результате, полностью зависит, как ты будешь строить свою педагогическую работу. Учитель-фасилитатор или приверженец вероятностного образования содрогнется при мысли о заранее расписанном на целый год поурочном планировании. А хороший традиционный учитель не мыслит работы без такого плана. И это не значит, что кто-то из них лучше или хуже – они просто разные.
По-моему, чтобы не остаться ремесленником от педагогики, пусть и хорошим, а стать в конце концов мастером, нужно из множества педагогических систем и направлений выбрать свое, чтобы не диссонировало с твоими человеческими убеждениями, желаниями, принципами. И путь этот каждый может пройти только самостоятельно, постоянно прислушиваясь и доверяя себе.

Анастасия СКОРИЦКАЯ

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru