Нина ЛИТВИНОВА,
доктор экономических наук, профессор,
президент Дома Европы в Санкт-Петербурге,
лидер международного движения “Красивая школа”
По дороге к “Красивой школе”
Взгляд в поисках идеала
Движению “Красивая школа” в этом году
будет пять лет.
Появилось оно так. Мы с руководителем
европейского форума “За свободу в образовании”
ездили по России, выясняя возможность
привлечения к форуму российских школ. Ситуация
96-го года: в школах до Урала зарплату иногда
платили, а после Урала ее просто не было. И мы
пытались говорить с администрациями, чтобы они
включали в планы средства на поездку людей на
форум. Параллельно бесплатно читали во всех
городах лекции по альтернативному образованию. В
ходе лекций интересовались: какие из европейских
идей вам ближе? Но люди не так уж часто на это
уверенно отвечали. Тогда спрашивали: а свои-то
идеи у вас есть?
В одном месте сказали: “Красивую школу хотим”. В
другом опять кто-то про красивую школу фразу
бросил. И тоже не смогли смысл пояснить. Потом это
еще прозвучало. Когда мы доехали до Владивостока,
то решили: раз никто не знает, но все хотят,
давайте объявим конкурс. Пусть каждый изложит
свое видение.
Так появился конкурс, на котором никого ни с кем
не сравнивали – красота ведь у каждого своя.
Каждая школа в сентябре ставит перед собой цель,
описывает свое видение красивой школы – исходя
из представлений детей, учителей, родителей, а в
конце года сама себя контролирует. Мы просим
прислать нам материалы на одном листе ватмана –
концепцию и изменения, которые произошли. У
кого-то это изменения в психологическом климате,
у кого-то раньше были стены ужасные, а теперь
стало чисто и уютно. Важно показать динамику.
Естественно, первое, что начали все делать, –
стены рисовать.
Взгляд из-за палисадника
Школы приезжали разные – и частные, и
государственные, и большие, и маленькие. Но
почему-то складывалась доминанта маленьких
городов и села. В сельской школе есть что-то
особое, может быть, потому, что она ближе к
природе.
И кроме прочего, они зачастую отличались особой
смелостью.
Вот школа под Владимиром в селе Вязниково. Три
года мы радовались ее материалам, школа получала
от нас приглашения, и только на четвертый год
учителя нашли средства приехать. В школе 180
учеников, работают муж с женой и с ними еще
немного учителей. В деревне у них пустовал
детский сад. Просили здание – им не дали. Они
самозахват устроили, разместили там старшие
классы, навели порядок, работают. Решили съездить
к ним, очень уж хотелось посмотреть. Обращаемся в
областной департамент, а там все в шоке, они такой
школы просто не знают. А когда мы все присланные
нам бумаги на стол выложили, начальство только
ахнуло – какая хорошая школа! А они не были даже
лицензированы до того, полные аутсайдеры.
Особая страна – Башкирия. Там народ вроде без
броских затей, очень взвешенный. У них 12 типов
национальных школ. В какую школу ни зайдешь,
сразу понятно – башкирская она, русская,
немецкая или татарская.
Вот приезжаю в один район к главе администрации.
С утра совещание директоров. И начинается
непонятный разговор. Он меня представил, а потом
большую часть совещания с одним-единственным из
директоров обсуждает цветы в палисаднике. Я его
после совещания спрашиваю: “Зачем так подробно
про цветы?” А он рассказывает, что мелькнула у
них в одном из разговоров с директорами такая
мысль: “Почему мы не можем сделать так, как в
Англии, чтобы не заборы на улицу смотрели, а
палисадники на нее выходили?” И мысль эту
услышал один человек. И такая вот управленческая
хитрость: глава администрации не циркуляры
издает, а полчаса обсуждает на совещании, какие
цветы в палисаднике, что хорошо смотрится, что не
очень, как помочь можно и т.д. Говорит:
“Приезжайте весной – у нас везде так будет”.
И еще пример. Он же выступает в школе на выпускном
вечере. Спрашивает: что нужно сделать, чтобы
выпускники опять сюда вернулись? Ребята начинают
выступать. А вскоре он первое из услышанного и
реализовал: открыл конно-спортивный комплекс для
детей.
Взгляд в сторону взрослых
Но на селе одной красивой школой не
обойдешься. Все замечательные усилия учителей
глохнут в поселке, где все пьют, курят и мучаются
без дела.
Вот прекрасная деревенская школа с молодым
директором. Смотришь – не нарадуешься. Но
потом-то детям в деревне жить, а там пьянство,
безработица. Организаторов нет, которые взяли бы
на себя перемены… Поэтому школа должна растить
лидеров, чтобы те смогли сделать что-то в этих
условиях.
А прежде всего необходимо создание обучающегося
сообщества на селе. Не детей только, а, возможно, и
большинства жителей. Образование взрослых для
европейцев – норма, для нас – диковинка.
Существует программа ЮНЕСКО “Неделя
образования взрослых”, которая проходила с 1992
года в разных странах, а у нас ее не было. Мы
проехали через всю страну на поезде, стараясь
разобраться, как строится работа со взрослыми в
разных регионах. Повышение квалификации,
переподготовка, работа с инвалидами,
пенсионерами, заключенными, мигрантами… И если
про систему повышения квалификации все знают, то
про неформальное образование известно мало. Люди
не подозревают, что с помощью образования можно
выкарабкаться из любого стресса, из любой
тяжелой ситуации.
Учителям, наверное, пора присмотреться к идеям
образования взрослых, распространять их. Но
именно сельской школе особенно естественно эту
сторону осваивать.
Я уверена, что сельская школа – это не только
учебное заведение. У нее масса других социальных
ролей.
Судьба деревенской школы должна обсуждаться не в
связи с вопросом “как удешевить сеть учреждений
среднего образования?”, а как составная часть
принципиально иной проблемы: как помочь
разумному устройству жизни на селе?
И все то, что в одной логике казалось затратным, в
другой оказывается спасительным и необходимым
ресурсом.
Сельские школы – победительницы
конкурса “Красивая школа” разных лет
Яснополянская школа-лаборатория им.
Л.Н.Толстого, Тульская область;
средняя общеобразовательная школа, с. Ошлань,
Богородский район, Кировская область;
муниципальная общеобразовательная
школа № 9, с. Каменка, Пензенская область;
гимназия среднего полного общего
образования, пос. Хохольский, Воронежская
область;
средняя школа № 10, с. Севрюкаево,
Ставропольский район, Самарская область;
средняя школа – детский сад, пос. Бутурлино,
Вязниковский район, Владимирская область;
Едогонская средняя школа, Тулунский
район, Иркутская область;
Чапаевская основная
общеобразовательная школа, Стерлитамакский
район, Башкортостан;
Беченчинская средняя школа, Якутия;
Амировская средняя школа, Буздякский
район, Башкортостан;
Урзайбашевская средняя школа,
Башкортостан;
Верхнекарышевская средняя школа,
Болтачевский район, Башкортостан.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|