Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №45/2001

Первая тетрадь. Политика образования

Выступления записала
Елена ЛИТВЯК

Задачка для настоящих хозяев

А что, если сделать содержанием образования не набор знаний, а... житейскую компетентность?

В конце мая в Москве в Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования прошла Всероссийская научно-практическая конференция “Дополнительное педагогическое образование в XXI веке”. Одна из секций была посвящена проблемам сельской школы.

Булат Халяфович Юнусбаев,
Башкирский институт развития образования,
заведующий кафедрой естественных наук

– Наш регион – традиционно сельский, и наши сельские школы во многом основываются на национальных традициях, обучение строится с учетом местной сельской специфики не на словах, а на деле. Мы включаем в программы башкирских сельских школ изучение народной культуры, ремесел. В данный момент я занят разработкой концепции традиционной башкирской сельской школы. Сейчас уже можно с уверенностью сказать, что жизнеспособная сельская школа стоит на двух основаниях – сохранении родной культуры и активном включении в сельскохозяйственное производство на современном уровне.
У нас в регионе сейчас очень активно разрабатывается модель школьного опытного хозяйства. Мое глубокое убеждение, что школа-хозяйство, в которой содержание образования связано с сельскохозяйственным трудом, – наиболее перспективный путь для сегодняшних сельских школ. Но не с низкоквалифицированным, ручным трудом, а с использованием современных агротехнологий. Я не случайно сказал именно о школьном опытном хозяйстве. Здесь, так же как и в настоящих опытных хозяйствах, велика доля интеллектуальных затрат. Не просто на грядках выращивается картошка, а что ни делянка – то какой-нибудь опыт, выведение нового сорта, выполнение заданий ученых и так далее. В школьном опытном хозяйстве ученики получают возможность применять на практике знания по химии и биологии, что позволяет большему количеству сельских ребят поступать в вузы. Но многие выпускники школ остаются на селе, потому что у нас нет таких проблем с обеспечением их рабочими местами, как в других регионах. В Башкирии сохранилась база прежних колхозов и совхозов, так что в город уезжать необязательно.
Мы пошли по пути создания не только массовых сельских школ, но и элитарных – сельских лицеев, гимназий, агролицеев. Десять лет назад, когда мы начинали работать в этом направлении, к идее таких школ относились довольно скептически, не надеялись, что они получат распространение. А сейчас в республике успешно работает несколько агролицеев, они обеспечены компьютерами, хорошими кадрами. Цель работы таких компьютерных классов – не подготовка программистов, а воспитание современной сельской интеллигенции.
Кадры – вечная проблема всех сельских школ. Когда мы начали искать пути ее решения, оказалось, что на селе огромная масса специалистов с высшим агрономическим образованием, зоотехники, инженеры остались без работы, в то время как в школах не хватает преподавателей естественных дисциплин – биологии, химии, географии. И мы сейчас разрабатываем, правда пока только на региональном уровне, программу переподготовки таких специалистов в учителей для сельской средней школы. Собираемся открыть для этого специальный факультет. Надеемся, что со временем получим лицензию и сможем готовить таких преподавателей не только для Башкирии, но и для всей России.

Галина Васильевна Пичугина,
доктор педагогических наук,
ведущий научный сотрудник Института общего среднего образования РАО,
Москва

– В сельском среднем образовании сложилась сейчас противоречивая ситуация. С одной стороны, педагоги прекрасно понимают, что наиболее перспективный путь – готовить в сельских школах настоящих земледельцев, прививая детям не только любовь к труду, но и реальные навыки работы с землей. С другой стороны, никто не имеет права ущемлять в образовательных возможностях сельских детей по сравнению с городскими. А это означает: для того чтобы выпускники были конкурентоспособными, программы сельских школ нужно ориентировать на поступление в вузы. Но практика показывает, что такие ученики, проходя сложнейшие курсы химии и биологии, хорошо владея теоретической информацией, не могут ответить на самые простые вопросы из их реальной жизни, связанные с сельскохозяйственной тематикой. Периодически мы проводим анкетирование в сельских школах и однажды предложили такое задание: “Вы нашли у себя в сарае бутылку с ядохимикатами, срок годности которых давно истек. Предложите, как можно утилизировать их без ущерба для окружающей среды”. В этом вопросе смешаны и химия, и биология, и экология, и простая житейская мудрость, а старшеклассники не могли правильно ответить.
Одна из существенных проблем организации учебного процесса в сельской школе заключается в том, что учителя совершенно не владеют активными методами обучения, хотя столько книг уже об этом написано. В редких случаях педагоги учат детей спрашивать, сравнивать, делать выводы. Часто они сообщают некоторую информацию, дети старательно ее выучивают, воспроизводят, и все. Самое страшное, что дети боятся думать самостоятельно. В результате такой постановки учебного процесса получается колоссальный разрыв между теорией учебников и реальной жизнью, делающий обучение бессмысленным.
Сейчас все больше говорится о практичном западном подходе “образования для жизни”. Тем более представляется необходимым ориентировать школьное обучение на селе так, чтобы если не через специальные предметы, то хотя бы в рамках общеобразовательных сельские дети приобретали бы элементарную сельскохозяйственную грамотность, навыки, которые они смогут применять на своем собственном огороде. Недавно в издательстве “Дрофа” вышел учебник “Основы ведения крестьянского хозяйства”, базирующийся на таком “жизненном” подходе, существуют учебники по основам растениеводства и животноводства, курсы химии, ориентированные на сельскохозяйственное производство. Конечно, компетентностный, а не знаниевый подход к образованию влечет за собой существенное снижение объема информации, которой оперирует ученик, но при этом вырастает уровень его общего развития. Однако пока существует разрыв между запросами вузов, по-прежнему ориентирующих школу на накопление сведений, и насущной потребностью в житейской компетентности выпускников, нам будет очень трудно вводить какие-то разумные инновации в сельской школе.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru