Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №44/2001

Вторая тетрадь. Школьное дело

Александр АДАМСКИЙ

Образовательная Республика Бурятия

Здесь школа становится институтом развития общества

8 июня в Улан-Удэ произошло событие, о котором долго еще будут говорить и учителя, и политики.
В расширенном заседании коллегии Министерства образования и науки республики принимал участие президент Бурятии Леонид Васильевич Потапов.
Одним из центральных вопросов коллегии было обсуждение деятельности сети Федеральных экспериментальных площадок, действующих в регионе.
Итогом коллегии можно считать вывод президента Л.Потапова о том, что инновационная деятельность должна стать основой не только образования, но и всех сфер деятельности в республике.
А экспериментальную работу учителей и директоров школ, ведущуюся ими в рамках сети ФЭП, коллегия оценила как чрезвычайно эффективную.

Управление инициативой

Автору этих строк посчастливилось принять участие в этом заседании коллегии.
Даже зная особенность министра образования и науки Республики Бурятии Сергея Намсараева рассматривать любую проблему как образовательно-политическую, а не просто как узковедомственную, все равно трудно было себе представить, что, собрав глав местных администраций, многих руководителей образовательных учреждений, директоров школ и ректоров местных вузов, в присутствии президента и вице-премьера Сергей Дашинимаевич все-таки рискнет организовать содержательную дискуссию относительно стратегии развития системы образования Республики Бурятии на материале работы и результатах бурятских ФЭПов.
Тем не менее заседание коллегии превратилось в острый и содержательный анализ не только тенденций развития образования, но и – внимание! – методологии переноса способов развития системы образования на другие сферы.
Какие основные тенденции развития системы образования республики обсуждались?
1. Опора в управлении на поддержку инициатив. Собственно, главный вопрос, ответа на который все ждали от президента, формулируется так: может ли инновационно-экспериментальная работа деятелей образования стать аналогом системы развития всей республики?
Накануне заседания коллегии ученые, эксперты и журналисты из Москвы и Бурятии организовали своеобразную экспедицию. Посетили несколько сельских районов и участвовали в общественном обсуждении работы экспериментальных площадок.
Это было удивительное зрелище и действие: в школу приходило практически все население села, школа показывала результаты экспериментальной деятельности, и обсуждение велось не только экспертами, или чиновниками образования, или коллегами, а еще и местным сообществом. Причем происходило это одновременно в Джидинском, Закаменском, Баргузинском и других районах. И то, что еще два-три года назад казалось мечтой – участие местного сообщества в управлении школой и, наоборот, школа как центр социального и экономического развития села, – оказалось реальностью. Во многих селах Бурятии ребята, видя, как учителям удается реализовывать педагогические проекты, начинают создавать свои проекты – социальные или экономические.
Многие люди в селах Бурятии увидели на примере учителей, что инициатива не только не наказуема, но и поощряется властью.
Это очень сильный эффект деятельности учителей, который выражается не только и не столько в повышении успеваемости учеников – а за этим, кстати, теперь следят еще и старейшины, – сколько в том, что в школе действительно стали образовываться новые социальные технологии.
2. Вторым направлением, отличающим Бурятию от других регионов, является твердый курс на развитие сельской школы. Позиция С.Д.Намсараева, которая поддерживается правительством и президентом Бурятии: «Нет школы – нет села». Позиция жесткая и последовательная. Практически ни одной закрытой школы, несмотря на тяжелейшие условия прошлых лет, да и сейчас еще ситуация с финансированием, может быть, немного лучше, чем в других регионах. Зарплату учителям платят стабильно – это привлекает молодежь в школу, там очень много молодых учителей.
И отдельно надо сказать о попечении школ местным сообществом. Принято считать, что в селе люди школу не содержат так, как в городе. В городе есть спонсоры, есть известные люди, которые могут стать попечителями. А в селе – какие попечители?
Но оказывается, сельчане содержат школу на сумму, никак не меньшую половины официально выделяемых средств. Например, полностью заготавливают дрова на зиму. Ремонт, транспортные услуги, другая помощь – все это в районных управлениях образования обсчитывается, и людям предъявляется денежное выражение их помощи школе.
– Зачем, – спросит читатель, – разве государство собирается когда-нибудь возвращать людям эти деньги?
Нет, конечно. Дело в другом.
Общество имеет право знать размеры своей помощи школе. И общество хочет, чтобы государство признавало эту помощь, ценило и оценивало ее. Сельское попечительство выглядит иначе, чем городское. Например, старейшины нескольких сел обсуждали с учителями возможность возрождения традиционных видов деятельности и одновременно пытались выяснить, что они могут сделать для компьютеризации школы.
Вот и получается, что поддержка сельских школ – это поддержка возможности развития местного сообщества на селе. Недаром во многих селах мы встречались с руководителями местных хозяйств, которые одновременно являются и директорами школ. Даже физически сельское хозяйство и школьное сливаются. Как же можно закрыть сельскую школу?
3. Общественное управление образованием. Это не только контроль родительских советов или попечительских советов за расходованием школьных средств. Я вообще лишний раз убедился в Бурятии в том, что призывы к усилению контроля – это от бессилия, от неумения вовлечь граждан в партнерство со школой. А там, где граждане сами решают, куда тратить деньги, предназначенные или ими же собранные на школу, – там дело вовсе не в усилении контроля, а в развитии гражданских основ жизни – школьной, и не только.
Но проявилась еще одна интересная особенность. Развитие общественного управления школой порождает уникальный социально-экономический феномен, который сейчас развивается в Бурятии, – образовательное управление обществом. Образование задает образцы социальных технологий, порождает новое качество управления. И в этом смысле – управляет обществом, образуя новое качество жизни.
Началось все с поддержки движения экспериментальных площадок, а теперь продолжается как развитие школы в виде культурно-образовательного центра. Особенно это чувствуется в диалоге культур Востока и Запада, диалоге светского образования и духовно-религиозных основ бурятского общества. Рядом с Гегетуйской школой стоит дацан – буддийский храм. Учителя Гегетуйской школы и лама Гегетуйского дацана Матвей Рабданович Чойбонов (поэт, философ, врачеватель) – авторы уникального духовно-образовательного проекта диалога культур, вся школа пронизана светом народной мудрости и высокого духа знаний. И это тоже источник жизни и культуры не только для учеников, а для всего села.
В основе среднесрочной программы развития республики должен лежать принцип инновационности, как в образовании, – примерно так оценил работу сети экспериментальных площадок президент Бурятии Леонид Потапов.
...Гегель в одной из своих работ описывает такой случай: “На вопрос отца, каков лучший способ нравственно воспитать сына, пифагореец ответил: сделай его гражданином государства, в котором действуют хорошие законы”.
От себя добавим: чтобы в государстве действовали хорошие законы, сделайте так, чтобы школа была институтом развития общества.
В Бурятии это уже начинается.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru