Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №43/2001

Вторая тетрадь. Школьное дело

ИЗБА-ЧИТАЛЬНЯ

Мария ГАНЬКИНА

Вход всем посторонним

Добро пожаловать в читательскую лабораторию

Следует различать ординарное школьное сочинение, где по вполне перечислимым и достаточно нехитрым законам этого жанра излагается нечто общепринятое (вот тебе затравка-вступление, вот тебе рассуждение-основная часть, которая по объему примерно как пять вступлений, а вот бодрое заключение, обремененное сакраментальными выводами, услышать которые так жаждет твой учитель литературы), и сочинение читательское – на собственное понимание текста. Это разные жанры. И каждый строится по своим специфическим законам. И, конечно, хорошо бы нашим ученикам ориентироваться в них одинаково свободно.
Коллега однажды рассказал мне, как к нему зашла соседка и пожаловалась, что вчера они с дочкой (а дочка в первом классе) до ночи сочинение писали. По Гайдару. И знаете, на какую тему? «Патриотизм и любовь к Родине в сказке Аркадия Гайдара «Мальчиш-Кибальчиш». Я не шучу: в первом классе!
Просто сердце сжимается, как представлю себе эту картину... Что ж это за беда такая! Ну зачем ребенка лишать нормальной детской жизни, чуть не с пеленок окружая реликтами отчужденных знаний. Ведь потери огромные – привычка к шаблону, неразвитая речь, ненависть к любым сочинениям и литературе вообще! Почему бы не дать волю детским фантазиям, самовыражению, индивидуальности понимания в пусть даже неказистых (на учительский вкус), но самостоятельных читательских сочинениях? А вплотную заняться натаскиванием на ординарное экзаменационное сочинение попозже – в 10–11 классах. Времени хватит, ибо для человека с привычкой работать самостоятельно, мыслить широко, формулировать легко – это дело нехитрое, и можно даже найти в нем особый интерес – спортивный.
Печально, когда выпускник какого-нибудь инновационного учебного заведения (где, конечно, вовсю процветает гуманистическая педагогика) лепечет в экзаменационном сочинении нечто невразумительное: компот из штампов и собственных куцых я думаю, мне кажется, на мой взгляд, пряча за празднословием элементарную неосведомленность о законах экзаменационного жанра (а значит, и учительскую халтуру).
В экзаменационной работе проверяльщиков не интересует, что думает десятиклассник Петя по поводу, например, «жанровых и композиционных особенностей романа «Обломов», от него требуется толково, следуя совершенно определенной структуре, изложить, что по этому поводу думают взрослые дяденьки-тетеньки-литературоведы.
Но чаще всего десятиклассник Петя ни излагать не умеет, ни думать. Не научен. Насколько он виноват в этом?

Разминка на уроке литературы

Прочитав пятиклассникам рассказ Чехова «Размазня», я предложила им ответить на вопрос «про что этот рассказ?». Не «что хотел сказать автор?» или «в чем идея произведения?», а – «про что?» Именно так элементарно просто был сформулирован вопрос.
Листочки – на партах. На ответ – не более семи предложений и десяти минут. Действительно, больше семи предложений не было.

О гувернантке, которая очень боялась своего господина. Его слово было для нее закон. Господин это знал и как бы не хотел, чтоб так было. Он специально обирает ее, чтоб посмотреть, как она отреагирует на это. Конечно, гувернантка говорит «мерси» и со слезами на глазах собирается уходить. Господин останавливает ее и как бы ругает за то, что она такая размазня.
Я думаю, господин был честным человеком и не хотел, чтоб гувернантка и пикнуть перед ним не могла.

Таня Р., 11 лет

Об издевательстве. Рассказ написан от лица дядечки, который сыграл злую шутку над «бедной девочкой» Юлией Васильевной. И шутка была не просто злая, а очень злая. Да и вообще – это шутка?! Мне кажется, что нет. Это издевательство над «бедной девочкой». Или, как говорил наемник гувернантки, «жестокий урок».
И еще мне кажется, что наемнику, когда он раскрылся, стало самому не по себе, поскольку он довел гувернантку до слез.

Катя Л., 11 лет

О доверчивости. Гувернантка не протестовала, когда ее обобрали до одиннадцати рублей, хотя в получке было восемьдесят. В других домах ее тоже обсчитывали, а иногда не давали и копейки. О ее доверчивости ко всем.

Герман С., 10 лет

О сильном и слабом. Как сильный имеет возможность пошутить, а слабый не имеет, он только горбится и унижается, унижается, унижается... А когда низший совсем унизился, у сильного подействовала добрая совесть. И, посчитавши, что это плохая шутка, сильный жалеет униженного и просит прощения, отдавши все, что отнял за время «шутки».
Наверное, сильный думал, что слабый поймет его шутки, но слабый не смог.

Вера Л., 10 лет

Об обмане. Это рассказ о том, как хозяин обманом преподал урок гувернантке. Мне кажется, не надо было ее обманывать. А потом еще и кричать!

Оля С., 11 лет

Я думаю, этот рассказ похож как бы на встречу представителей. Юлия Васильевна – это представитель Бога, а хозяин – всего земного.
Человек не может выжить в мире, или если ему не помогает Бог, или если он не «зубастый». И хозяин правильно говорит, что быть зубастым – это правильно только для грешного человека.

Никита Г., 10 лет

О том, как легко задеть человека за живое.
Мне кажется, что слабому всегда трудно возразить сильному. Этот человек хотел научить Юлию Васильевну возражать. Но она была слишком слабым человеком. У нее не получилось.

Ксюша Л., 11 лет

О грубости. Мне кажется, что надо быть поскромней.
Я уверен, что этот дяденька сделал это не от злости, а просто пошутил. Но плохо то, что он так грубо обошелся с ней. Но он не специально. Я думаю, что Чехов не намеревал зла, когда писал этот рассказ.
А она правильно сделала, что не стала возражать. А то был бы какой-нибудь другой дяденька – он бы ей показал, как возражать против него!

Андрей И., 10 лет

Разнообразие ответов возникло конечно же не на пустом месте. В классе была особенная атмосфера (знакомая читателям и по рождественским историям в “ПС” №1, 2001, и по репортажам из Музея Толстого в Хамовниках в “ПС” №59, 1998, и по многим материалам М.Ганькиной в «Режиссуре урока». – Прим. ред.), позволявшая свободно думать и свободно выражать свои мысли, дававшая уверенность в том, что эти мысли интересны другому человеку, поскольку одного «правильного» понимания не существует.
Понимание – не сиюминутный и окончательный результат, это процесс. И листочки с ответами на вопрос «про что «Размазня»?» – не начало, но и не конец работы пятиклассников над текстом. Это всего лишь определенный этап, который позволит им еще и еще раз вернуться к тексту рассказа, чтобы проверить и обсудить друг с другом свои понимания.
Если бы я работала со старшеклассниками, то на следующем уроке я предложила бы им за те же десять минут ответить на тот же самый вопрос, но уже от имени, например, Белинского (или Писарева). А еще лучше – пусть каждый сам выбирает, от лица Белинского или Писарева он будет сочинять.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru