ПЛЮС–МИНУС ТВ
Короткое знакомство навсегда
Всю эту неделю на телеэкранах шли фильмы
о войне. Шестьдесят лет – огромный срок даже для
истории, которая оперирует столетиями, а уж в
человеческом измерении это просто целая жизнь.
Недавно прочитал в одной газете, что нынешнее
молодое поколение воспринимает ту далекую войну
почти так же, как еще более далекую войну 1812 года
– даже, может быть, войну с французами более
обостренно. Логика такова: о ней написан роман
Толстого, и все подростки его прочитали, а вот
равной “Войне и миру” книги о войне с фашизмом
нет. Равной действительно нет, невозможно быть
равным гению. Зато честных, правдивых, основанных
на личном опыте совсем не мало. Было бы только
желание прочесть, чтобы понять и ощутить, чем
была эта война для дедов и прадедов, если
подсчитывать каждую потерю по родственной линии,
и чем она была для страны, разом потерявшей
десятки миллионов сынов и дочерей.
Но я начал с кино по телевидению и сам себе задал
вопрос: приложимо ли кустарное
псевдосоциологическое наитие, о коем написал
выше, к фильмам о войне, начавшейся на этой
неделе, только шестьдесят лет назад?
Фильмов было много. Все из золотого фонда памяти.
Толстым их не побьешь, как и другими классиками.
Потому что многие кинематографисты и стали
классиками, обратившись к военной теме. Например,
Григорий Чухрай, воевавший на разных фронтах,
многажды раненный, который в любую минуту мог
быть убитым. Но назло всем смертям выживший и
воспевший в своей “Балладе о солдате”
бесценность человеческой жизни.
Сколько бы ни смотрел эту ленту, не проглотить
комок в горле, когда по пыльной дороге мчит
солдата полуторка туда, за горизонт, где ждет его
последняя черта. Не только для него она
прочерчена. Мы тоже прикоснулись к ней. И пока
сами не перейдем Рубикон, этот солдат навсегда
останется с нами – такова сила короткого
знакомства навсегда. И неужели сверстник Алеши
Скворцова, молодой человек ХХI века, останется
равнодушен к этой чистой, как слеза, судьбе
солдата Великой Отечественной? Поверить в это
кощунственно по отношению к будущему. Ибо без
исторической памяти, переплавленной в искусство,
нечего ждать от младых сынов Отечества на
поприще славных дел.
Другой пример – “Иваново детство” Андрея
Тарковского, показанное на этой неделе каналом
“Культура”. В отличие от Чухрая Тарковский в
боях не участвовал и застал войну мальчишкой,
может, чуть меньшим, чем его герой Иван. А снял
фильм в тридцать лет – тогда, в шестидесятых, это
был возраст начала пути. Чухраевский Алеша
Скворцов успел на войне испытать только страх,
но, преодолев его, подбил вражеский танк, за что
получил отпуск. Кратковременную отсрочку в
предназначении судьбы. Иван Тарковского страха
не знал, он пережил ужас потери родных, окаменев в
недетской отчетливости этого чувства. Как с этим
жить? Именно об этом снял свой фильм молодой
тогда режиссер, с тончайшим проникновением в
психологию ребенка показавший, как оттаивает
мальчишеская душа, как наперекор страданиям
пробуждается в человеке новая энергия жизни.
Еще один классик нашего кино – Алексей Герман. В
эти дни на экранах прошла его картина “Двадцать
дней без войны”, снятая по сценарию Константина
Симонова. “Без войны” – безусловно метафора,
ибо все человеческие чувства, поступки в то время
только войной и измерялись. Так воссоздать быт,
как это делает Герман, не умеет, наверно, никто. И
далекий город, не знавший бомбежек, куда судьба
заносит героя Юрия Никулина, все равно видится
прифронтовой полосой, пролегшей через сердца
людей. Примечательно, что во всех фильмах,
которые я упомянул, нет батальных сцен, грома
победных канонад, но война от этого не становится
менее страшным испытанием для человека.
Примечательно и другое. Каждая из этих картин в
свое время с трудом пробилась на экран. Чухрая,
когда он снял “Балладу”, даже исключали из
партии. За попытку, как формулировалось,
принизить подвиг народа в войне. С подозрением
отнеслись и к Тарковскому, и к Герману, дескать,
скатившихся на обочину Великой Победы.
Но у Победы нет обочин и второстепенных дорог,
потому что все пути к ней равны по своей
значимости. Мы любим сегодня перелицовывать
историю, но нельзя заново начать жизнь с чистого
листа. Шестьдесят лет – огромная дистанция
отсчета времени. Но вот зажигается экран, и время
возвращается. Будто это было вчера.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|