АНТОЛОГИЯ ТЕНИ
Евгений Блажеевский
Я просыпаюсь в час самоубийц,
В свободный час, когда душа на воле
И люди спят, а не играют роли,
И маски спят, отлипшие от лиц.
Я просыпаюсь в час, когда сирень
Трагедию являет в палисаде
И мечется морской волной в ограде
Штакетника, и в шапке набекрень
Познавший по окуркам все сорта
Заморских сигарет и злые муки,
Блуждает бомж, и голубые мухи,
Как искры, вылетают изо рта.
Я просыпаюсь в час, когда метла
Еще не шарит по пустым бульварам
И ужас бытия ночным пожаром
Тревожит жизнь, сгоревшую дотла.
Женя Блажеевский уложил бессонницу в три фразы.
Поэтический синтаксис беден, телеграфен, почти
всегда равен строке, и лишь немногим мастерам
высшего класса удается «протащить сквозь прозу»,
по словам Ходасевича, смысловую нить
стихотворения.
Бессонницы, на мой взгляд, бывают двух типов.
Паломнические, «толкающие в путь». Так было, судя
по всему, у Цветаевой. Не обязательно при этом
шататься по улице. Паломничество здесь означает
любое лихорадочное действие по преодолению
пустого времени, отведенного, но не
использованного на сон, как преодолевают
пространство при движении к цели. В том числе и
разговор, общение, как правило, с человеком,
мучительно выжидающим, когда его отпустят до
подушки.
У Жени бессонница была столпническая, стоячая,
непременно у окна. Впрочем, не важно, стоячая или
лежачая. Важно, что статичная, бездвижная. Во
время бессонницы ведь нет цели заснуть. Когда
есть шанс заснуть – это не бессонница. Цель ей
поставил Пушкин – прочесть «жизнь свою». С
отвращением или без, это как у кого. Женя «жизнь
свою» прочел, как сгоревшую книгу, тревожимую
«ужасом бытия». То есть «строки печальные» не
смыты – они сожжены. Ночной пожар идет по
пепелищу. Вот такую эволюцию претерпела за
полтора столетия бессонница – самая верная из
подруг поэтов.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|