Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №43/2001

Первая тетрадь. Политика образования

Председатель Новгородского комитета образования
Владимир АВЕРКИН

Бесплатного образования в стране нет и не будет

Сегодня одна из важнейших проблем образования – финансирование, которое по-прежнему не поддается счету, является нецелевым, неэффективным и безадресным. Эта проблема существует как на стадии планирования бюджетных средств, так и на стадии их доведения до образовательных учреждений.
Для устранения этой проблемы должны быть решены следующие задачи:
– разработаны нормативы бюджетного финансирования: федеральные, региональные и местные;
– изменено движение денежных средств от Федерации, региона, муниципалитета до образовательного учреждения;
– изменены межбюджетные взаимоотношения между Федерацией и регионами, регионами и муниципалитетами.
Данный путь решения проблем сегодня уже ни у кого не вызывает сомнений и отторжения, однако сегодня нет единого видения механизмов реализации указанных задач. Механизмы, предложенные в модернизации, на наш взгляд, либо непонятны, либо неэффективны.

“Родительский компонент”

Базисным учебным планом определен максимальный объем учебной нагрузки, кроме того, определены объемы федерального, регионального и школьного компонентов содержания образования. Например, по 10 классам общеобразовательных учреждений это выглядит следующим образом: максимальный объем учебной нагрузки при шестидневной учебной неделе составляет 36 часов в неделю, из них 24 часа – это федеральный компонент, 12 часов – региональный и школьный. Однако при том, что Базисный учебный план реализует федеральный, региональный и школьный компоненты, оплата за все 36 часов производится, как правило, из одного источника, а именно – местного бюджета.
Исходя из решений Правительства Российской Федерации о создании условий для привлечения в сферу образования средств из внебюджетных источников, в частности, и за счет средств родителей (план действий Правительства РФ в области социальной политики и модернизации экономики на 2000–2001 годы), необходимо введение в Базисный учебный план еще одной составляющей, формирующей рынок образовательных услуг – платных образовательных услуг населению. На практике это может выглядеть следующим образом: приведенные выше 36 часов складываются из 18 часов федерального компонента, 8 часов регионального компонента, 4 часов школьного компонента и 6 часов на платные образовательные услуги.
Таким образом, будет четко определена норма часов, которую может получить каждый ученик бесплатно, то есть за счет средств бюджета, и норма часов, которые может “купить” родитель.
Исходя из всего сказанного, механизм финансирования системы образования может выглядеть следующим образом.

Кто за что платит?

Поскольку параметры деятельности педагога в части выполнения федерального компонента государственного стандарта задает Правительство Российской Федерации (определена нагрузка, наполняемость классов, Единая тарифная сетка), то и финансирование расходов на выплату заработной платы педагогическим работникам образовательных учреждений, обеспечивающим выполнение федерального компонента государственного стандарта, должно осуществляться за счет средств федерального бюджета.
На уровне региона считаем необходимым оставить расходы на оплату труда педагогов согласно тарификациям, основанным на региональном компоненте государственного стандарта и на штатном расписании каждой школы (здесь имеется возможность проанализировать качество составления штатного расписания); средства на целевые региональные программы, повышение квалификации педагогических и других работников; строительство образовательных учреждений.
На муниципальном уровне должны концентрироваться средства на оплату труда педагогов согласно тарификации, основанной на школьном компоненте государственного стандарта, средства на содержание зданий. Считаем целесообразным и возможным передать функции, не свойственные образовательному учреждению, по обслуживанию зданий и сооружений и расходы по ним в соответствующие службы в связи с тем, что здания находятся в муниципальной собственности.
Таким образом, в процессе финансирования образования будут участвовать все существующие бюджеты, причем каждый в своем объеме и по решению задач своего уровня.
Вышеперечисленные расходы по уровням бюджетов и будут формировать соответственно федеральные, региональные и местные нормативы. Каждый регион получит из федерального бюджета сопоставимое финансирование, которое будет являться целевым и прозрачным и в случае перечисления этих средств через систему федерального казначейства неприкасаемым.
На основе региональных нормативов формируются региональные бюджеты, в случае нехватки собственных средств на покрытие региональных расходов из федерального бюджета могут выделяться целевые субвенции.
По такому же принципу может быть решен вопрос нехватки средств на покрытие расходов, определенных местными нормативами. Как правило, это будут расходы на оплату коммунальных услуг.

Как довести деньги до адресата?

Каким образом возможно организовать движение денежных средств от Федерации, региона, муниципалитета до образовательного учреждения?
На наш взгляд, и в этом вопросе должны быть кардинальные изменения. Деньги из федерального бюджета должны осуществляться через систему казначейства, минуя все ветви власти, перечисляться сразу на текущий счет образовательного учреждения. Это позволит добиться, во-первых, повсеместного внедрения финансовой самостоятельности образовательных учреждений, поскольку счета в банках и иных кредитных учреждениях будут открыты за два-три дня; во-вторых, целевого использования бюджетных средств, выделенных на заработную плату, так как устраняет возможность принятия субъективных решений о направлениях использования средств главами администраций в субъектах Российской Федерации и органах местного самоуправления. Решение этого вопроса возможно уже сегодня, поскольку система казначейства создана и функционирует.
Финансирование из регионального бюджета возможно осуществлять через региональные и муниципальные органы управления образованием, а из местного бюджета – через муниципальные органы управления образованием.
Задача органов управления образованием всех уровней – разъяснить населению, что бесплатного образования в стране нет и не будет. Либо мы по-прежнему будем платить налоги государству, а оно будет финансировать систему образования так, как это делается сегодня, что неминуемо приведет к краху, либо мы не платим налоги, но покупаем образовательные услуги, давая при этом возможность системе развиваться, а учителю получать достойную заработную плату.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru