Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №46/2001

Первая тетрадь. Политика образования

Основы современной образовательной политики России (стратегические тезисы)

Полтора месяца назад в связи с созданием рабочей группы Государственного совета РФ по вопросам реформы образования мы опубликовали материал для обсуждения “Цель модернизации образования – эффективная школа” (12.05.01). В ходе работы названной группы сама проблема модернизации образования была поставлена в более широкий контекст общего осмысления целей, принципов и приоритетов образовательной политики.
19 июня на заседании рабочей группы было рассмотрено несколько первых подготовительных материалов, которые будут положены в основу разработки итогового документа “Современная образовательная политика России”. Один из этих материалов был роздан журналистам для ознакомления. Его мы и публикуем сегодня.

I. Современное качество образования как соответствие образования актуальным и перспективным потребностям современной жизни.

1. Общемировой контекст (тенденции глобализации, информатизации, развития мировых рынков труда и образовательных услуг и т.п.)
2. Специфическая ситуация в России (социальные проблемы и противоречия, состояние человеческого капитала и культурно-образовательной среды)
3. Соответствие существующей системы образования требованиям современной жизни (традиции и достижения, проблемные и критические зоны, социальные ожидания, возможности и ограничения)
4. Цели и приоритетные задачи современной образовательной политики:
· социально-экономическая приоритетность образования;
· опережающее развитие образования по отношению к другим областям социальной практики;

  • образование – сфера общественного согласия;

  • доступность и непрерывность образования;

  • светскость образования, образование как механизм сохранения национальной самобытности и культуры, учет регионально-национальных особенностей различных территорий России;

  • государственно-общественный характер управления образованием;

  • непрерывность обновления образования;

  • образование – инструмент социальной и профессиональной мобильности;

  • мобилизация внутренних и внешних ресурсов образования;

  • определение современного статуса, повышение роли и ответственности субъектов образования;

  • социальная поддержка работников образования;

  • введение образовательных стандартов и эталонов (стандарт как базовое основание образования и гарант сохранения здоровья учащегося; эталон как социальный заказ и цель образовательной деятельности, как современный уровень педагогической и управленческой компетентности).

II. Основные направления образовательной политики.

1. Обеспечение современного содержания и оптимизация структуры образования
1.1. Современное качество содержания образования:

  • соответствие содержания образования задачам жизнедеятельности современного человека, общества, государства;

  • содержание образования как органичное единство необходимых компонентов процесса развития человека – воспитания, обучения, деятельности;

  • интегрированность «школьного» (педагогического) и семейного, основного и дополнительного, общего и профессионального образования;

  • преемственность содержания и структур дошкольного, общего среднего и профессионального образования.

1.2. Переосмысление понятия и задач воспитания как первого приоритета в образовании:

  • национальная самоидентичность;

  • гражданская ответственность и правовое самосознание;

  • духовность и культура;

  • личная инициативность и самостоятельность;

  • толерантность в поведении и общении.

1.3. Компетентностный подход как основа формирования современного содержания образования:

  • в обеспечении единства основных компонентов содержания образования – знаний, умений, навыков, опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности;

  • при разработке образовательных стандартов;

  • для социализации и профессиональной мобильности.

1.4. Приоритетные направления и условия достижения современного качества образования и оптимизации его структуры

– Создание независимой системы аттестации и оценки качества образования.
– Создание единой системы образовательной статистики и мониторинга образования.
– Развитие региональных систем образования. Учет регионально-национальной специфики и опыта в процессе модернизации образования.
Общее образование
– Законодательное закрепление сроков школьного обучения. Определение структуры общего среднего образования – дошкольного, начального, основного, полного среднего образования. (Перспективная проработка вопроса о возможности увеличения – в рамках 11-летки – сроков обучения в начальной школе до 5–6 лет; апробация и обобщение регионального опыта «горизонтального» построения общеобразовательной школы – организационного выделения начальной, основной и старшей ступени школы как отдельных, самостоятельных образовательных учреждений.)
– Введение государственных минимальных социальных стандартов в области образования и рамочных компетентностных образовательных стандартов, а также вариативных учебных планов с учетом особенностей региона и возможностей образовательного учреждения.
– Оптимизация учебной, психологической и физической нагрузки, создание в образовательных учреждениях условий для сохранения и укрепления учащихся.
– Организация опыта самостоятельной деятельности, воспитание инициативы и личной ответственности учащихся.
– Усиление роли дисциплин, обеспечивающих успешность социализации учащихся и их включения в трудовые отношения (социально-гуманитарный цикл, всеобщая компьютерная грамотность, русский, родной и иностранные языки, профессиональная ориентация и предпрофессиональная подготовка).
– Введение профильного обучения в старшей школе и ее кооперация с учреждениями начального и среднего профессионального образования.
– Введение системы единых экзаменов с учетом результатов эксперимента.
– Реструктуризация основной и старшей ступени сельской школы при сохранении и поддержке начальных малокомплектных школ (создание образовательных и социокультурных комплексов, учебно-консультационных пунктов, организация системы «школьных автобусов», развитие дистанционного образования и др.).
– Нормативно-правовое обеспечение развития новых типов общеобразовательных учреждений, в том числе образовательных центров и комплексов, а также учреждений для детей, оставшихся без попечения родителей.
– Введение эффективных общественно-государственных механизмов экспертирования создаваемой учебной литературы.
– Рационализация досуговой деятельности, каникулярного времени и летнего отдыха учащихся.

Профессиональное образование

– Прогнозирование потребностей рынка труда и создание кооперации сети профессиональных образовательных учреждений, рекрутинговых и информационных агентств, служб занятости.
– Модернизация содержания профессионального образования и обеспечение его конкурентоспособности на внутренних и мировом рынках труда.
– Фундаментализация высшей школы, углубление интеграционных и междисциплинарных программ, соединение с прорывными высокими технологиями.
– Информатизация образования и оптимизация методов обучения, расширение веса тех из них, которые формируют практические навыки анализа информации и самообучения, увеличение роли самостоятельной работы студентов.
– Структурная и институциональная перестройка профессионального образования, оптимизация сети его учреждений, отработка различных моделей интеграции начального и среднего, среднего и высшего профессионального образования, обеспечение его многоуровневости, создание университетских комплексов, профессионально-корпоративных образовательных комплексов (ассоциаций), учебно-научно-производственных объединений.
– Регионализация профессионального образования, разделение начального и среднего профессионального образования на федеральный и регионально-муниципальный уровни.
– Повышение статуса вузовской науки как основного условия обеспечения высокого качества подготовки специалистов, важного фактора развития производительных сил общества и механизма непрерывного обновления содержания профессионального образования.
– Создание системы непрерывного дополнительного профессионального образования.
– Нормативно-правовое обеспечение активного привлечения социальных партнеров (работодателей, служб занятости и др.) к решению проблем профессионального образования.

2. Обеспечение доступности образования и его непрерывности в течение всей жизни человека
2.1. Понятие доступности образования (доступность и общедоступность, общедоступность и обязательность образования, социальная и территориальная доступность).

2.2. Платность и бесплатность (в дошкольном, общем среднем, начальном, среднем и высшем профессиональном образовании, в дополнительном образовании – детей и взрослых).

2.3. Социально-экономические меры обеспечения доступности образования

– Введение государственных минимальных социальных стандартов в образовании.
– Разработка и введение комплекса мер по обеспечению доступности образования на всех его ступенях и адресной социальной помощи учащимся и студентам из низкодоходных семей, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей:

  • введение повышающих коэффициентов к федеральным нормативам финансирования для малообеспеченных учащихся с целью расширения для них доступности общего образования повышенного уровня, превышающего государственные образовательные стандарты;

  • создание на муниципальном уровне фондов поддержки детей, нуждающихся в особой социальной защите, для обеспечения детям из малодоходных семей возможности получать дополнительное образование;

  • создание системы образовательного кредита (субсидии), предоставляемого государством и работодателями, для обеспечения детям из малодоходных семей возможности получать среднее и высшее профессиональное образование, предусмотрев различные формы погашения кредита (субсидии), которые могут быть полностью или частично возвратными, а также безвозвратными при условии отработки определенного времени по полученной специальности;

  • разделение стипендиального обеспечения студентов вузов и сузов на академические и социальные стипендии, адресное предоставление социальных стипендий студентам из низкодоходных семей;

  • обеспечение содержания студенческих общежитий из федерального бюджета при пресечении их использования не по прямому назначению;

  • оплата два раза в год проезда до места обучения для тех малообеспеченных студентов, место постоянного проживания которых значительно удалено от места учебы;

  • создание для обучающихся фондов рабочих мест с неполным рабочим днем и т.д.

2.4. Организационно-педагогические меры обеспечения доступности образования

– Формирование общественно-государственной системы обеспечения обязательного основного общего образования, мониторинга его реализации и образовательного пути каждого ребенка.
– Обеспечение преемственности образовательных программ всех уровней.
– Обеспечение многообразия типов и видов образовательных учреждений и вариативности образовательных программ.
– Разгрузка, оптимизация и жизненная направленность содержания образования как важные факторы его доступности.
– Расширение информатизации образования и развитие дистанционного обучения как условие расширения доступности образования.
– Преодоление разрыва в доступности образования между городской и сельской местностью.

2.5. Обеспечение доступности образования для детей с проблемами в обучении и развитии
Дети, имеющие особые нужды, проблемы со здоровьем, обеспечиваются государством медико-психологическим сопровождением и специальными условиями для обучения преимущественно в общеобразовательной школе по месту жительства и только в исключительных случаях – в специальных школах-интернатах, крайне затратных как в моральном, так и в материальном плане для ребенка и государства.

2.6. Принятие чрезвычайных государственных (межведомственных) комплексных мер по борьбе с беспризорностью, асоциальным поведением детей и социальным сиротством

– Дети с проблемами асоциального и девиантного характера должны иметь обязательное индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение. Это особенно важно, если учесть, что количество таких детей в подростковой и молодежной среде в нынешних условиях дошло до масштабов едва ли не социального бедствия.
– Вследствие этого необходимо принять чрезвычайные государственные (межведомственные) комплексные меры по борьбе с беспризорностью, асоциальным поведением детей и социальным сиротством:

  • создание сети учебно-воспитательных заведений по опыту А.С.Макаренко, С.Т.Шацкого и первых послевоенных лет – суворовских, нахимовских училищ, кадетских школ и корпусов, казачьих школ, летных, мореходных, речных, промышленных, сельскохозяйственных и других училищ;

  • создание специализированных консультативных подростковых центров, где подростки могли бы решать свои психолого-педагогические и медико-социальные проблемы;

  • рационализация порядка и процедур усыновления детей, развитие системы приемных семей и детских домов семейного типа;

  • подготовка специальных кадров – социальных педагогов и психологов – по профилактике социального сиротства и для работы с детьми риска;

  • подготовка и переподготовка педагогических кадров, а также проведение родительского всеобуча по профилактике наркомании и алкоголизма;

  • введение в органы управления образованием инспекторов и методистов по делам несовершеннолетних;

  • введение на федеральном и региональном уровнях специальных уполномоченных по правам ребенка.

2.7. Обеспечение непрерывности образования по «вертикальному» и полноты по «горизонтальному» векторам развития человека
Вариативность и многообразие содержания, форм и институциональных структур образования должны обеспечивать не только доступность непрерывного повышения человеком собственного образовательного ценза параллельно с изменением его возрастных потребностей, но и полноту его культурной самореализации на каждом этапе жизни в трудовой и творческой деятельности, в общении и межличностных отношениях, в быту и во время досуга.
2.8. Доступность и непрерывность образования как условие социальной и профессиональной мобильности современного человека.

3. Повышение роли, статуса и поддержка государством и обществом основных субъектов образовательной деятельности: обучающегося, педагогического работника, образовательного учреждения
3.1. Статус обучающегося. Защита его прав и личности в образовательном процессе

– Обучающийся – главный субъект образовательного процесса, определяющий свою образовательную деятельность, программу, форму и учреждение собственного образования (в дошкольном и младшем школьном возрасте семья является идентифицированным с ребенком субъектом образовательного процесса, в подростковом и юношеском возрасте семья уступает ребенку часть прав на выбор дальнейшего, в том числе и обязательного профессионального образования, а взрослый обучающийся обретает всю полноту прав и ответственности за повышение своей профессиональной компетентности в течение всей жизни).
– Ключевым документом в определении прав и защите личности ребенка в образовании является Конвенция о правах ребенка.
– Конституция Российской Федерации гарантирует права граждан на образование. В современной сложной социально-экономической ситуации эти гарантии не всегда соблюдаются. Предстоит в полной мере обеспечить их выполнение и вместе с тем создать условия для:

  • бесплатного образования – в пределах, установленных законом;

  • выбора образовательного учреждения и образовательной программы;

  • получения образования в соответствии с установленными государственными стандартами;

  • получения дополнительных образовательных услуг, а также дополнительных бесплатных занятий по основной программе в рамках государственного образовательного стандарта в случае возникших объективных трудностей;

  • обучения на современной учебно-материальной базе с использованием современного оборудования и учебной литературы;

  • обучения в условиях, гарантирующих защиту прав и личности обучающегося в образовательном процессе, его психологическую и физическую безопасность;

  • социально-педагогической и психолого-педагогической помощи семье, ранней диагностики резервов развития ребенка (физических и психологических);

  • бесплатного пользования обучающимися фондами государственных библиотек, посещения музейных и клубных государственных учреждений культуры.

– Обучающийся должен иметь информацию о величине затрат, осуществляемых государством и обществом на его образование.
– Обучающийся несет ответственность перед государством и обществом за собственный образовательный труд и социально полезную деятельность.
– Образовательная зрелость обучающегося оценивается не только государственным аттестатом и дипломом, но и специальным государственным документом, отражающим его результаты в дополнительном образовании.

3.2. Повышение социального статуса и профессионализма педагогического работника. Усиление государственной поддержки работников образования

– Государство рассматривает социальную поддержку работников образования как одну из приоритетных задач своей образовательной политики. Решение этой задачи предполагает существенное изменение в оплате труда педагогических и управленческих работников образования, в системе педагогического образования и повышения квалификации работников образования.
– Повышение профессионализма педагогов, подготовка и формирование педагогического корпуса, соответствующего запросам современной жизни, – первостепенная задача, равновеликая задачам модернизации всей системы образования России.
– Для преодоления негативных тенденций в кадровом обеспечении образования за счет повышения социального статуса и профессионализма педагогических работников, мер их государственной поддержки должна быть разработана и реализована федеральная межведомственная программа «Педагогические кадры России», включающая в себя три основных направления:

А. Повышение социального статуса педагогического работника

– Ключевым документом в определении прав педагогического работника, защите его личности в профессиональной деятельности являются принятые ЮНЕСКО «Рекомендации о положении учителей», раскрывающие роль учителя (педагогического работника) в подготовке молодого поколения к вступлению в жизнь, к участию в строительстве демократического гражданского общества и правового государства, содержащие руководящие принципы в сфере социального положения, профессиональной подготовки и условий труда учителей (педагогических работников).
– Все педагогические работники получают специальный профессиональный статус «Работник образования» ( и соответствующее удостоверение), дающий право на:

  • осуществление педагогической деятельности на основе своих профессиональных убеждений и профессионального выбора;

  • обеспечение здоровых и безопасных условий труда;

  • свободное получение информации, связанной с образованием, а также возвратное бюджетное субсидирование для приобретения персонального компьютера и пользования Интернетом;

  • присвоение почетных званий «Народный учитель России» и «Заслуженный учитель России»;

  • свободное создание профессиональных педагогических сообществ (ассоциаций, объединений, союзов и др.) и их участие в управлении образованием, в выработке принципов и направлений образовательной политики;

  • свободное участие в конкурсах по проектам и грантам в области образования;

  • оплачиваемое государством повышение квалификации или переподготовку один раз в пять лет;

  • бесплатное пользование фондами государственных библиотек, льготное посещение музейных и клубных государственных учреждений культуры и бесплатное их посещение с группой детей;

  • льготное первоочередное обеспечение жилой площадью в пределах социальных норм при признании их нуждающимися в улучшении жилищных условий в соответствии с законодательством РФ;

  • получение льготных путевок в саноторно-курортные и оздоровительные учреждения с полной или частичной оплатой проезда (для работников образования, имеющих тяжелые и хронические заболевания);

  • государственные гарантии оплаты обучения детей учителей (имеющих определенный стаж педагогической работы) в средних и высших государственных профессиональных заведениях;

  • пятидесятипроцентную скидку по установленной оплате собственных детей в дошкольных учреждениях.

Б. Усиление государственной поддержки педагогических и управленческих работников образования

– Введение системы финансирования оплаты труда работников образования с уровня субъекта Федерации через механизм соучредительства общеобразовательных учреждений. При этом за счет перехода на нормативное финансирование должен быть зафиксирован обязательный надтарифный фонд, дающий возможность образовательному учреждению устанавливать надбавки и доплаты, позволяющие поощрять персонал за качество труда, за работу, не входящую в круг основных обязанностей работника, и др.
– Повышение в ближайший период минимальной тарифной ставки педагогических работников до уровня не ниже прожиточного. Доведение к 2004 году средней заработной платы учителя до уровня средней по промышленности.
– Отказ от ЕТС, переход на систему оплаты труда педагогических работников с учетом специфики образовательной отрасли.
– Введение целевых надбавок молодым специалистам на первые три года педагогической деятельности и надбавок за продолжительность непрерывной работы в образовательных учреждениях.
– Предоставление отсрочки от призыва на действительную военную службу молодым специалистам – педагогическим работникам.
– Изменение оплаты труда руководителей учреждений образования в соответствии с системой оплаты труда государственных и муниципальных служащих.
– Создание отраслевой пенсионной системы работников образования и совершенствование системы пенсионного обеспечения по старости различных категорий педагогических работников.
– Изменение пенсионного обеспечения по старости для руководителей учреждений образования в соответствии с объемом пенсионного обеспечения государственных и муниципальных служащих.
– Создание отраслевой системы социального страхования работников образования на современной страховой основе.
– Закрепление (подтверждение) нормативно-правовыми актами РФ льгот педагогических работников в области оплаты жилья и коммунальных услуг в сельской местности.

В. Повышение профессионализма педагогических кадров

– Всесторонняя и глубокая модернизация системы педагогического образования – ее организации, структуры, содержания, принципов взаимосвязи с образовательной практикой и инновационными процессами в образовании.
– Реорганизация и придание динамизма системе повышения квалификации работников образования за счет перевода финансирования их образовательных программ на конкурсную основу и персонифицированного финансирования повышения квалификации педагога на основе его собственного выбора места дополнительного педагогического образования.
– Реорганизация методической службы. Построение ее деятельности на принципах сетевой организации и маркетинга распространения передовых образовательных практик. Создание разветвленной инфраструктуры методических служб в форме творческих площадок, лабораторий перспективного опыта, педагогических мастерских на базе инновационных образовательных учреждений и педагогических практик.
– Создание эффективной системы подготовки и повышения квалификации руководителей образования и образовательных учреждений. Введение единой системы их аттестации и порядка замещения ими руководящих должностей при наличии соответствующего диплома.
– Выделение целевых президентских стипендий (грантов) для поддержки молодых талантливых преподавателей.
– Разработка комплексной программы всестороннего реформирования и качественного обновления педагогической науки, предусматривающих:

  • возрождение практико-ориентированных научных школ;

  • построение принципиально новых моделей научно-практических проектов, выводящих педагогическую науку на передний край изучения закономерностей развития человека, образовательной деятельности, тенденций изменения образовательных и педагогических систем, распространения образовательных инноваций;

  • целевое финансирование перспективных научно-практических исследований и социально-образовательных проектов.

3.3. Статус образовательного учреждения

– Образовательное учреждение – основная среда воспитания, обучения и развития подлинно российского человека, центральное звено образовательной системы.
– Образовательное учреждение имеет главенствующую роль в реализации современной образовательной политики России.
– Образовательное учреждение имеет право на общественное признание, собственный фонд развития, создание совета попечителей, на кооперацию с общественными, информационными, научными, культурными и иными институтами, расширяющими его образовательные возможности.
– Образовательное учреждение имеет право быть не похожим на другие образовательные учреждения своими традициями и историей, укладом жизни, атрибутами (именем, флагом, эмблемой, гимном и др.), стилем, уникальным творческим коллективом, своими образовательно-производственными достижениями, праздниками и знаковыми событиями, воспитывающей средой.
– Образовательное учреждение является образовательным не только для учащегося, но и для его семьи, а также для педагогического работника и его профессионально-личностной самореализации.
– Образовательное учреждение несет ответственность перед обществом и государством за успешность каждого субъекта образовательного процесса (обучающегося, педагога, родителей), а также за качество жизни ребенка в образовательной среде, за его подготовку к жизни и жизнетворчеству.

4. Государственная поддержка образования. Ресурсное обеспечение

4.1. Возвращение государства в образование. Поэтапное наращивание государственной поддержки образования (в том числе финансовой) до нормативной потребности

– Решение на государственном уровне проблемы погашения накопившейся задолженности учреждений образования по социальным начислениям на заработную плату, а также их задолженности по коммунальным услугам и штрафным санкциям, накопившимся в связи с их недофинансированием из бюджетов.
– Переход на новые принципы и систему бюджетного финансирования образования:

  • нормативно-бюджетное финансирование образовательных учреждений (текущее финансирование);

  • затраты на развитие материально-технической базы образовательных учреждений осуществляются собственником вне нормативно-бюджетного финансирования;

  • целевое и адресное финансирование социальных услуг, сопутствующих образовательному процессу (детское питание, оплата общежития, летний отдых, оздоровление и т.п.);

  • многоуровневость и многоканальность финансирования образовательных учреждений.

– Изменение системы финансирования из центра расходов дотационных регионов на нужды образования, перевод соответствующих средств из трансфертов в целевые субвенции, направляемые на места через органы казначейства.
– Введение системы госзаказа как инструмента целевого бюджетного финансирования профессионального образования.
– Разработка и принятие комплекса мер по поддержанию и модернизации основных фондов и материально-технической базы системы образования, включая государственную поддержку учреждений профессионального образования, выпускающих учебное оборудование и средства обучения.
– Использование средств Федеральной программы развития образован


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru