“Мой сын на это не способен!”
А откуда, собственно говоря, вам это
известно?
Татьяна. Вот хочу услышать, что вы
думаете о таком: “Родители всегда переоценивают
своих детей. Родительская любовь слепа и т.д. и
т.п.”.
Уже вторую неделю ведутся у нас такие споры за
чашкой чая. Выигрывают “профессионалы”-тренеры,
люди, работающие с детьми и, естественно, с нами,
родителями. Мы пока проигрываем. Спасайте!
Ирина Хоменко. Интересная тема, надо сказать. Я не
знаю, от чего зависит способность оценивать
своего ребенка объективно... Точно не от уровня
образованности, не от возраста родителей, не от
состава семьи или умения прислушиваться к
оценкам чужих людей. Мне приходилось наблюдать
семьи, где великолепные специалисты (или просто
хорошие и умные люди) были напрочь лишены
более-менее трезвого взгляда на своих детей.
Самое интересное, что они не замечали, как смешно
они выглядят, когда пресмыкаются перед детьми, и
как дети стыдятся вот такой родительской
беспомощности и начинают потихоньку презирать
их. В одной семье я даже наблюдала картину, где
дочь зовет мамашу просто по имени (“Раиска!”). В
другой 12-летняя дочь не пускала маму на свидания
(теперь мама до сих пор не может устроить свою
личную жизнь, и это также ставится ей в вину: “А
зачем ты меня слушала?”). Конечно, детям нужна
любовь мамы и папы, кто бы спорил! Но почему-то
зачастую вот эта наша родительская любовь
оборачивается для ребенка большими проблемами в
будущем: дети сами не могут оценить себя
объективно, а окружающим не верят, так как они
изначально не принимали их такими, какие есть. В
детстве малыши искали и находили защиту у мамы;
они искренне верили, что мама права, и прежде
всего в оценке их личности (естественно,
положительной). Но со временем дети нуждаются и в
объективном взгляде друга, который вовремя и
честно подскажет им, где надо “подработать”, что
исправить в себе или в отношениях с окружающими.
Но у родителей нет опыта объективности! Они не
могут помочь своим детям ни с выбором профессии,
ни с выбором партнеров, ни с принятием решения по
другому важному вопросу, потому что они не знают
своего ребенка. Удивленные возгласы типа: “Мой
сын на это не способен, это не он!..” – тоже из
оперы необъективного взгляда на чадо.
Мне всегда казалось, что настоящая любовь – это
способность принести в жертву свои инстинкты,
“отпустить” ребенка в мир, служа ему лишь
страховочной веревкой, а не путами на ногах.
Любовь – это безусловное понимание другого как
личности, но честное осуждение его поступков и
способность искренне выразить свое мнение, не
испугавшись того, что он заподозрит вас в
“нелюбви”.
Но и отдача за такие отношения велика! Ребенок с
возрастом понимает, что именно вы способны дать
ему ценный совет, к которому он прислушается. Он
знает, что вы цените его свободу, и не будет
изворачиваться и врать, если ему придется
принимать непопулярное (для вас) решение. Он
уверен – вы не упадете в обморок от ужасной
новости и не будете спекулировать своим
здоровьем, чтобы добиться от него того или иного
поступка. Частенько психологическая зависимость
молодых (и особенно не очень молодых) мам
основана лишь на одном чувстве – желании
удержать ребенка около себя, как костыль, без
которого чувствуешь себя неуверенно. Это не
страх за ребенка, а страх за себя (“Не переживу!”,
“Сойду с ума!”, “Я вся издергалась!”). Обычно
сторонники безоглядной родительской любви
выдвигают аргумент: мы знаем ребенка лучше, чем
кто-то со стороны. Но ведь, общаясь со многими
людьми, ребенок проявляет разные стороны своей
личности – иногда те, которые не остаются
невостребованными в семье. Возьмите любые
близкие отношения – мы лучше и быстрее узнаем
человека, когда нам о нем рассказывают другие
(желательно разные) люди; когда мы попадаем с ним
в разные (желательно сложные) ситуации. Разве нет?
Люда. У нас вот какая проблема. Дочке 10 лет. Была у
нее закадычная подружка, которая однажды самым
гадким образом мою дочку подставила. К тому же
стала дружить с другой девочкой, и они
объединились против дочки.
Результат – серьезное расстройство, да еще и с
глобальными выводами. “Мама, это самое ужасное,
когда тебя предают люди, которым доверяешь”, “
Не хочу больше ни с кем заводить близкую дружбу –
а вдруг опять?”. Честно говоря, иногда она меня
даже пугает некоторыми своими обобщениями вроде
“со временем люди меняются, так что даже если
человек дружески расположен к тебе сейчас, то это
не значит, что потом вдруг все не переменится. Не
надо до конца доверять...” Сейчас мы с ней много
говорим на эту тему (ее это очень волнует), но я не
знаю, что ей посоветовать, как реагировать на
такие вещи…
Ирина Хоменко. Люда, мне кажется, что не стоит
настраивать ребенка на позицию “никому верить
нельзя”. Я сама после одного предательства долго
искала ту философию, которую можно было бы
принять, не корежа свое «я». И нашла.:) Мне здорово
помогает фраза: отдавай столько, сколько можешь
подарить. В этом случае потерь в твоей жизни быть
не может. Общаясь с человеком, надо стараться
понимать, что он вправе распорядиться вашими
отношениями по своему усмотрению. И, делая что-то
“для него”, надо знать, какая часть из этого
делается “для себя” (чтобы себя уважать и
чувствовать Человеком). Любые отношения чего-то
стоят. И если у тебя достаточно ресурсов, чтобы их
“содержать”, – вкладывай в них столько, сколько
считаешь нужным.
В вашей конкретной ситуации с дочкой я бы так и
объяснила: они объединились потому, что слабее
тебя. Сильному не нужна абы какая опора (в данном
случае бывшая противница). И учите дочку
принимать чужие поступки. Я обычно говорила сыну:
как здорово, что этот человек проявил себя
сейчас, ведь ты мог рассчитывать на него в более
сложной ситуации!
Друзья на всю жизнь. Знаете, это как с браками –
бывает, случается, а бывает, что нет. Подумайте
сами: за 20–40 лет (дружбы на всю жизнь) оба
человека меняются, и нет ничего особенного в том,
что их пути/интересы расходятся. На разных этапах
нам нужны разные люди, с разным опытом и разными
(новыми) ценностями, которые мы осваиваем,
вставая на новую ступень своего развития, когда
тянемся за кем-то, кто лучше и мудрее нас. Не все
друзья способны одновременно с нами меняться.
Отсюда и разногласия.
На мой взгляд, мы должны научить наших детей не
зацикливаться на потерях, а думать о росте.
Во всяком случае, я думаю, что успешность
продвижения человека как внешне, так и “внутрь
себя” напрямую зависит от характера его
социального опыта (степени одиночества и
качества его человеческих связей). Это как в
лабиринте – надо уметь не застревать на
“тупиковых” дорожках...
По материалам конференций,
проходящих на сайте “7я”
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|