Легенда о несбывшемся билете
И быль о состоявшихся странствиях
Коль скоро, согласно Толковому словарю,
понятие «вещь» толкуется весьма широко и за одно
из значений признается «отдельный предмет,
изделие», то билет, дающий право проезда на
каком-либо транспортном средстве, вещью,
безусловно, является. Кто-то же его изготовил и
придал ему товарную форму. Но вот следующее
значение уже путает карты в этой игре. Потому что,
принадлежит ли билет к «личному движимому
имуществу» или таковым имуществом служит в
глазах определенного типа государства временный
держатель картонажно-бумажного изделия, решить
затруднительно. И Иван Карамазов намучился бы в
эпоху монополии МПС досыта, пытаясь вернуть
билет.
Да и кстати – где бы его достал? То-то!
Мне, например, труден сам выбор варианта. Что
интереснее: способы доставания билета или
путешествий без оного? Ибо отсутствие вещи в
свободной продаже не означало и поныне не
означает ее небытия, но лишь демонстрирует
предел человеческих возможностей. В одну
высокотемпературную республику я, помню,
улетела, предъявив начальнику аэропорта
подложно запротоколированные сведения о начале
массового падежа овец в совхозе имени
Курман-Газы. Почему это прискорбное
обстоятельство требовало присутствия подателя
сего на месте, в справке не уточнялось даже с
точки зрения эпидемиологической. Бумага с
печатью была самодостаточна. Что до отсутствия
билета, символизированного в понятии автостоп,
так охота к перемене мест бросала меня из тамбура
на буфер, из ящика для угля – в купе проводницы,
где лежачее место было усечено на половину моего
роста встроенным шкафом для хранения чайных
принадлежностей. Главный признак российской
демократии – голосование на дороге – опускаем.
Там добрая воля подсаживающего первична и не
ведет ни к какой ответственности.
Государственные транспортные монополии – дело
другое. Они, нарушая правила игры, подрывают
устои, посягают на нечто базисное. Однажды в
районе дозаправки меня взяли «зайцем» на
военно-транспортный «борт», летящий из района
суперсекретного Байконура. Закатали в брезент,
кишащий космическими блохами, которым члены
экипажа, судя по тому, как они накинулись на
новенького, смертельно надоели.
Пожалуй, из всех видов транспорта я не
пользовалась только трубопроводным. Потому, что
я не газ – это раз, и потому, что смертельно боюсь
узких и замкнутых проходов. Просто водные
перевозочные средства я тоже употребляла как
исключение – и потому, что «куда ж нам плыть?!.», и,
вопреки рождению под знаком Рыбы, по
крестьянскому какому-то недоверию к воде. Но
поездам имя было легион, и везли они по
совокупности дальше всего, и в итоге привозили
домой. А билеты при этом свободно фигурировали
только в пригородном масштабе, некоторое время
поступая в руки из никелированных автоматов. И в
пору этого кратковременного отчуждения принципа
«из рук в руки» я часто думала о том, что
когда-нибудь соберусь ехать на обычной
электричке, а кассирша тихо ответит, неуязвимая в
своем дупле: «Билетов нет!»
…Я пыталась выбраться из районного центра
Сампур, который, видимо по праву звукового
сходства, претендовал на братание с японским
городком Саппоро, взвалившим на свои плечи XI
Олимпийские игры: поперек магистральной улицы
был натянут транспарант «Сампурцы приветствуют
олимпийское движение!». Я морально вливалась в
незримые ряды приветствующих, но марафонский
пробег до областного центра был мне не под силу,
рейсовый автобус пятый месяц находился в
ремонте, местное автопредприятие в полном
составе брошено на уборку яровых, а
железнодорожное сообщение с ойкуменой не
налажено – за недосугом – с гражданской войны.
Так что все уперлось в гражданскую, но авиацию. То
есть в небо. По сорокаградусной жаре я доплелась
до поросшего выжженной стерней поля, которое и
Нестеров, завершая «мертвую» петлю, назвать
летным не рискнул бы. Где-то на обочине стояло
сооружение, надпись на коем – «Аэропорт» – была
сомнительна, как побратимство с олимпийским
Саппоро...
– Билетов нету! – иного дебюта диалога ожидать
от кассирши мог только иноземец.
И это нетерпение ее одинокого сердца, с учетом
незанятости всего окоема никаким посторонним
предметом вроде самолета, было точной проекцией
положения дел в стране: нету глобально, без
изъятий. С детства чураясь подобных обобщений, я
попыталась локализовать проблему:
– А самолет-то будет?
Причинно-следственная зависимость априорно
выстраивалась на основании предыдущего опыта:
был бы самолет, а посадочное место найдется. Но
кассирша, верная нравственному закону внутри
нее, отповедала:
– А хрен его знает!
Как человек умудренный, она не пошла по пути
взятия всей ответственности лично на себя,
вынеся верховное Знание вовне. Граница со
смежной землей пролегала где-то за пределами
взлетно-посадочной (по замыслу) полосы...
– Домой на чем добираетесь? – спросила я
кассиршу, понимая, что проделывать каждый день
пешком путь, только что проделанный мною,
штатному работнику не в масть.
Как только тема вышла за рубеж билета, одинокая
сиделица приобрела свойства почти дружелюбной
собеседницы:
– А мужик зацепляет.
Не вдаваясь в подробности замысловатого глагола
и стараясь не представлять его действие
умозрительно, я задала следующий по логике
вопрос:
– Где мужик-то?
– А вон – на тракторе пашет.
«Пахать» в смысле взрывания верхнего слоя земли
по сезону было поздновато. Этот глагол служил
общенародным синонимом труда.
– Чего ж мотора не слышно?
Кассирша посмотрела с выражением
непередаваемым, заставившим меня смутиться
незнамо отчего:
– Да спить, собака! – Здесь я услышала то ли смех,
то ли всхлип. – Зенки-то с утра залил. Щас будить
примусь. Шабашить пора.
Итак, третий глагол был употреблен
нетрадиционно, если следовать букве словаря, а не
духу народа-языкотворца: «шабашить», по моим
книжным представлениям, означало окончание
опять-таки трудового, а не сновидческого
процесса. Щелкнув невидимым тумблером, кассирша
включила динамик, который за отсутствием
обстоятельств прямого назначения исполнял не
оговоренные технической характеристикой
функции. Насыщенный нежностью голос полился над
полями да над чистыми:
– Пьянь беспробудная! Войну проспишь! Ехай
быстро – тут человек мается! – Такой
альтруистической точности хватило бы иному
литератору на премиальный роман.
Моя ли маета, родной ли трубный зов пробудили
совесть ударника хищений ГСМ, но где-то за межой
взревело, застрочило, и минут через десять
кудлатая голова выступила из кабины «Беларуси».
Несмотря на недавнее и невольное пробуждение,
голова одномоментно ухватила всю соль вопроса и
сипнула:
– Залазь! До трассы доброшу.
Где была эта трасса и как совершался бросок… Да
стоят ли самые лихие подробности душевного
порыва к добру и свету? И стоит ли объяснять,
почему Гоголь развел в своей бессмертной формуле
русской беды два «д» по разные стороны? Почему
дураки «и» дороги, а не дураки «на» дорогах? Так
ведь дурак по русской дороге сам не проедет: его
непременно должен везти умный, он же – пьяный.
Иммануил Кант, никогда не покидавший
Кенигсберга, диалектически прав: совсем не
обязательно лететь в небо, чтобы чувствовать его
над головой. Как совсем не обязательно иметь
билет, чтобы ехать. Даже наоборот.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|