Выпускные экзамены:
дорогой спектакль для будущих медалистов
Что стоит в аттестате – в сущности, не
важно. На вступительных экзаменах в эту бумажку
никто и не заглянет. Исключением остаются
круглые отличники...
В десятые годы позапрошлого века
образованные круги России стали свидетелями
принципиального нравственно-политического
спора между реформатором Михаилом Сперанским и
историком Николаем Карамзиным. Сперанский
полагал, что общественные нравы зависят от
законов, учреждений и социального порядка: если
дать стране справедливое гражданское
устройство, то людям незачем будет добиваться
своих целей скверными путями и нравы исправятся.
Карамзин же был уверен, что учреждения и законы в
высшем смысле ничего не значат, ибо главное –
нравственность: если люди в духовном отношении
находятся на достойном уровне, то при любых
законах они будут хорошими, а если коснеют в
пороках, никакие справедливые учреждения и
установления не сделают их лучше. Спор, как
известно, ничем не кончился. Он и сейчас
продолжается применительно к самым разным
сферам жизни. К образованию, разумеется, тоже.
Упражнение в безнравственности
То, что школьные выпускные экзамены,
медали и медальные льготы стали преградой,
провоцирующей людей преодолевать ее “скверными
путями”, известно каждому. В сущности, выпускные
экзамены превратились в отталкивающее
упражнение в безнравственности, в тягостный и
дорогостоящий спектакль, особенно для семей тех
ребят, которые “идут на медаль”. Вот только для
кого этот спектакль разыгрывается? Вопрос не
риторический, и я к нему еще вернусь.
Самый страшный экзамен – конечно, сочинение. Не
буду углубляться в обсуждение этого фальшивого
жанра и в осуждение тех жутких формул, которые
предлагаются в качестве тем сочинения. (“Природа
– храм Империи”. Что-что-что?!) Не так страшен
черт, как его малюют: темы всегда, везде и всем
известны за несколько дней до экзамена, у многих
тексты написаны заранее, а у “идущих на медаль”
еще и проверены учителем. Затем происходит
следующее: в неудобном для выпускников случае
они в течение шести часов экзаменационного
времени переписывают шпаргалку, в удобном –
“простые” ученики переносят на беловик уже
написанный на соответствующих бланках черновик,
а “идущие на медаль” занимаются
противоположным делом – с проверенного и
неприкосновенного беловика переписывают текст
на черновые бланки. Если в школе практикуется
“неудобный вариант”, то медалистам обычно
приходится еще раз забежать в школу и до отправки
сочинений на проверку переписать их.
Это общепринятая практика, известная, повторюсь,
всем без исключения, но дети и родители все равно
волнуются и нервничают, как будто действительно
предстоит серьезный экзамен, где будет выявлен
реальный уровень полученной учеником
подготовки. Вот эта атмосфера волнения и страха
меня, честно говоря, ставит в тупик: не вижу
оснований ни для того, ни для другого...
Задания математического экзамена во всех
случаях, с которыми я непосредственно
соприкасалась, были заранее выполнены учителем,
а степень математической грамотности
экзаменующихся проявлялась в том, способны ли
они переписать без ошибок готовое решение. Увы,
способны далеко не все.
Нужно ли удивляться, что родители стремились
избавить детей от участия в этом бессмысленном и
безнравственном спектакле? Так как освобождение
давала медицинская справка, а найти абсолютно
здорового старшеклассника в наши дни мудрено, то
неучастие в выпускных экзаменах стало массовым.
В прошлом году административно-волевым решением
любые освобождения от экзаменов были запрещены,
и участвовать в тягостном представлении
пришлось даже очень больным детям. Зачем? Этот
вопрос связан с предыдущим – для кого спектакль
разыгрывается? Понятно, что для чиновников. Не
для учителей же! Многие учителя пришли в ужас от
того, что ребенка с тяжелым пороком сердца велено
экзаменовать.
Жертва пешки
Впрочем, и до отмены всех освобождений
“медалисты” от экзаменов не уклонялись. Потому
что без участия в выпускных экзаменах они
получали только аттестат с пятерками, а медаль,
дающую право сдавать в институты
один-единственный вступительный экзамен, не
получали. Исключения, хотя и редкие, были. Мне
известен случай, когда семья очень хорошо
подготовленного выпускника преспокойно
пожертвовала медалью: жертва пешки. Освобождая
ребенка по справке, родители исходили из того,
что незачем тратить драгоценное время на
глупости – и без медали поступит. Действительно,
поступил, причем был счастливо избавлен от
излишних стрессов, связанных с получением
медали. Между прочим, сдал все на пятерки, а надо
ли говорить, что множество медалистов не только
не подтверждают отличную оценку, а с треском
проваливаются.
Две четверки при прочих пятерках в аттестате –
серебряная медаль, не так ли? У моей дочери как
раз эти самые две четверки – по химии и по
технологии (то есть по шитью). Медаль ей не светит,
об этом как-то даже и речь не шла. Точнее, это я не
вела о ней речь, не “работала над медалью”. Как
“работают над медалью”, тоже всем известно, хотя
в разных школах, конечно, свои нюансы, то есть
суммы и подарки. В нашей школе все как раз на
редкость скромно: в течение десятого и
одиннадцатого классов медалисты по случаю
праздников собирали по сто рублей, кроме того, на
день рождения подарили классной
руководительнице золотую цепочку, а по случаю
выпуска – микроволновую печь. Других
подробностей достоверно не знаю, поэтому и
утверждать не стану, хотя, говорят, была какая-то
“индивидуальная работа”. Учительница по
технологии в последнем полугодии всем
отличникам, “идущим на медаль”, выставила
тройки за шитье панно “Москва златоглавая”,
из-за чего в году получилась лишняя четверка,
медали оказались под угрозой. Дочка тоже
получила эту тройку, но в нашей семье на том дело
и кончилось, а родители “медалистов” провели
“индивидуальную работу”, и злосчастная оценка
была исправлена.
Кошелек или голова?
Но кто сегодня осудит учителей? При
нищенской зарплате требовать от них абсолютного
бессребреничества – значит требовать святости,
а это очевидная утопия. Большинство родителей
сочувствуют учителям, а не осуждают их. И тем не
менее предпринимают попытки ослабить
зависимость ребенка от школы. Оценки в аттестате
значения, в сущности, не имеют: если абитуриент
действительно знает предмет, он покажет это на
вступительных экзаменах, в аттестат никто и не
заглянет.
Именно незначимость отметок в аттестате – для
всех, кроме медалистов, – ослабила шок от
введения обязательной и ни при каких условиях не
отменяемой выпускной экзаменовки. Многие
родители, которые собирались освобождать детей
от школьных экзаменов, чтобы не подвергать их
некрепкое здоровье ненужным встряскам,
рассудили так: будем заниматься важным делом –
подготовкой к поступлению, а выпускные экзамены
– уж как-нибудь двойку не поставят.
В прошлом году у меня возникло подозрение, что
вслед за обязательной экзаменовкой вновь введут
конкурс аттестатов, и тогда уже придется
“работать” не только над медалью, но и над
каждой хорошей оценкой. Реальность оказалась
страшнее – единый государственный экзамен (ЕГЭ),
который объявлен и выпускным, и вступительным
одновременно.
Сама я поступала в университет еще в эпоху
конкурса аттестатов, который был призван, если
кто забыл, повысить качество образования,
поднять престиж школьной отметки. Именно тогда
ее престиж и рухнул окончательно и бесповоротно,
ведь над отметками “работали”. Конкурс
аттестатов исчез, но было поздно.
Единый государственный экзамен тоже
когда-нибудь исчезнет, нам ли, пережившим борьбу
с “нетрудовыми доходами” и много еще чего, этого
не знать? Отменят, разумеется, но в эти годы
солоно придется и детям, и родителям.
Несмотря на все издержки и нарушения
справедливости при поступлении в
институты-университеты-академии, принципиально
неотменяемой остается их заинтересованность в
талантливых и подготовленных студентах. Умные
головы, а не только родительские кошельки нужны
самым престижным вузам, но при ЕГЭ вместо своей
умной и светлой головы абитуриент сможет
предъявить только бумажку. Над бумажкой
родителям конечно же придется серьезно
“поработать”.
Сколько стоит объективность?
Министр образования Владимир Филиппов в
интервью в приложении к “Независимой газете”
«Круг жизни» ( 13 апреля 2001 г., с. 5) обосновал
необходимость введения ЕГЭ доводами “от
Сперанского”: нужно, мол, исправить устаревшие
установления, вот тогда исчезнут
злоупотребления и воцарится объективность. “У
нас действительно хорошее школьное образование,
но, к сожалению, наши школьные аттестаты во всем
мире не признают. Я – специалист по европейскому
образованию и знаю, в чем причина. Оценку в
аттестат у нас выставляет школьный учитель.
Покажите мне педагога, у которого поднимется
рука самому себе поставить “два”, а при
поступлении в вуз ученик этого же преподавателя
получает “два”».
Итак, бессребреничества и объективности от
школьного педагога будут добиваться
отстранением его от экзаменационного процесса.
И что? Знания действительно начнут оценивать
объективно? Да нет, конечно, произойдет всего
лишь перераспределение финансовых потоков. С кем
же теперь придется «работать» родителям? Читаем
«Положение о проведении единого
государственного экзамена»: «Для проведения ЕГЭ
государственный орган управления образованием
субъекта Российской Федерации создает
государственную экзаменационную комиссию, в
состав которой входят представители органов
исполнительной власти, органов управления
образованием различных уровней, образовательных
учреждений».
Понятно, «работать» придется с чиновником, а тут
одной золотой цепочкой не обойтись.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|