УЧЕБНАЯ ТЕМА КАК ПОВОД
«График» о попе и работнике его Балде
История одного путешествия по сказке
ИВ “ПС” №29 за 2001 г. Ольга Лапина
упомянула о том, как на уроке литературы ее
ученики рисуют графики встречаемости в тексте
тех или иных героев произведения...
По традиции, сложившейся в нашем
образовательном центре, старший класс начальной
школы на уроках чтения работает со сказкой
П.П.Ершова «Конек-Горбунок».
Мы попросили родителей четвероклассников
обзавестись книгами Ершова, а сами тем временем
начали заниматься по учебнику. Он традиционно
начинается с устного народного творчества
(интересно, как же его читать, если оно устное?), и
большую часть этого раздела составляют сказки.
Нам повезло: в нашем учебнике оказались сказки
«Сивка-бурка» и «Иван-царевич и серый волк».
Сказки мы читаем, иллюстрируем, работаем с
иллюстрациями Билибина к одной из этих сказок,
пересказываем. Даже пытаемся сочинять свои.
Известно, что сказка Ершова была напечатана
раньше, чем сказки Пушкина, но для нас важно,
чтобы, читая Ершова, дети могли сравнивать его
сказку с пушкинскими «образцовыми». Тогда им
будут интересны рассказы о том, что Ершов был
переписчиком у Пушкина, можно будет подумать:
правда ли, что Пушкин помогал автору
«Конька-Горбунка» советами, а то и «дарил» ему
некоторые строки?
Сказки Пушкина всем знакомы – хотя бы по фильмам
и мультикам. Чтобы освежить их в памяти, мы читаем
с ребятами «Сказку о попе и о работнике его
Балде». Выбор падает на эту сказку просто потому,
что в учебнике напечатана именно она (т.е.
является программной).
Ребята читают сказку дома, работают с текстом на
уроке.
Поиск странностей
Основу этого этапа составляет работа с
непонятным. Например, с незнакомыми словами. А их
в простой, легко читающейся сказке оказывается
так много! Читатели сами порой удивляются:
казалось бы, понятное слово! Вдруг кто-то
сомневается в нем, кто-то пытается объяснить...
Оказывается, это вовсе не то, что я думал!
Дотошные читатели заглядывают в словари,
пристают дома к родителям. Некоторые приносят по
две страницы выписок из словаря – не ленятся
списать объяснение слов, которые кажутся им
важными.
Самые искушенные читатели замечают не только
непонятные, незнакомые слова, но и «странности».
«Странности» – это когда слова-то понятные, а
странным кажется то, что описывается в тексте.
Обсуждаем такие находки. Кто-то пытается с ходу
дать свое объяснение, а уж устроит оно или нет
того, кто нашел эту «странность», – это как
получится. Дети все разные, текст они читают
по-разному, и, естественно, то, что кажется
странным одному, понятно другому и наоборот.
Реконструкции
Выясняем, кто же действующие лица в
сказке. Появляется такой список: Балда, поп,
попадья, поповна, попенок (кстати, повод
поговорить о родственных отношениях, о том, как
называются члены семьи, кем они приходятся друг
другу), старый бес, бесенок. Как правило, после
некоторого обсуждения в список включаются еще
два зайки и кобыла. А дальше нам предстоит
построение «графика». Вертикальным столбиком
записываем действующих лиц и, слушая сказку,
отмечаем, кто же в это время действует.
Получается сложная ломаная линия.
Ребята читают по очереди, чертят «графики» в
своих блокнотах. Доходит дело до эпизода с
зайцами. Тут оказывается, что первый заяц
действует сам («...пустились бесенок и зайка»), а
второго зайку Балда только ловит и через
некоторое время гладит... Поэтому нет-нет да и
случаются открытия: «Он не действует, он только
упоминается!» Дочитываем сказку, сравниваем
«графики». Приходится откорректировать список
действующих лиц, убрав оттуда кобылу и второго
зайку, зато добавив неких чертей («черти стали в
кружок...» – а стало быть, они действуют сами).
Выражение замысла
Ребята читают наизусть отрывки из
сказки. Настает черед поиска рассказчика.
Пробуем сыграть сценки. Группки собираются прямо
на уроке, репетируют, тут же показывают
мини-спектакли. Зрители оценивают удачные
актерские находки, дают советы. Все хотят
исправить, переделать... Продолжаем работу и на
следующих уроках. Спектакли становятся все лучше
и лучше, их все интереснее смотреть.
Просим ребят написать коротко, о чем сказка. Под
влиянием спектаклей (а показывали все начало
сказки, т.к. его почти все знали наизусть) многие
ребята написали что-то вроде «Сказка о том, как
поп ходил нанимать себе работника». Были и такие:
«О том, как Балда обманул чертей», «О том, как
Балда победил бесенка и ему дали мешок с
деньгами». Нам кажется, это не повод для
огорчения: детям по 9–10 лет, не нужно навязывать
им свое взрослое понимание. У них будет повод
вернуться к сказкам Пушкина еще раз, когда они
станут старше.
А после осенних каникул мы наконец начали работу
над ершовским «Коньком-Горбунком»..
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|