Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №45/2001

Первая тетрадь. Политика образования

Нина ЛИТВИНОВА,
доктор экономических наук, профессор,
президент Дома Европы в Санкт-Петербурге,
лидер международного движения “Красивая школа”

По дороге к “Красивой школе”

Взгляд в поисках идеала

Движению “Красивая школа” в этом году будет пять лет.
Появилось оно так. Мы с руководителем европейского форума “За свободу в образовании” ездили по России, выясняя возможность привлечения к форуму российских школ. Ситуация 96-го года: в школах до Урала зарплату иногда платили, а после Урала ее просто не было. И мы пытались говорить с администрациями, чтобы они включали в планы средства на поездку людей на форум. Параллельно бесплатно читали во всех городах лекции по альтернативному образованию. В ходе лекций интересовались: какие из европейских идей вам ближе? Но люди не так уж часто на это уверенно отвечали. Тогда спрашивали: а свои-то идеи у вас есть?
В одном месте сказали: “Красивую школу хотим”. В другом опять кто-то про красивую школу фразу бросил. И тоже не смогли смысл пояснить. Потом это еще прозвучало. Когда мы доехали до Владивостока, то решили: раз никто не знает, но все хотят, давайте объявим конкурс. Пусть каждый изложит свое видение.
Так появился конкурс, на котором никого ни с кем не сравнивали – красота ведь у каждого своя. Каждая школа в сентябре ставит перед собой цель, описывает свое видение красивой школы – исходя из представлений детей, учителей, родителей, а в конце года сама себя контролирует. Мы просим прислать нам материалы на одном листе ватмана – концепцию и изменения, которые произошли. У кого-то это изменения в психологическом климате, у кого-то раньше были стены ужасные, а теперь стало чисто и уютно. Важно показать динамику. Естественно, первое, что начали все делать, – стены рисовать.

Взгляд из-за палисадника

Школы приезжали разные – и частные, и государственные, и большие, и маленькие. Но почему-то складывалась доминанта маленьких городов и села. В сельской школе есть что-то особое, может быть, потому, что она ближе к природе.
И кроме прочего, они зачастую отличались особой смелостью.
Вот школа под Владимиром в селе Вязниково. Три года мы радовались ее материалам, школа получала от нас приглашения, и только на четвертый год учителя нашли средства приехать. В школе 180 учеников, работают муж с женой и с ними еще немного учителей. В деревне у них пустовал детский сад. Просили здание – им не дали. Они самозахват устроили, разместили там старшие классы, навели порядок, работают. Решили съездить к ним, очень уж хотелось посмотреть. Обращаемся в областной департамент, а там все в шоке, они такой школы просто не знают. А когда мы все присланные нам бумаги на стол выложили, начальство только ахнуло – какая хорошая школа! А они не были даже лицензированы до того, полные аутсайдеры.
Особая страна – Башкирия. Там народ вроде без броских затей, очень взвешенный. У них 12 типов национальных школ. В какую школу ни зайдешь, сразу понятно – башкирская она, русская, немецкая или татарская.
Вот приезжаю в один район к главе администрации. С утра совещание директоров. И начинается непонятный разговор. Он меня представил, а потом большую часть совещания с одним-единственным из директоров обсуждает цветы в палисаднике. Я его после совещания спрашиваю: “Зачем так подробно про цветы?” А он рассказывает, что мелькнула у них в одном из разговоров с директорами такая мысль: “Почему мы не можем сделать так, как в Англии, чтобы не заборы на улицу смотрели, а палисадники на нее выходили?” И мысль эту услышал один человек. И такая вот управленческая хитрость: глава администрации не циркуляры издает, а полчаса обсуждает на совещании, какие цветы в палисаднике, что хорошо смотрится, что не очень, как помочь можно и т.д. Говорит: “Приезжайте весной – у нас везде так будет”.
И еще пример. Он же выступает в школе на выпускном вечере. Спрашивает: что нужно сделать, чтобы выпускники опять сюда вернулись? Ребята начинают выступать. А вскоре он первое из услышанного и реализовал: открыл конно-спортивный комплекс для детей.

Взгляд в сторону взрослых

Но на селе одной красивой школой не обойдешься. Все замечательные усилия учителей глохнут в поселке, где все пьют, курят и мучаются без дела.
Вот прекрасная деревенская школа с молодым директором. Смотришь – не нарадуешься. Но потом-то детям в деревне жить, а там пьянство, безработица. Организаторов нет, которые взяли бы на себя перемены… Поэтому школа должна растить лидеров, чтобы те смогли сделать что-то в этих условиях.
А прежде всего необходимо создание обучающегося сообщества на селе. Не детей только, а, возможно, и большинства жителей. Образование взрослых для европейцев – норма, для нас – диковинка. Существует программа ЮНЕСКО “Неделя образования взрослых”, которая проходила с 1992 года в разных странах, а у нас ее не было. Мы проехали через всю страну на поезде, стараясь разобраться, как строится работа со взрослыми в разных регионах. Повышение квалификации, переподготовка, работа с инвалидами, пенсионерами, заключенными, мигрантами… И если про систему повышения квалификации все знают, то про неформальное образование известно мало. Люди не подозревают, что с помощью образования можно выкарабкаться из любого стресса, из любой тяжелой ситуации.
Учителям, наверное, пора присмотреться к идеям образования взрослых, распространять их. Но именно сельской школе особенно естественно эту сторону осваивать.
Я уверена, что сельская школа – это не только учебное заведение. У нее масса других социальных ролей.
Судьба деревенской школы должна обсуждаться не в связи с вопросом “как удешевить сеть учреждений среднего образования?”, а как составная часть принципиально иной проблемы: как помочь разумному устройству жизни на селе?
И все то, что в одной логике казалось затратным, в другой оказывается спасительным и необходимым ресурсом.

Сельские школы – победительницы конкурса “Красивая школа” разных лет

  • Яснополянская школа-лаборатория им. Л.Н.Толстого, Тульская область;
    средняя общеобразовательная школа, с. Ошлань, Богородский район, Кировская область;

  • муниципальная общеобразовательная школа № 9, с. Каменка, Пензенская область;

  • гимназия среднего полного общего образования, пос. Хохольский, Воронежская область;

  • средняя школа № 10, с. Севрюкаево, Ставропольский район, Самарская область;
    средняя школа – детский сад, пос. Бутурлино, Вязниковский район, Владимирская область;

  • Едогонская средняя школа, Тулунский район, Иркутская область;

  • Чапаевская основная общеобразовательная школа, Стерлитамакский район, Башкортостан;

  • Беченчинская средняя школа, Якутия;

  • Амировская средняя школа, Буздякский район, Башкортостан;

  • Урзайбашевская средняя школа, Башкортостан;

  • Верхнекарышевская средняя школа, Болтачевский район, Башкортостан.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru