КИНОПРОБЫ
У «Братьев» появились «Сестры»
Режиссерский дебют Сергея Бодрова
РЕЖИССЕР СЕРГЕЙ БОДРОВ И ГЕРОИНИ ЕГО
ФИЛЬМА
Официозное, идеологически выверенное
“братство народов СССР” кануло в вечность, но
вольное, естественное родство жителей шестой
части суши существует и порой проявляется самым
трогательным образом. Конфедерация союзов
кинематографистов в пятый раз проводит в Москве
Форум кинематографий стран СНГ, Латвии, Литвы,
Эстонии. Хоть мы и знаем, что российский
кинематограф переживает далеко не лучшие
времена, а киноотрасли бывших республик и того
хуже, теплое и шумное открытие форума напоминало
встречу крепко соскучившейся друг по другу
родни.
Просмотр полнометражных игровых картин открылся
премьерной российской лентой “Сестры” –
режиссерским дебютом Сергея Бодрова, который,
кажется, впервые появился в титрах без приставки
“младший”. Актерский дебют Сергея состоялся
гораздо раньше в картине его отца, тоже Сергея
Бодрова, “Кавказский пленник”. В 1997 году
появился фильм “Брат”, где молодой Бодров
сыграл сомнительного “героя нашего времени”
киллера Данилу Багрова, а в 2000 году на все
отечественные экраны вышел “Брат-2”, ставший
хитом кинопроката и занявший первое место в
рейтинге видеопродаж. Об этих фильмах и об этом
герое очень много говорили и писали в широком
диапазоне мнений. Лично я, отдавая должное
профессионализму режиссера Алексея Балабанова и
продюсерскому чутью Сергея Сельянова,
испытывала одновременно зрительское
удовольствие, гражданский шокинг и критические
сомнения. Вспышка интереса наших зрителей к
отечественному кино еще раз доказала, что успех
приходит к тем кинотворцам, которые
руководствуются естественными законами
зрелищного искусства, а не теми, которые в
соответствии с нуждами дня формулируют идеологи
и искусствоведы. Кино, не случайно прозванное
великой иллюзией, всегда привлекало, привлекает
и будет привлекать зрителя необъяснимой магией
таланта, содержательностью и обаянием
представленной на экране личности. Создатели
фильмов “Брат” и “Брат-2” нашли такую личность,
что похвально, но при этом красивый, умный и
позитивно обаятельный кандидат наук украсил
всеми своими достоинствами роль туповатого
киллера. Однако причислять к “братскому” циклу
новый фильм Бодрова-режиссера не стоит. Картина
вышла на экран, и некоторые насмешники из первых
зрителей предлагают назвать ее “Сестра-3”, что,
на мой взгляд, несправедливо.
Итак, “Сестры”, производство СТВ, постановщик
Сергей Бодров, сценаристы Сергей Бодров, Гульшад
Омарова и Сергей Бодров-старший, продюсер Сергей
Сельянов. На экране, казалось бы, те же “братки”,
которые тоже “кидают”, стреляют, убивают, но
преимущественное и пристальное авторское
внимание обращено в совершенно иную сторону – на
безвинно страдающих детей, на сводных сестер
восьми и тринадцати лет. Когда-то, за кадром,
вполне законопослушный папа бесследно исчез,
бросив жену и дочь, а бандит помог женщине
вырастить старшую девочку, стать любимой и
любящей женой и родить ему еще одну
очаровательную девочку. Так уж получилось.
Трудно сказать, что в этой семье царит добро, но
живущая с бабушкой старшая девочка с чуть
завистливой горечью видит, на какие жертвенные
поступки способен ради своей маленькой дочки
криминальный папа в отличие от кровного
родителя. Можно понять, как переживания старшей
переплавились в любовь к стрелковому спорту и
желание стать русской снайпершей в Чечне, и можно
простить фокусы младшей. Раздражающе
своенравная младшая сестренка нуждается в
защите, и с каждым днем скитаний старшей и
младшей они становятся все роднее. Девочек
преследует “братская” банда, потому что
похищение дочери поможет выбить какой-то миллион
из отца малышки, а он, разумеется, всеми способами
всему этому препятствует. Сюжет, надо признать,
занимательный и девочки замечательные. Их долго
отбирали из множества детей, и выбор оказался
удачным. Старшую сестру играет Оксана Акиньшина,
а младшую Катя Горина. В небольшой роли пригожего
и пригодного для стимуляции девичьих мечтаний
“братка” снялся сам режиссер.
Фильм “Сестры” отличает чувство меры и
интонационное обаяние. Режиссер овладевает
зрительским вниманием и сочувствием без
эмоционального нажима, с допустимой при данных
сюжетных обстоятельствах дозой улыбчивости.
“Брат” поражал почти бездумной легкостью, с
которой славный парень преступал черту,
отделяющую закон от беззакония, а в “Сестрах”
ощутимо и психологически точно обозначен не
только нравственный и юридический, но и болевой
порог. Совершенно неповинные во взрослых грехах,
дети страдают и не раз заставляют зрителя,
сопереживая, проникнуться протестом против
несуразно организованной жизни. Зло и добро
переплетены тесно, как в окружающей
действительности, жертвы не выглядят
абсолютными ангелами, а их преследователи не
изображаются абсолютными монстрами. Если все
это, включая родственные названия, автоматически
привлекающие расположение зрителей, просчитано
авторским коллективом, значит, это мудрый
профессиональный расчет. А кому нужны сделанные
левой ногой туманно-настроенческие штрихи в
пустых кинозалах? У нас сегодня негусто по части
молодой кинорежиссуры, и каждая новая персона,
владеющая рецептами привлекающего зрителей
кино, не может не радовать.
А истинный смысл известного понятия “братство”
не вытесняется и не меняется ни при какой степени
популярности криминальных или политических
вариаций. Собственно, с этого разговор и
начинался.
Остается пожелать успеха дружбе братских
кинематографий.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|