Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №45/2001

Третья тетрадь. Детный мир

СПОРНЫЙ ВОПРОС

Мария ГОТОВА

...Тем лучше живется наркобаронам

Пока милицию интересует лишь статистика, крупные мафиози могут спать спокойно. На скамье подсудимых по-прежнему оказываются лишь мелкие наркокурьеры. Да и те ненадолго.

По мнению большинства участников прошедших недавно парламентских слушаний “О мерах по предупреждению распространения в России наркомании и токсикомании среди детей и подростков”, несовершеннолетних, больных наркоманией, можно иной раз и помиловать. А вот для “крестных отцов” наркомафии нужно ввести смертную казнь. Предложения об усилении ответственности за распространение наркотиков в особо крупных размерах поступили и от региональных исполнительных и законодательных органов власти.
По действующему сейчас Уголовному кодексу за незаконное приобретение или хранение в целях сбыта, изготовление, переработку, перевозку, пересылку либо сбыт наркотических средств или психотропных веществ максимальное наказание – пятнадцать лет лишения свободы с конфискацией имущества. Казалось бы, четверть жизни за колючей проволокой – суровая кара, но наркоторговцев она не пугает.
Почему? Ответ прост. Наркобароны попадают на скамью подсудимых крайне редко. И совсем уж маловероятно, что “барон” отсидит эти пятнадцать лет. На него будет работать целая армия лучших адвокатов, и рано или поздно они уменьшат срок до минимума.
Мелкие наркокурьеры попадаются чаще. Но основная масса заведенных уголовных дел, связанных с наркотиками, – это их незаконное приобретение и хранение. Купил наркоман две, а то и одну дозу – все, в тюрьму. В принципе страх загреметь в тюрьму из-за желания немного побалдеть несколько снизил рост наркопотребителей. Но не среди подростков. Они в силу возрастных особенностей очень редко испытывают страх.
Верховный суд недавно проанализировал поступающие в суды дела, касающиеся наркотиков, и вот к какому грустному выводу пришел. В 75 процентах случаев виновными признаются люди, купившие или хранящие наркотики без цели сбыта. В ходе следствия большинство из них называли конкретные места покупки “отравы”, но почему-то продавцы к ответственности привлечены не были.
Если сбытчики и устанавливаются, то это, как правило, малолетки, а отнюдь не ловкие взрослые, склонившие их к занятию преступным бизнесом. Вот только один пример работы следственных органов. Сотрудник милиции города Ижевска получил информацию о том, что на такой-то улице несовершеннолетняя девочка продает марихуану. Купив у нее наркотик, милиционер достал свое удостоверение и препроводил ее в камеру предварительного заключения. Ура, сбытчик задержан?! Но этот маленький сбытчик уже в ходе предварительного следствия признался, у кого он брал наркотики для перепродажи. Почему же не задержали пусть не акулу, но хотя бы карася покрупнее? Не смогли или не захотели?
Изменится ли ситуация с ужесточением закона? Если работников милиции будут по-прежнему хвалить и поощрять лишь за количество заведенных дел, то вряд ли.
Впрочем, участники парламентских слушаний не были столь уж кровожадны и не требовали, чтобы всем мафиози поотрубали головы. Имелась в виду не столько смертная казнь, сколько пожизненное заключение, которое даже с учетом блестящей защиты все же не превратилось бы в ходе суда в подписку о невыезде.
В прошлом году только таможенной службой было изъято 8691 кг контрабандных наркотических и психотропных веществ. Примерно 177 миллионов условных доз почти на 17 миллионов долларов. Это изъято. А сколько с учетом прозрачности наших среднеазиатских границ ускользнуло? По мнению экспертов, объем незаконных продаж в прошлом году составил 11 миллиардов долларов. Так неужели наркодельцы не найдут лишней копеечки для своей защиты от следствия и суда?!.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru