Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №46/2001

Вторая тетрадь. Школьное дело

Елена КУЦЕНКО

Колонка редактора

Мы встречались с вами на страницах вкладки “Школа для учителя” целый учебный год. Конец его – время подведения итогов. Для меня это тем более важно, что в газету я пришла из школы, вернее, не из, а, продолжая работать в школе, осваивала премудрости журналистики. Поэтому мне особенно непросто оценить результаты.
Казалось, что знаю школу и школьную жизнь достаточно хорошо. Во-первых, я конечно же там училась. Во-вторых, много лет работаю учителем. И, наконец (уже два дня прошло после выпускного и могу говорить об этом в прошедшем времени), была мамой ученика-школьника. Поэтому думала, что знаю о школе если не все, то многое.
Однако, взявшись рассказывать об образовании учителей, поняла, что мне придется посмотреть на наше образование и педагогику совершенно иначе. Не теряя из виду интересов отдельного учителя, загруженного работой выше головы – уж как это бывает, слишком хорошо себе представляю, – нужно было увидеть картину в целом: о чем интересном, новом или хорошо забытом старом можно было бы рассказать.
Мое открытие этого года: оказывается, идеи великих философов и педагогов используются в совершенно разных, иногда даже разнонаправленных педагогических системах. Например, Выготского почитают и давыдовцы, и толстовцы, и приверженцы французских мастерских. А в собственной, стихийно сложившейся практике с изумлением обнаружила элементы Монтессори-педагогики, школы Толстого, рефлексивно-деятельностные парафразы.
Меня удивило и огорчило, что многие учителя, придумывая и пробуя какие-то действительно новые и перспективные технологии и методы работы в педагогике, не знают, что в этом же направлении работают коллеги буквально под боком, в этом же городе. Вот совсем недавно приехали в редакцию две учительницы, привезли описание своей исследовательской работы, методические разработки уроков – а я как раз в это время готовила материал об исследованиях на ту же тему – интегрирование предметов художественного цикла. А они даже не слышали об этом. Не говорю, что нужно “списывать” у более успешно продвинувшихся коллег, но хорошо бы представлять круг единомышленников. Или я не права и интереснее до всего доходить самому?
Очень надеюсь, что и вы в публикациях о разных педагогических системах нашли что-то близкое и интересное для работы. Чтобы эти замечательные идеи не оставались уделом одиночек-энтузиастов, а действительно входили в жизнь ребят и учителей. Сейчас пока, к сожалению, популярные термины вроде сотрудничества, групповой работы, проектов, рефлексии произносят почти все. Но зачастую они так и остаются словами. Ведь для того, чтобы осознать и использовать каждое из этих понятий, придется перевернуть все свои старые представления о педагогике, о себе как учителе, о своем отношении к ребенку. Особенно если начинал работать в традиционной школе. Это трудно и страшно – по себе знаю. Такие вещи не происходят с человеком только после прочтения учебника или даже очень талантливой статьи. Поэтому мы стараемся сообщать вам телефоны и адреса людей, которые могут помочь в живом общении понять, насколько вам близка именно эта образовательная технология или педагогическая система, с каких шагов вы могли бы начать ее осваивать.
А самое чудесное в моей новой работе – получать письма. В школе у учителя результат отсроченный, далекий. Что-то из выращенного нами может проявиться или стать ученику необходимым через много лет. А тут получаешь письмо и видишь, что прочитали, и задумались, и что-то поняли, и захотели себя попробовать. Спасибо вам за письма!
Как и каждому учителю, мне необходимо знать, что получилось из уже сделанного, чтобы строить работу дальше. Поэтому если материал показался вам интересным, нужным или, наоборот, бесполезным, пустым, спорным, пишите, пожалуйста, звоните, приходите.
Надеюсь, встретимся в следующем учебном году.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru