Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №42/2001

Вторая тетрадь. Школьное дело

КИНОПРОБЫ

Дая СМИРНОВА

У «Братьев» появились «Сестры»

Режиссерский дебют Сергея Бодрова

wpe417.jpg (5698 bytes)

РЕЖИССЕР СЕРГЕЙ БОДРОВ И ГЕРОИНИ ЕГО ФИЛЬМА

Официозное, идеологически выверенное “братство народов СССР” кануло в вечность, но вольное, естественное родство жителей шестой части суши существует и порой проявляется самым трогательным образом. Конфедерация союзов кинематографистов в пятый раз проводит в Москве Форум кинематографий стран СНГ, Латвии, Литвы, Эстонии. Хоть мы и знаем, что российский кинематограф переживает далеко не лучшие времена, а киноотрасли бывших республик и того хуже, теплое и шумное открытие форума напоминало встречу крепко соскучившейся друг по другу родни.
Просмотр полнометражных игровых картин открылся премьерной российской лентой “Сестры” – режиссерским дебютом Сергея Бодрова, который, кажется, впервые появился в титрах без приставки “младший”. Актерский дебют Сергея состоялся гораздо раньше в картине его отца, тоже Сергея Бодрова, “Кавказский пленник”. В 1997 году появился фильм “Брат”, где молодой Бодров сыграл сомнительного “героя нашего времени” киллера Данилу Багрова, а в 2000 году на все отечественные экраны вышел “Брат-2”, ставший хитом кинопроката и занявший первое место в рейтинге видеопродаж. Об этих фильмах и об этом герое очень много говорили и писали в широком диапазоне мнений. Лично я, отдавая должное профессионализму режиссера Алексея Балабанова и продюсерскому чутью Сергея Сельянова, испытывала одновременно зрительское удовольствие, гражданский шокинг и критические сомнения. Вспышка интереса наших зрителей к отечественному кино еще раз доказала, что успех приходит к тем кинотворцам, которые руководствуются естественными законами зрелищного искусства, а не теми, которые в соответствии с нуждами дня формулируют идеологи и искусствоведы. Кино, не случайно прозванное великой иллюзией, всегда привлекало, привлекает и будет привлекать зрителя необъяснимой магией таланта, содержательностью и обаянием представленной на экране личности. Создатели фильмов “Брат” и “Брат-2” нашли такую личность, что похвально, но при этом красивый, умный и позитивно обаятельный кандидат наук украсил всеми своими достоинствами роль туповатого киллера. Однако причислять к “братскому” циклу новый фильм Бодрова-режиссера не стоит. Картина вышла на экран, и некоторые насмешники из первых зрителей предлагают назвать ее “Сестра-3”, что, на мой взгляд, несправедливо.
Итак, “Сестры”, производство СТВ, постановщик Сергей Бодров, сценаристы Сергей Бодров, Гульшад Омарова и Сергей Бодров-старший, продюсер Сергей Сельянов. На экране, казалось бы, те же “братки”, которые тоже “кидают”, стреляют, убивают, но преимущественное и пристальное авторское внимание обращено в совершенно иную сторону – на безвинно страдающих детей, на сводных сестер восьми и тринадцати лет. Когда-то, за кадром, вполне законопослушный папа бесследно исчез, бросив жену и дочь, а бандит помог женщине вырастить старшую девочку, стать любимой и любящей женой и родить ему еще одну очаровательную девочку. Так уж получилось.
Трудно сказать, что в этой семье царит добро, но живущая с бабушкой старшая девочка с чуть завистливой горечью видит, на какие жертвенные поступки способен ради своей маленькой дочки криминальный папа в отличие от кровного родителя. Можно понять, как переживания старшей переплавились в любовь к стрелковому спорту и желание стать русской снайпершей в Чечне, и можно простить фокусы младшей. Раздражающе своенравная младшая сестренка нуждается в защите, и с каждым днем скитаний старшей и младшей они становятся все роднее. Девочек преследует “братская” банда, потому что похищение дочери поможет выбить какой-то миллион из отца малышки, а он, разумеется, всеми способами всему этому препятствует. Сюжет, надо признать, занимательный и девочки замечательные. Их долго отбирали из множества детей, и выбор оказался удачным. Старшую сестру играет Оксана Акиньшина, а младшую Катя Горина. В небольшой роли пригожего и пригодного для стимуляции девичьих мечтаний “братка” снялся сам режиссер.
Фильм “Сестры” отличает чувство меры и интонационное обаяние. Режиссер овладевает зрительским вниманием и сочувствием без эмоционального нажима, с допустимой при данных сюжетных обстоятельствах дозой улыбчивости. “Брат” поражал почти бездумной легкостью, с которой славный парень преступал черту, отделяющую закон от беззакония, а в “Сестрах” ощутимо и психологически точно обозначен не только нравственный и юридический, но и болевой порог. Совершенно неповинные во взрослых грехах, дети страдают и не раз заставляют зрителя, сопереживая, проникнуться протестом против несуразно организованной жизни. Зло и добро переплетены тесно, как в окружающей действительности, жертвы не выглядят абсолютными ангелами, а их преследователи не изображаются абсолютными монстрами. Если все это, включая родственные названия, автоматически привлекающие расположение зрителей, просчитано авторским коллективом, значит, это мудрый профессиональный расчет. А кому нужны сделанные левой ногой туманно-настроенческие штрихи в пустых кинозалах? У нас сегодня негусто по части молодой кинорежиссуры, и каждая новая персона, владеющая рецептами привлекающего зрителей кино, не может не радовать.
А истинный смысл известного понятия “братство” не вытесняется и не меняется ни при какой степени популярности криминальных или политических вариаций. Собственно, с этого разговор и начинался.
Остается пожелать успеха дружбе братских кинематографий.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru