Образовательная Республика Бурятия
Здесь школа становится институтом
развития общества
8 июня в Улан-Удэ произошло событие, о
котором долго еще будут говорить и учителя, и
политики.
В расширенном заседании коллегии Министерства
образования и науки республики принимал участие
президент Бурятии Леонид Васильевич Потапов.
Одним из центральных вопросов коллегии было
обсуждение деятельности сети Федеральных
экспериментальных площадок, действующих в
регионе.
Итогом коллегии можно считать вывод президента
Л.Потапова о том, что инновационная деятельность
должна стать основой не только образования, но и
всех сфер деятельности в республике.
А экспериментальную работу учителей и
директоров школ, ведущуюся ими в рамках сети ФЭП,
коллегия оценила как чрезвычайно эффективную.
Управление инициативой
Автору этих строк посчастливилось принять
участие в этом заседании коллегии.
Даже зная особенность министра образования и
науки Республики Бурятии Сергея Намсараева
рассматривать любую проблему как
образовательно-политическую, а не просто как
узковедомственную, все равно трудно было себе
представить, что, собрав глав местных
администраций, многих руководителей
образовательных учреждений, директоров школ и
ректоров местных вузов, в присутствии президента
и вице-премьера Сергей Дашинимаевич все-таки
рискнет организовать содержательную дискуссию
относительно стратегии развития системы
образования Республики Бурятии на материале
работы и результатах бурятских ФЭПов.
Тем не менее заседание коллегии превратилось в
острый и содержательный анализ не только
тенденций развития образования, но и – внимание!
– методологии переноса способов развития
системы образования на другие сферы.
Какие основные тенденции развития системы
образования республики обсуждались?
1. Опора в управлении на поддержку инициатив.
Собственно, главный вопрос, ответа на который все
ждали от президента, формулируется так: может ли
инновационно-экспериментальная работа деятелей
образования стать аналогом системы развития
всей республики?
Накануне заседания коллегии ученые, эксперты и
журналисты из Москвы и Бурятии организовали
своеобразную экспедицию. Посетили несколько
сельских районов и участвовали в общественном
обсуждении работы экспериментальных площадок.
Это было удивительное зрелище и действие: в школу
приходило практически все население села, школа
показывала результаты экспериментальной
деятельности, и обсуждение велось не только
экспертами, или чиновниками образования, или
коллегами, а еще и местным сообществом. Причем
происходило это одновременно в Джидинском,
Закаменском, Баргузинском и других районах. И то,
что еще два-три года назад казалось мечтой –
участие местного сообщества в управлении школой
и, наоборот, школа как центр социального и
экономического развития села, – оказалось
реальностью. Во многих селах Бурятии ребята,
видя, как учителям удается реализовывать
педагогические проекты, начинают создавать свои
проекты – социальные или экономические.
Многие люди в селах Бурятии увидели на примере
учителей, что инициатива не только не наказуема,
но и поощряется властью.
Это очень сильный эффект деятельности учителей,
который выражается не только и не столько в
повышении успеваемости учеников – а за этим,
кстати, теперь следят еще и старейшины, – сколько
в том, что в школе действительно стали
образовываться новые социальные технологии.
2. Вторым направлением, отличающим Бурятию от
других регионов, является твердый курс на
развитие сельской школы. Позиция С.Д.Намсараева,
которая поддерживается правительством и
президентом Бурятии: «Нет школы – нет села».
Позиция жесткая и последовательная. Практически
ни одной закрытой школы, несмотря на тяжелейшие
условия прошлых лет, да и сейчас еще ситуация с
финансированием, может быть, немного лучше, чем в
других регионах. Зарплату учителям платят
стабильно – это привлекает молодежь в школу, там
очень много молодых учителей.
И отдельно надо сказать о попечении школ местным
сообществом. Принято считать, что в селе люди
школу не содержат так, как в городе. В городе есть
спонсоры, есть известные люди, которые могут
стать попечителями. А в селе – какие попечители?
Но оказывается, сельчане содержат школу на сумму,
никак не меньшую половины официально выделяемых
средств. Например, полностью заготавливают дрова
на зиму. Ремонт, транспортные услуги, другая
помощь – все это в районных управлениях
образования обсчитывается, и людям
предъявляется денежное выражение их помощи
школе.
– Зачем, – спросит читатель, – разве государство
собирается когда-нибудь возвращать людям эти
деньги?
Нет, конечно. Дело в другом.
Общество имеет право знать размеры своей помощи
школе. И общество хочет, чтобы государство
признавало эту помощь, ценило и оценивало ее.
Сельское попечительство выглядит иначе, чем
городское. Например, старейшины нескольких сел
обсуждали с учителями возможность возрождения
традиционных видов деятельности и одновременно
пытались выяснить, что они могут сделать для
компьютеризации школы.
Вот и получается, что поддержка сельских школ –
это поддержка возможности развития местного
сообщества на селе. Недаром во многих селах мы
встречались с руководителями местных хозяйств,
которые одновременно являются и директорами
школ. Даже физически сельское хозяйство и
школьное сливаются. Как же можно закрыть
сельскую школу?
3. Общественное управление образованием. Это не
только контроль родительских советов или
попечительских советов за расходованием
школьных средств. Я вообще лишний раз убедился в
Бурятии в том, что призывы к усилению контроля –
это от бессилия, от неумения вовлечь граждан в
партнерство со школой. А там, где граждане сами
решают, куда тратить деньги, предназначенные или
ими же собранные на школу, – там дело вовсе не в
усилении контроля, а в развитии гражданских
основ жизни – школьной, и не только.
Но проявилась еще одна интересная особенность.
Развитие общественного управления школой
порождает уникальный социально-экономический
феномен, который сейчас развивается в Бурятии, –
образовательное управление обществом.
Образование задает образцы социальных
технологий, порождает новое качество управления.
И в этом смысле – управляет обществом, образуя
новое качество жизни.
Началось все с поддержки движения
экспериментальных площадок, а теперь
продолжается как развитие школы в виде
культурно-образовательного центра. Особенно это
чувствуется в диалоге культур Востока и Запада,
диалоге светского образования и
духовно-религиозных основ бурятского общества.
Рядом с Гегетуйской школой стоит дацан –
буддийский храм. Учителя Гегетуйской школы и
лама Гегетуйского дацана Матвей Рабданович
Чойбонов (поэт, философ, врачеватель) – авторы
уникального духовно-образовательного проекта
диалога культур, вся школа пронизана светом
народной мудрости и высокого духа знаний. И это
тоже источник жизни и культуры не только для
учеников, а для всего села.
В основе среднесрочной программы развития
республики должен лежать принцип
инновационности, как в образовании, – примерно
так оценил работу сети экспериментальных
площадок президент Бурятии Леонид Потапов.
...Гегель в одной из своих работ описывает такой
случай: “На вопрос отца, каков лучший способ
нравственно воспитать сына, пифагореец ответил:
сделай его гражданином государства, в котором
действуют хорошие законы”.
От себя добавим: чтобы в государстве действовали
хорошие законы, сделайте так, чтобы школа была
институтом развития общества.
В Бурятии это уже начинается.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|