Внушаем ребенку, что он недостаточно
обучен, плохо развит, не самостоятелен. И
изменение этих устоявшихся отношений дается нам
порой с таким трудом! Но все-таки дается. Кому-то
приблизиться к взаимопониманию помогает веселый
карнавальный День самоуправления. Для других
первым толчком служит протест старшеклассников,
прозвучавший неожиданно и резко: “Никто не давал
вам права нас воспитывать!”
А третьи уже вполне осознанно и четко
формулируют цели соуправления и представляют
свой путь в нем.
Наш сегодняшний разговор о школах, где новые
отношения между взрослыми и детьми не просто
красивые слова, а прожитые и осмысленные события.
Самоуправление – новое слово
в школьной жизни...
Но почему в одних школах оно так и
остается словом, а в других – создает атмосферу
сотворчества и взаимопонимания?
Согласно Закону “Об образовании”
школьный совет является органом самоуправления
в школе. Однако не секрет, что сегодня в
большинстве учебных заведений школьные и
ученические советы существуют формально и их
деятельность мало влияет на школьную жизнь.
Почему так происходит? И что особенного сделано в
тех школах, которым удалось создать действующие
и авторитетные органы соуправления?
С этими вопросами я обратился к участникам
конференции по школьному соуправлению, которая
недавно прошла в Москве по инициативе
Международной ассоциации содействия школьным
советам.
Чего хочет директор, когда он начинает
создавать школьное соуправление?
Почти все ответы начинались с
утверждения, что к формализму приводит
отсутствие настоящей заинтересованности со
стороны директора и администрации.
Как сказал директор школы № 41 города Челябинска
Александр Кузнецов: “У нас, к сожалению, все
реформы, в том числе педагогические, проходят
сверху. Ждать инициативы снизу при авторитарном
директоре можно до бесконечности. Прежде всего
директор должен осознавать, зачем нужно
соуправление, чтобы через убеждение, объяснение
донести понимание его важности до всех –
учителей, родителей, учеников”.
В чем же состоит мотивация тех руководителей, у
которых такое понимание есть?
На конференции назывались разные мотивы.
Где-то стимулом становится обновление
содержания образования. Например, в ижевской
гимназии решили выстроить образовательный
процесс на основе синергетики (синергетика –
наука о законах развития сложных систем). В
результате новое содержание образования вошло в
противоречие со старой системой управления. Дело
в том, что основной синергетический принцип –
управление через создание условий для выбора
своего дальнейшего пути развития как учеником,
так и учителем. То есть синергетика предполагает
высокую активность всех, кто причастен к
образовательному процессу.
В других школах импульсом послужила ликвидация
комсомольских и пионерских организаций. Их не
стало, и как-то сразу возникло ощущение пустоты,
вакуума. Скажем, к директору московской школы
№1268 пришли бывшие комсомольские активисты с
проблемой: “Мы же привыкли все делать сообща, в
команде. А как нам теперь быть?” Это
неудовлетворенность дала толчок к созданию
совета старшеклассников, который впоследствии
был преобразован в ученический совет.
А тот же Кузнецов среди причин, побудивших его к
вовлечению родителей и учеников в
управленческие дела, выделил и такую: в большой
школе трудно эффективно управлять, не делегируя
полномочия.
И все же существуют как минимум две общие для
всех фундаментальные предпосылки, из которых в
школе вырастает реальное соуправление.
Чего хотят ученики, которые активно
включаются в это?
Первая – это стремление администрации
сделать школьную жизнь интересной для всех,
чтобы каждый был не пассивным наблюдателем, а
активным ее участником и творцом.
И здесь, подчеркнул Александр Игоревич, важно
понимать, что это постепенный, длительный
процесс, враз сознание и отношение людей не
меняется.
То есть если кто-то утверждает, что за год в их
школе создано соуправление – есть и школьный
совет, и ученический, и даже школьная дума и все
прекрасно работает, – скорее всего это сделано
для галочки. В учебном заведении образовали
органы самоуправления, выбрали руководителей и
на этом остановились. Дальше администрация ждет,
что новоиспеченные структуры сами собой
заработают и от них тут же будет ощутимая польза.
А так не получается.
Чтобы соуправление заработало по-настоящему,
сначала надо много потрудиться: убеждать,
разъяснять, помогать ребятам и родителям.
Александр Викторович в течение нескольких лет
приходил на каждое родительское собрание с одним
и тем же призывом: “Участвуйте в жизни школы,
давайте свой запрос на образование. Вы по уставу
и по закону должны быть заказчиками, а сейчас вы
ими не являетесь, так как не проявляете
инициативы”.
Зато теперь пришло время пожинать плоды. Скажем,
сегодня всеми небюджетными средствами,
поступающими в школу, распоряжаются родители.
Для этого создана специальная
финансово-ревизионная комиссия. И денежные
поступления в школу ощутимо выросли, хотя
директор, по его собственному выражению, отошел
от этих дел.
Директор московской школы № 158 Инга Шильцова
рассказала, что в первые годы работы
ученического совета ребята особой активности не
проявляли, не верили, что от них может что-то
зависеть. А сейчас в каждое мероприятие они
вкладывают столько выдумки и творческой
инициативы, что взрослые поражаются. Ушли в
прошлое те времена, когда на новогодний праздник
в школу приглашали “платных” Деда Мороза и
Снегурочку. Теперь дети сами устраивают школьные
праздники – от сценария до воплощения.
Сплочению детей и взрослых вокруг общих дел в
немалой степени способствовало создание в школе
центра общественного мнения. Задача этого центра
не только информировать всех о главных школьных
новостях, но и отражать общее настроение и
отношение к происходящему.
Как заметил президент Международной ассоциации
содействия школьным советам Вениамин Бочкарев,
от проясненности и учета мнения всех участников
образовательного процесса во многом зависит
будущее школьного соуправления.
К сожалению, типична ситуация, когда в школе
сначала создают органы самоуправления, а потом
начинают думать, чем им заниматься.
Вот где подстерегает опасность формализма! Чтобы
уйти от нее, необходимо заранее провести
анкетирование и выявить интересы учителей,
учеников и родителей. Когда ребята увидят, что их
пожелания учитываются, что это действительно
делается ради них, они активнее включаются в этот
процесс.
В московской школе № 1268 катализатором процесса
школьного соуправления стала заместитель
директора по воспитательной работе Светлана
Емельянова.
Бывший председатель ученического совета школы
Вика Коркуш рассказала, как поначалу, “когда
Светлана Алексеевна всех собирала, ребята
садились и не могли понять, чего от них хотят. Или
это очередное мероприятие для отчетности, или
что-то еще? А она была всерьез увлечена этим, и
постепенно ее энтузиазм перешел к нам. Ведь если
ученик получает право на взаимодействие с
администрацией, директором и знает, что его
услышат, тогда у него появляется перспектива и
поле для воплощения своих желаний, и новые идеи
приходят”.
Одной из таких воплощенных идей стал билль о
правах.
По словам Вики, он был принят “на ура”. Вначале в
школе были утверждены обязанности детей, и общее
настроение как-то спало. Ребята считали, что их
урезали во многих вещах: то нельзя, это... А тут
вдруг появляются права! Ученик имеет право
выражать свое мнение, оспорить оценку. Вплоть до
того, что ученик имеет право переписать
контрольную!
И постепенно школа начала оживать. Одно за другим
на ученическом совете начали поступать
предложения учеников: как сделать жизнь
интереснее. Раньше на переменах было тихо, а
теперь звучат музыка и стихи, написанные детьми.
Экскурсии в школьном музее проводят гиды из
числа старшеклассников, которых подготовили
ветераны. Изменилась и расширилась структура
школьного самоуправления. Раньше были
разрозненные сектора по направлениям, в которые
входили ребята из разных классов. А теперь свои
сектора образовались в каждом классе. По-новому
стали проходить праздники.
