Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №44/2001

Четвертая тетрадь. Идеи. Судьбы. Времена

Анатолий ВИТКОВСКИЙ

Жизнь с обратной стороны пожелтевших фотографий

Эта выставка напоминает:
правда войны всегда самая жестокая правда

Моя бабушка, рассказывая о войне, отзывалась о немецких солдатах с уважением, подчеркивая их в целом приемлемое для тех условий обращение с мирными жителями. Меня, школьника, уже немало успевшего прочесть о зверствах оккупантов, такие рассказы приводили в недоумение. Это была какая-то другая война? Или это все полуправда о войне? А когда молодому человеку говорят полуправду, зачастую он заменяет вторую половину мифами, еще более искривляющими реальность. От знакомых студентов я слышал, например, такое мнение: немецкая армия не причастна к преступлениям на нашей земле, их творили специальные зондеркоманды.
Да, я хочу знать всю правду о войне. Правду не только о том, как подпольщица Мария Осипова подготовила покушение на палача Кубе, но и о том, как она встала на колени перед немецким солдатом, который помог ей спасти советских детей. Может быть, узнав, как это было, мы поверим и немцам, говорящим сегодня о покаянии, и нашим ветеранам, шедшим в бой за Сталина. И возможно, тогда к нам вернется уверенность, что жизнь, которую люди умели проживать достойно даже в годы войны, может быть несравненно лучшей в мирное время.
Как-то мне довелось побывать в Минске на выставке “Немецкая пропаганда в Белоруссии в 1941–1945 годах”. Это была необычная выставка: рядом с нацистскими плакатами находились фотографии, сделанные советскими солдатами.
Как сказал один из организаторов выставки, профессор Иоханнес Шлоотц (он вместе с группой немецких студентов работал в архивах музеев Минска и Дзержинска), это противопоставление пропаганды и реальности дает объективный взгляд на вещи.
– Например, – говорил доктор Шлоотц, – фашистская пропаганда показывает “счастливых” селян, которых защищают немецкие солдаты, а на фотографиях вы видите, как они отбирают скот у населения. Или другая тема: отправка на принудительные работы. Вначале действительно некоторые уезжали в Германию добровольно. Но со временем чем меньше становилось добровольцев, тем больше людей силой принуждали к этому. Есть немецкие фотографии, на которых солдаты с музыкой провожают эшелон. Но на других снимках видно, в каких ужасных условиях жили и трудились ваши люди. Подтасовывалась даже переписка. По приказу белорусы должны были писать только счастливые письма, что у них все хорошо, им все нравится в Германии.
На выставке также была отражена пропагандистская работа с молодежью. В частности, деятельность на оккупированной территории таких организаций, как Союз белорусской молодежи.
– В него вошла только малая часть молодых людей, – прокомментировал эти факты профессор Шлоотц. – Многие ушли в партизаны, другие вообще остались в стороне от борьбы. На фотографиях видно, как дети, когда немецкие машины разъезжают по населенным пунктам, выпрыгивают в окна и убегают.
Партизанская война в Белоруссии, на взгляд немецкого профессора, имела даже больший эффект, чем действия регулярных армий.
– Действия партизан связывали по рукам и ногам целые военные подразделения. В ответ фашисты прибегали к таким жестоким мерам, как уничтожение целых деревень.
В завершение разговора я спросил у доктора Шлоотца:
– Чего вы хотите достичь этой выставкой?
– В Беларуси и в Германии допускают искажения, когда говорят о войне. К примеру, представители вермахта говорят, что армия не причастна к разного рода преступлениям, это дело рук гражданского управления. В свою очередь, гражданское управление обвиняет во всем СС. Но у нас есть документы, доказывающие, что и те, и другие, и третьи участвовали в этом. Спустя 50 лет мы должны вести дискуссию, учитывая фактическую правду. У войны разные лица, и мы должны рассматривать ее в разных аспектах. Иначе можем получить такую же трагедию, дать шанс какому-нибудь фанатику повторить это.
Как оказалось, далеко не все посетители выставки положительно оценили факт ее проведения. Догмы по-прежнему довлеют над нами. И в молодежной среде тоже чувствуется их влияние, но, как считает Иоханнес Шлоотц, молодых людей нельзя назвать фанатиками. Они просто верят тому, что им говорят. Поэтому им, и прежде всего их учителям, нужно больше фактической информации.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru