Но пока мы спорим об экономике
образования, о реформировании системы сверху, о
поисках самых эффективных путей адаптации детей
к новой жизненной реальности, о том, какую роль
должна играть во всем этом сама школа, тысячи
учителей по всей стране проводят свои малые и
большие эксперименты, анализируют повседневную
школьную жизнь и те новшества, с которыми им
доводится сталкиваться на практике. И пусть их
взгляды, их выводы кажутся не такими масштабными,
зато в них есть практическое зерно, реальный,
проверенный подход к делу. А значит, школа сама
постепенно выбирает себе путь развития. И разве
не интересно порою сравнить, насколько
практический выбор учителя совпадает или
разнится с теоретическими концепциями,
предлагаемыми специалистами?
Проект дороги к взрослению
Оказывается, одно свободно выбранное
задание может стать стержнем, на котором
выстраивается все содержание образования
Идею проектной работы мы, учителя школы
«Бакалавр», подсмотрели в канадских школах. Там
занимаются с ребятами проектной деятельностью
уже с детского сада. В средней школе проект
становится естественной формой учебной работы.
Проект – это ограниченное во времени,
целенаправленное изменение отдельной системы (в
том числе самоизменение) с установленными
требованиями к качеству результатов и
специфической организацией. Сначала наши ребята
проектировали нечто под руководством учителей. А
в этом году один шестиклассник сам стал
руководителем проекта младших школьников. И мы
поняли, что если ребенок начал такую работу уже в
третьем классе, то в девятом на экзамене он
сможет не просто написать реферат, а защитить
серьезное проектное исследование.
Со следующего учебного года мы планируем
проводить защиту детских работ на промежуточной
аттестации, а пока они проходят в рамках учебного
процесса. Ребята выбирают тему проекта по одному
из предметов (биологии, географии) или
организационную. Например, как можно
организовать школьную видеостудию или проект
школьной радиогазеты. И сразу возникает запрос
на изучение риторики, журналистики на уроках
русского языка и литературы. Получается
своеобразное расширение границ содержания
школьного образования. Если кто-то задумал
проект, связанный с конкретным школьным
предметом, например с языком, то он все равно
расширяет его границы, переходит в
сопоставительную лингвистику.
У нас в школе учатся ребята восемнадцати
национальностей. И одна ученица в этом году
разработала проект по сопоставлению грузинского
языка с русским. Казалось бы, маленькая тема, но,
работая над ней, девочка пережила все стадии
серьезного исследования. Подростки всегда хотят
получить в результате деятельности прежде всего
нечто важное лично для себя.
Конечно, бывает, что проект превращается в
прожект. Однажды делали ребята экологическую
карту Крылатского и придумали некий план
улучшения экологической обстановки. Мы,
разумеется, могли отправить эти предложения
правительству, и кто-то что-то, возможно,
предпринял бы. Но для ребят это было бы слишком
удалено во времени, а потому показалось
нереальным. Поэтому мы больше любим выбирать
внутришкольные темы для работы. Школа –
самодостаточный организм, и проекты здесь могут
быть претворены в жизнь быстро. Для ребенка это
важно.
При подготовке проекта ребята обязательно
распределяют роли: кто будет руководителем, кто
участвует в сборе информации, кто готовит
презентацию. Потом расписывают этапы проекта:
целеполагание, планирование, реализация,
завершение, самоанализ. Перед защитой
встречаемся с руководителем группы и выясняем
нюансы. Например, что именно сами ребята хотят
подвергнуть оценке: содержание? организационную
часть? или?.. В зависимости от этого даются
рекомендации о дальнейшем развитии проекта.
Для защиты проектов обычно назначается
определенный день. Собираются все, кто готовил
проект, и экспертный совет. Если в реализацию
проекта нужны материальные вложения, то
обязательно приглашается исполнительный
директор школы. Наш генеральный директор
приходит на все защиты обязательно. Приглашаются
желающие.
Процедура напоминает защиту диссертации:
обсуждается актуальность темы, зачем и кому
нужна реализация этого проекта. Если в работе
участвовали несколько детей, каждый отвечает на
вопрос, какова была его личная цель участия в
проекте. И в этом году, когда ребята претендовали
на создание олимпийского комитета школы по
предметным олимпиадам для малышей, один мальчик
честно сказал: « Я понял, что это проект
организационный, и хочу себя попробовать в роли
учителя малышей». А когда подводили итоги
проекта, он оценил свою работу так: “Мне надо
научиться четко формулировать задания, которые я
предлагаю своим ученикам”.
С самого начала обнаружилось, что разработчики
самых интересных проектов оказались разного
возраста. Выходило, например, что в проекте по
химии одни уже изучали химию и знали понятие
газа, а другие нет. И более старшим пришлось
малышам в простой форме все это объяснять. К
защите ребята очень серьезно готовятся,
отрабатывают презентационные навыки: умение
быть кратким, лаконичным; не растекаться мыслью
по древу; рассказывать нескучно для людей,
которые уже знают эту тему, и для тех, кто мало в
ней разбирается.
Таким образом тревожный экзамен превращается в
настоящий праздник демонстрации учебных
достижений ребят. Наши ученики взрослеют на
глазах, приобретают важнейшее человеческое
умение – отвечать за то, во что вложено много
труда и души.
Сергей ДИКАРЕВ,
учитель биологии московской школы № 262
Тест – это только оценка?
Совсем не обязательно!
Но нужно использовать его так,
чтобы тест стал частью диалога учителя и ученика
Мы постоянно отмечаем, как меняется наша
жизнь, а значит, меняемся и мы, и наши дети. Школа
тоже становится иной. И судя по всему, на смену
привычным способам обучения должны прийти новые,
универсальные, рассчитанные на разных детей.
Но при том, что в классе 30 совершенно разных
детей, такой вариант остается идеальной схемой и
темой для разговора людей, забывающих о
реальности или незнакомых с ней вовсе. Надо
создать такие условия обучения, чтобы любой
подросток был постоянно занят на уроке пусть
даже самым простым, но все же требующим усилий
интеллекта делом.
Учебники надо лучше приспособить именно для
самостоятельной работы. Обычные вопросы после
каждого параграфа неудобны. Ответы учеников на
эти вопросы в письменном виде вынуждают учителя
совершать огромную работу. Неограниченный объем
ответа, часто плохой почерк отвечающих, большое
количество детских работ делают полученную
оценку необъективной, а подчас и совершенно
произвольной.
Намного легче использовать «устные» тесты,
составленные к каждому параграфу учебника (см.
статью автора «Оценивать каждого справедливо и
быстро», «Биология», «ПС» № 38, 41, 1998 г.) Они
позволяют на каждом уроке поставить достаточно
объективную оценку 10–15 ученикам. Особенно
точной выходит итоговая оценка в конце года.
Но на уроке должны быть заняты все, и все должны
получить справедливые оценки. Тут нужны
тщательно продуманные задания для
самостоятельной работы учеников с учебниками в
классе. Они тоже должны иметь форму тестов или
таблиц, которые надо кратко заполнить.
Необходимо подготовить много достаточно разных
вариантов этих заданий, чтобы исключить
списывание. Проверять такие задания должно быть
легко – ведь у учителя нет реальной возможности
для тщательного анализа большого количества
ответов.
Сочетание устных тестов с самостоятельными
работами дает возможность поставить каждому
ученику справедливую оценку на каждом уроке. То
есть к учебнику по биологии (а может быть, и к
учебникам по другим предметам) должен быть
составлен своеобразный задачник из тестов. Роль
такого задачника сейчас выполняют рабочие
тетради. Но выполняют плохо, потому что
подавляющее большинство заданий в них открытого
типа, то есть пиши сколько хочешь, а учитель все
это будет потом расшифровывать из последних сил.
Оценка все равно получится субъективной.
Предлагаемый метод позволяет осуществить
принцип: один урок – одна оценка. Ученикам он
представляется привлекательным по чисто
психологическим причинам. В то же время труд
учителя значительно облегчается, оценки
становятся более объективными. В современных
условиях этот метод работы можно считать
универсальным, хотя, разумеется, идеальным его
назвать нельзя. Один из главных его недостатков
– отсутствие у ребят возможности устно излагать
свои мысли.
Набор поурочных тестов можно использовать и для
итоговой аттестации – на зачете и даже на
экзамене. В этом случае каждый вопрос
представляет собой один “экзаменационный
билет”. Чем больше будет вопросов, тем
объективнее итоговая среднеарифметическая
оценка. Разумеется, в этом случае предпочтение
надо отдавать вопросам не мелким и конкретным, а
более емким и обобщающим.
Поурочные тесты можно использовать даже для
написания школьных учебников. Учебник пишется
как бы задом наперед. То есть автор опирается не
столько на набор тем (разделов), сколько на
количество и качество вопросов, которые могут
быть заданы по этим темам. С точки зрения
распределения информации по темам учебник
станет тогда более однородным, а значит, удобным
для использования.
Тесты – универсальный инструмент, требующий
постоянного коллективного совершенствования.
Вот почему всех, кого заинтересует этот метод
работы, автор хотел бы пригласить к
сотрудничеству.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|