В целом, как сказала Вика, “пришло что-то
глобальное, атмосферное. Новое отношение ко
всему.
Приходить каждый день в неорганизованный класс,
где приходится учиться, не будучи связанными
никакими общими интересами, – это трудно и
скучно. А у нас каждый день что-то новое, мы
приходим в школу и знаем, что, допустим, через две
недели у нас концерт и после уроков мы идем на
репетицию, а потом нам надо договориться собрать
народ, и ребята поедут в музей или на Поклонную
гору, а еще мы наметили поход, и надо к нему
подготовиться...”
Что останется, когда все закончится?
О второй миссии школьного соуправления
на конференции говорила член ученического
совета челябинской школы № 41 Оля Гусева: “Школа
– это микромодель будущего общества. Основы
гражданства и демократии закладываются с
детских лет, и главное – научить ребят самим
организовывать свое времяпровождение.
Соуправление – это и есть умение учеников
организовать собственную жизнь и жизнь своих
товарищей”.
То есть какой опыт выстраивания взаимоотношений
с другими людьми, разрешения конфликтов,
выражения и отстаивания своих интересов дети
обретут в школе, с таким багажом они и придут во
взрослую жизнь.
Вот про какой случай рассказала Вика Коркуш. В
первые годы работы ученического совета взрослые
решили провести на его базе показательное
мероприятие – как в идеале должен работать орган
школьного соуправления. Хотя, по сути, показывать
еще было нечего: структура самоуправления
только-только начала формироваться. Но
конференция все же была назначена и приглашены
педагоги, ребята из других школ.
Что делать? Можно было, конечно, поведать гостям о
том, как проходили выборы в школьный и
ученический совет, какие сектора созданы, что уже
сделано... Но Вика решила поступить иначе:
рассказать все как есть. И тут вскрылись многие
недостатки и противоречия: оказывается,
некоторые сектора практически бездействуют,
ученики средних классов в самоуправлении еще
никак себя не проявили, и сама организационная
структура, по всей видимости, пока не очень
эффективна. Для школьного руководства вскрытие
этих пробелов при высоких гостях как гром среди
ясного неба: нет, не о том говорит председатель
ученического совета. А ученики Вику поддержали и
тут же на конференции внесли свои предложения:
как сделать соуправление более эффективным.
Здесь и родилась идея создать в классах свои
сектора по направлениям. И гости тоже встали на
сторону ребят.
Вика считает, что после этого случая отношение к
ним со стороны школьного руководства
фундаментально изменилось, их стали больше
уважать.
Впрочем, она признает, что с самого начала без
поддержки и доверия ребята вряд ли смогли
что-либо сделать. А поддержка выражалась,
например, в том, что даже в случае серьезного ЧП
директор готова полностью отдать инициативу в
руки детей: “Создали совет, так что же вы –
давайте попробуйте разобраться в этом
самостоятельно”.
Так было в ситуации, когда два парня поделили
класс на противостоящие группировки. Сначала они
подрались, потом один собрал друзей и избил
второго.
Главных “героев” и их родителей пригласили на...
ученический совет.
Взрослые поначалу не восприняли эту аудиторию
всерьез: мол, подумаешь, дети сидят! И собрание
началось с потока взаимных обвинений, которые
два папы вылили друг на друга.
А потом взяли слово ребята из 9 класса и спокойно
объяснили, как эта ситуация выглядит со стороны,
поставили обидчика на место пострадавшего и дали
ему понять, что никаких серьезных причин для
такого поведения не было. Конфликт фактически
возник на ровном месте.
Закончилось дело тем, что оба парня искренне
признали, что они были не правы. А тот, кто был
сильнее и соответственно больше виноват в
случившемся, в конце концов сделал заключение:
“Надо было мне раньше с вами поговорить”.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|