Основы современной образовательной политики
России (стратегические тезисы)
Полтора месяца назад в связи с созданием
рабочей группы Государственного совета РФ по
вопросам реформы образования мы опубликовали
материал для обсуждения “Цель модернизации
образования – эффективная школа” (12.05.01). В ходе
работы названной группы сама проблема
модернизации образования была поставлена в
более широкий контекст общего осмысления целей,
принципов и приоритетов образовательной
политики.
19 июня на заседании рабочей группы было
рассмотрено несколько первых подготовительных
материалов, которые будут положены в основу
разработки итогового документа “Современная
образовательная политика России”. Один из этих
материалов был роздан журналистам для
ознакомления. Его мы и публикуем сегодня.
I. Современное качество образования как
соответствие образования актуальным и
перспективным потребностям современной жизни.
1. Общемировой контекст (тенденции
глобализации, информатизации, развития мировых
рынков труда и образовательных услуг и т.п.)
2. Специфическая ситуация в России (социальные
проблемы и противоречия, состояние
человеческого капитала и
культурно-образовательной среды)
3. Соответствие существующей системы образования
требованиям современной жизни (традиции и
достижения, проблемные и критические зоны,
социальные ожидания, возможности и ограничения)
4. Цели и приоритетные задачи современной
образовательной политики:
· социально-экономическая приоритетность
образования;
· опережающее развитие образования по отношению
к другим областям социальной практики;
образование – сфера общественного
согласия;
доступность и непрерывность
образования;
светскость образования, образование
как механизм сохранения национальной
самобытности и культуры, учет
регионально-национальных особенностей
различных территорий России;
государственно-общественный характер
управления образованием;
непрерывность обновления образования;
образование – инструмент социальной и
профессиональной мобильности;
мобилизация внутренних и внешних
ресурсов образования;
определение современного статуса,
повышение роли и ответственности субъектов
образования;
социальная поддержка работников
образования;
введение образовательных стандартов и
эталонов (стандарт как базовое основание
образования и гарант сохранения здоровья
учащегося; эталон как социальный заказ и цель
образовательной деятельности, как современный
уровень педагогической и управленческой
компетентности).
II. Основные направления
образовательной политики.
1. Обеспечение современного содержания и
оптимизация структуры образования
1.1. Современное качество содержания образования:
соответствие содержания образования
задачам жизнедеятельности современного
человека, общества, государства;
содержание образования как органичное
единство необходимых компонентов процесса
развития человека – воспитания, обучения,
деятельности;
интегрированность «школьного»
(педагогического) и семейного, основного и
дополнительного, общего и профессионального
образования;
преемственность содержания и структур
дошкольного, общего среднего и
профессионального образования.
1.2. Переосмысление понятия и задач
воспитания как первого приоритета в образовании:
национальная самоидентичность;
гражданская ответственность и
правовое самосознание;
духовность и культура;
личная инициативность и
самостоятельность;
толерантность в поведении и общении.
1.3. Компетентностный подход как основа
формирования современного содержания
образования:
в обеспечении единства основных
компонентов содержания образования – знаний,
умений, навыков, опыта самостоятельной
деятельности и личной ответственности;
при разработке образовательных
стандартов;
для социализации и профессиональной
мобильности.
1.4. Приоритетные направления и условия
достижения современного качества образования и
оптимизации его структуры
– Создание независимой системы
аттестации и оценки качества образования.
– Создание единой системы образовательной
статистики и мониторинга образования.
– Развитие региональных систем образования.
Учет регионально-национальной специфики и опыта
в процессе модернизации образования.
Общее образование
– Законодательное закрепление сроков школьного
обучения. Определение структуры общего среднего
образования – дошкольного, начального,
основного, полного среднего образования.
(Перспективная проработка вопроса о возможности
увеличения – в рамках 11-летки – сроков обучения
в начальной школе до 5–6 лет; апробация и
обобщение регионального опыта
«горизонтального» построения
общеобразовательной школы – организационного
выделения начальной, основной и старшей ступени
школы как отдельных, самостоятельных
образовательных учреждений.)
– Введение государственных минимальных
социальных стандартов в области образования и
рамочных компетентностных образовательных
стандартов, а также вариативных учебных планов с
учетом особенностей региона и возможностей
образовательного учреждения.
– Оптимизация учебной, психологической и
физической нагрузки, создание в образовательных
учреждениях условий для сохранения и укрепления
учащихся.
– Организация опыта самостоятельной
деятельности, воспитание инициативы и личной
ответственности учащихся.
– Усиление роли дисциплин, обеспечивающих
успешность социализации учащихся и их включения
в трудовые отношения (социально-гуманитарный
цикл, всеобщая компьютерная грамотность,
русский, родной и иностранные языки,
профессиональная ориентация и
предпрофессиональная подготовка).
– Введение профильного обучения в старшей школе
и ее кооперация с учреждениями начального и
среднего профессионального образования.
– Введение системы единых экзаменов с учетом
результатов эксперимента.
– Реструктуризация основной и старшей ступени
сельской школы при сохранении и поддержке
начальных малокомплектных школ (создание
образовательных и социокультурных комплексов,
учебно-консультационных пунктов, организация
системы «школьных автобусов», развитие
дистанционного образования и др.).
– Нормативно-правовое обеспечение развития
новых типов общеобразовательных учреждений, в
том числе образовательных центров и комплексов,
а также учреждений для детей, оставшихся без
попечения родителей.
– Введение эффективных
общественно-государственных механизмов
экспертирования создаваемой учебной литературы.
– Рационализация досуговой деятельности,
каникулярного времени и летнего отдыха учащихся.
Профессиональное образование
– Прогнозирование потребностей рынка
труда и создание кооперации сети
профессиональных образовательных учреждений,
рекрутинговых и информационных агентств, служб
занятости.
– Модернизация содержания профессионального
образования и обеспечение его
конкурентоспособности на внутренних и мировом
рынках труда.
– Фундаментализация высшей школы, углубление
интеграционных и междисциплинарных программ,
соединение с прорывными высокими технологиями.
– Информатизация образования и оптимизация
методов обучения, расширение веса тех из них,
которые формируют практические навыки анализа
информации и самообучения, увеличение роли
самостоятельной работы студентов.
– Структурная и институциональная перестройка
профессионального образования, оптимизация сети
его учреждений, отработка различных моделей
интеграции начального и среднего, среднего и
высшего профессионального образования,
обеспечение его многоуровневости, создание
университетских комплексов,
профессионально-корпоративных образовательных
комплексов (ассоциаций),
учебно-научно-производственных объединений.
– Регионализация профессионального
образования, разделение начального и среднего
профессионального образования на федеральный и
регионально-муниципальный уровни.
– Повышение статуса вузовской науки как
основного условия обеспечения высокого качества
подготовки специалистов, важного фактора
развития производительных сил общества и
механизма непрерывного обновления содержания
профессионального образования.
– Создание системы непрерывного
дополнительного профессионального образования.
– Нормативно-правовое обеспечение активного
привлечения социальных партнеров
(работодателей, служб занятости и др.) к решению
проблем профессионального образования.
2. Обеспечение доступности образования и
его непрерывности в течение всей жизни человека
2.1. Понятие доступности образования (доступность
и общедоступность, общедоступность и
обязательность образования, социальная и
территориальная доступность).
2.2. Платность и бесплатность (в дошкольном, общем
среднем, начальном, среднем и высшем
профессиональном образовании, в дополнительном
образовании – детей и взрослых).
2.3. Социально-экономические меры обеспечения
доступности образования
– Введение государственных минимальных
социальных стандартов в образовании.
– Разработка и введение комплекса мер по
обеспечению доступности образования на всех его
ступенях и адресной социальной помощи учащимся и
студентам из низкодоходных семей, детям-сиротам
и детям, оставшимся без попечения родителей:
введение повышающих коэффициентов к
федеральным нормативам финансирования для
малообеспеченных учащихся с целью расширения
для них доступности общего образования
повышенного уровня, превышающего
государственные образовательные стандарты;
создание на муниципальном уровне
фондов поддержки детей, нуждающихся в особой
социальной защите, для обеспечения детям из
малодоходных семей возможности получать
дополнительное образование;
создание системы образовательного
кредита (субсидии), предоставляемого
государством и работодателями, для обеспечения
детям из малодоходных семей возможности
получать среднее и высшее профессиональное
образование, предусмотрев различные формы
погашения кредита (субсидии), которые могут быть
полностью или частично возвратными, а также
безвозвратными при условии отработки
определенного времени по полученной
специальности;
разделение стипендиального
обеспечения студентов вузов и сузов на
академические и социальные стипендии, адресное
предоставление социальных стипендий студентам
из низкодоходных семей;
обеспечение содержания студенческих
общежитий из федерального бюджета при
пресечении их использования не по прямому
назначению;
оплата два раза в год проезда до места
обучения для тех малообеспеченных студентов,
место постоянного проживания которых
значительно удалено от места учебы;
создание для обучающихся фондов
рабочих мест с неполным рабочим днем и т.д.
2.4. Организационно-педагогические меры
обеспечения доступности образования
– Формирование
общественно-государственной системы
обеспечения обязательного основного общего
образования, мониторинга его реализации и
образовательного пути каждого ребенка.
– Обеспечение преемственности образовательных
программ всех уровней.
– Обеспечение многообразия типов и видов
образовательных учреждений и вариативности
образовательных программ.
– Разгрузка, оптимизация и жизненная
направленность содержания образования как
важные факторы его доступности.
– Расширение информатизации образования и
развитие дистанционного обучения как условие
расширения доступности образования.
– Преодоление разрыва в доступности образования
между городской и сельской местностью.
2.5. Обеспечение доступности образования
для детей с проблемами в обучении и развитии
Дети, имеющие особые нужды, проблемы со
здоровьем, обеспечиваются государством
медико-психологическим сопровождением и
специальными условиями для обучения
преимущественно в общеобразовательной школе по
месту жительства и только в исключительных
случаях – в специальных школах-интернатах,
крайне затратных как в моральном, так и в
материальном плане для ребенка и государства.
2.6. Принятие чрезвычайных государственных
(межведомственных) комплексных мер по борьбе с
беспризорностью, асоциальным поведением детей и
социальным сиротством
– Дети с проблемами асоциального и
девиантного характера должны иметь обязательное
индивидуальное психолого-педагогическое
сопровождение. Это особенно важно, если учесть,
что количество таких детей в подростковой и
молодежной среде в нынешних условиях дошло до
масштабов едва ли не социального бедствия.
– Вследствие этого необходимо принять
чрезвычайные государственные (межведомственные)
комплексные меры по борьбе с беспризорностью,
асоциальным поведением детей и социальным
сиротством:
создание сети учебно-воспитательных
заведений по опыту А.С.Макаренко, С.Т.Шацкого и
первых послевоенных лет – суворовских,
нахимовских училищ, кадетских школ и корпусов,
казачьих школ, летных, мореходных, речных,
промышленных, сельскохозяйственных и других
училищ;
создание специализированных
консультативных подростковых центров, где
подростки могли бы решать свои
психолого-педагогические и медико-социальные
проблемы;
рационализация порядка и процедур
усыновления детей, развитие системы приемных
семей и детских домов семейного типа;
подготовка специальных кадров –
социальных педагогов и психологов – по
профилактике социального сиротства и для работы
с детьми риска;
подготовка и переподготовка
педагогических кадров, а также проведение
родительского всеобуча по профилактике
наркомании и алкоголизма;
введение в органы управления
образованием инспекторов и методистов по делам
несовершеннолетних;
введение на федеральном и региональном
уровнях специальных уполномоченных по правам
ребенка.
2.7. Обеспечение непрерывности
образования по «вертикальному» и полноты по
«горизонтальному» векторам развития человека
Вариативность и многообразие содержания, форм и
институциональных структур образования должны
обеспечивать не только доступность непрерывного
повышения человеком собственного
образовательного ценза параллельно с изменением
его возрастных потребностей, но и полноту его
культурной самореализации на каждом этапе жизни
в трудовой и творческой деятельности, в общении и
межличностных отношениях, в быту и во время
досуга.
2.8. Доступность и непрерывность образования как
условие социальной и профессиональной
мобильности современного человека.
3. Повышение роли, статуса и поддержка
государством и обществом основных субъектов
образовательной деятельности: обучающегося,
педагогического работника, образовательного
учреждения
3.1. Статус обучающегося. Защита его прав и
личности в образовательном процессе
– Обучающийся – главный субъект
образовательного процесса, определяющий свою
образовательную деятельность, программу, форму и
учреждение собственного образования (в
дошкольном и младшем школьном возрасте семья
является идентифицированным с ребенком
субъектом образовательного процесса, в
подростковом и юношеском возрасте семья
уступает ребенку часть прав на выбор
дальнейшего, в том числе и обязательного
профессионального образования, а взрослый
обучающийся обретает всю полноту прав и
ответственности за повышение своей
профессиональной компетентности в течение всей
жизни).
– Ключевым документом в определении прав и
защите личности ребенка в образовании является
Конвенция о правах ребенка.
– Конституция Российской Федерации гарантирует
права граждан на образование. В современной
сложной социально-экономической ситуации эти
гарантии не всегда соблюдаются. Предстоит в
полной мере обеспечить их выполнение и вместе с
тем создать условия для:
бесплатного образования – в пределах,
установленных законом;
выбора образовательного учреждения и
образовательной программы;
получения образования в соответствии с
установленными государственными стандартами;
получения дополнительных
образовательных услуг, а также дополнительных
бесплатных занятий по основной программе в
рамках государственного образовательного
стандарта в случае возникших объективных
трудностей;
обучения на современной
учебно-материальной базе с использованием
современного оборудования и учебной литературы;
обучения в условиях, гарантирующих
защиту прав и личности обучающегося в
образовательном процессе, его психологическую и
физическую безопасность;
социально-педагогической и
психолого-педагогической помощи семье, ранней
диагностики резервов развития ребенка
(физических и психологических);
бесплатного пользования обучающимися
фондами государственных библиотек, посещения
музейных и клубных государственных учреждений
культуры.
– Обучающийся должен иметь информацию о
величине затрат, осуществляемых государством и
обществом на его образование.
– Обучающийся несет ответственность перед
государством и обществом за собственный
образовательный труд и социально полезную
деятельность.
– Образовательная зрелость обучающегося
оценивается не только государственным
аттестатом и дипломом, но и специальным
государственным документом, отражающим его
результаты в дополнительном образовании.
3.2. Повышение социального статуса и
профессионализма педагогического работника.
Усиление государственной поддержки работников
образования
– Государство рассматривает социальную
поддержку работников образования как одну из
приоритетных задач своей образовательной
политики. Решение этой задачи предполагает
существенное изменение в оплате труда
педагогических и управленческих работников
образования, в системе педагогического
образования и повышения квалификации работников
образования.
– Повышение профессионализма педагогов,
подготовка и формирование педагогического
корпуса, соответствующего запросам современной
жизни, – первостепенная задача, равновеликая
задачам модернизации всей системы образования
России.
– Для преодоления негативных тенденций в
кадровом обеспечении образования за счет
повышения социального статуса и
профессионализма педагогических работников, мер
их государственной поддержки должна быть
разработана и реализована федеральная
межведомственная программа «Педагогические
кадры России», включающая в себя три основных
направления:
А. Повышение социального статуса
педагогического работника
– Ключевым документом в определении
прав педагогического работника, защите его
личности в профессиональной деятельности
являются принятые ЮНЕСКО «Рекомендации о
положении учителей», раскрывающие роль учителя
(педагогического работника) в подготовке
молодого поколения к вступлению в жизнь, к
участию в строительстве демократического
гражданского общества и правового государства,
содержащие руководящие принципы в сфере
социального положения, профессиональной
подготовки и условий труда учителей
(педагогических работников).
– Все педагогические работники получают
специальный профессиональный статус «Работник
образования» ( и соответствующее удостоверение),
дающий право на:
осуществление педагогической
деятельности на основе своих профессиональных
убеждений и профессионального выбора;
обеспечение здоровых и безопасных
условий труда;
свободное получение информации,
связанной с образованием, а также возвратное
бюджетное субсидирование для приобретения
персонального компьютера и пользования
Интернетом;
присвоение почетных званий «Народный
учитель России» и «Заслуженный учитель России»;
свободное создание профессиональных
педагогических сообществ (ассоциаций,
объединений, союзов и др.) и их участие в
управлении образованием, в выработке принципов и
направлений образовательной политики;
свободное участие в конкурсах по
проектам и грантам в области образования;
оплачиваемое государством повышение
квалификации или переподготовку один раз в пять
лет;
бесплатное пользование фондами
государственных библиотек, льготное посещение
музейных и клубных государственных учреждений
культуры и бесплатное их посещение с группой
детей;
льготное первоочередное обеспечение
жилой площадью в пределах социальных норм при
признании их нуждающимися в улучшении жилищных
условий в соответствии с законодательством РФ;
получение льготных путевок в
саноторно-курортные и оздоровительные
учреждения с полной или частичной оплатой
проезда (для работников образования, имеющих
тяжелые и хронические заболевания);
государственные гарантии оплаты
обучения детей учителей (имеющих определенный
стаж педагогической работы) в средних и высших
государственных профессиональных заведениях;
пятидесятипроцентную скидку по
установленной оплате собственных детей в
дошкольных учреждениях.
Б. Усиление государственной поддержки
педагогических и управленческих работников
образования
– Введение системы финансирования
оплаты труда работников образования с уровня
субъекта Федерации через механизм
соучредительства общеобразовательных
учреждений. При этом за счет перехода на
нормативное финансирование должен быть
зафиксирован обязательный надтарифный фонд,
дающий возможность образовательному учреждению
устанавливать надбавки и доплаты, позволяющие
поощрять персонал за качество труда, за работу,
не входящую в круг основных обязанностей
работника, и др.
– Повышение в ближайший период минимальной
тарифной ставки педагогических работников до
уровня не ниже прожиточного. Доведение к 2004 году
средней заработной платы учителя до уровня
средней по промышленности.
– Отказ от ЕТС, переход на систему оплаты труда
педагогических работников с учетом специфики
образовательной отрасли.
– Введение целевых надбавок молодым
специалистам на первые три года педагогической
деятельности и надбавок за продолжительность
непрерывной работы в образовательных
учреждениях.
– Предоставление отсрочки от призыва на
действительную военную службу молодым
специалистам – педагогическим работникам.
– Изменение оплаты труда руководителей
учреждений образования в соответствии с
системой оплаты труда государственных и
муниципальных служащих.
– Создание отраслевой пенсионной системы
работников образования и совершенствование
системы пенсионного обеспечения по старости
различных категорий педагогических работников.
– Изменение пенсионного обеспечения по старости
для руководителей учреждений образования в
соответствии с объемом пенсионного обеспечения
государственных и муниципальных служащих.
– Создание отраслевой системы социального
страхования работников образования на
современной страховой основе.
– Закрепление (подтверждение)
нормативно-правовыми актами РФ льгот
педагогических работников в области оплаты
жилья и коммунальных услуг в сельской местности.
В. Повышение профессионализма
педагогических кадров
– Всесторонняя и глубокая модернизация
системы педагогического образования – ее
организации, структуры, содержания, принципов
взаимосвязи с образовательной практикой и
инновационными процессами в образовании.
– Реорганизация и придание динамизма системе
повышения квалификации работников образования
за счет перевода финансирования их
образовательных программ на конкурсную основу и
персонифицированного финансирования повышения
квалификации педагога на основе его
собственного выбора места дополнительного
педагогического образования.
– Реорганизация методической службы. Построение
ее деятельности на принципах сетевой
организации и маркетинга распространения
передовых образовательных практик. Создание
разветвленной инфраструктуры методических
служб в форме творческих площадок, лабораторий
перспективного опыта, педагогических мастерских
на базе инновационных образовательных
учреждений и педагогических практик.
– Создание эффективной системы подготовки и
повышения квалификации руководителей
образования и образовательных учреждений.
Введение единой системы их аттестации и порядка
замещения ими руководящих должностей при
наличии соответствующего диплома.
– Выделение целевых президентских стипендий
(грантов) для поддержки молодых талантливых
преподавателей.
– Разработка комплексной программы
всестороннего реформирования и качественного
обновления педагогической науки,
предусматривающих:
возрождение практико-ориентированных
научных школ;
построение принципиально новых
моделей научно-практических проектов, выводящих
педагогическую науку на передний край изучения
закономерностей развития человека,
образовательной деятельности, тенденций
изменения образовательных и педагогических
систем, распространения образовательных
инноваций;
целевое финансирование перспективных
научно-практических исследований и
социально-образовательных проектов.
3.3. Статус образовательного учреждения
– Образовательное учреждение –
основная среда воспитания, обучения и развития
подлинно российского человека, центральное
звено образовательной системы.
– Образовательное учреждение имеет
главенствующую роль в реализации современной
образовательной политики России.
– Образовательное учреждение имеет право на
общественное признание, собственный фонд
развития, создание совета попечителей, на
кооперацию с общественными, информационными,
научными, культурными и иными институтами,
расширяющими его образовательные возможности.
– Образовательное учреждение имеет право быть
не похожим на другие образовательные учреждения
своими традициями и историей, укладом жизни,
атрибутами (именем, флагом, эмблемой, гимном и
др.), стилем, уникальным творческим коллективом,
своими образовательно-производственными
достижениями, праздниками и знаковыми событиями,
воспитывающей средой.
– Образовательное учреждение является
образовательным не только для учащегося, но и для
его семьи, а также для педагогического работника
и его профессионально-личностной
самореализации.
– Образовательное учреждение несет
ответственность перед обществом и государством
за успешность каждого субъекта образовательного
процесса (обучающегося, педагога, родителей), а
также за качество жизни ребенка в
образовательной среде, за его подготовку к жизни
и жизнетворчеству.
4. Государственная поддержка
образования. Ресурсное обеспечение
4.1. Возвращение государства в
образование. Поэтапное наращивание
государственной поддержки образования (в том
числе финансовой) до нормативной потребности
– Решение на государственном уровне
проблемы погашения накопившейся задолженности
учреждений образования по социальным
начислениям на заработную плату, а также их
задолженности по коммунальным услугам и
штрафным санкциям, накопившимся в связи с их
недофинансированием из бюджетов.
– Переход на новые принципы и систему бюджетного
финансирования образования:
нормативно-бюджетное финансирование
образовательных учреждений (текущее
финансирование);
затраты на развитие
материально-технической базы образовательных
учреждений осуществляются собственником вне
нормативно-бюджетного финансирования;
целевое и адресное финансирование
социальных услуг, сопутствующих
образовательному процессу (детское питание,
оплата общежития, летний отдых, оздоровление и
т.п.);
многоуровневость и многоканальность
финансирования образовательных учреждений.
– Изменение системы финансирования из
центра расходов дотационных регионов на нужды
образования, перевод соответствующих средств из
трансфертов в целевые субвенции, направляемые на
места через органы казначейства.
– Введение системы госзаказа как инструмента
целевого бюджетного финансирования
профессионального образования.
– Разработка и принятие комплекса мер по
поддержанию и модернизации основных фондов и
материально-технической базы системы
образования, включая государственную поддержку
учреждений профессионального образования,
выпускающих учебное оборудование и средства
обучения.
– Использование средств Федеральной программы
развития образован
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|