Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №42/2001

Третья тетрадь. Детный мир

ТОТ, КТО ЗНАЕТ БОЛЬШЕ НАС

Категоричным “нет” проблему не решить

На вопросы корреспондента «ПС» Сергея Каменского отвечает Татьяна Самойлова, заведующая учебной частью по воспитательной работе гимназии № 5 г. Ростова-на-Дону.

– Татьяна Павловна, как вы думаете, ученикам на свое здоровье стало совсем наплевать?
– Всю жизнь я проработала в пятой математической школе, которая теперь стала гимназией, и могу сравнивать. Не вижу особой катастрофы. Но проблему здорового образа жизни сводить только к проблеме отказа от вредных привычек неправомерно. На первое место я бы поставила другое: дети в школе перегружены, причем нагрузки постоянно растут. Ребята недосыпают, недостаточно времени проводят на свежем воздухе, мало двигаются, а редкие уроки физкультуры не могут компенсировать создавшееся положение. В сущности, тут не столько дети виноваты, сколько их родители и мы, учителя. Оказавшись перед выбором – полноценное здоровье или полноценное образование, мы выбираем образование... в ущерб здоровью.
– Но когда к перегрузкам и недосыпанию добавляется еще и алкоголь с никотином, то, согласитесь, дело совсем плохо. Как же школа может бороться с вредными привычками учеников?
– Я лично считаю, и мои коллеги со мной согласны: если речь идет о пяти-шестиклассниках, то должен быть абсолютный запрет, строжайший надзор, категорическое и необсуждаемое “нет”. А вот что касается одиннадцатиклассников... Тут сложнее, они ведь уже взрослые люди. Конечно, хотелось бы, чтобы на них тоже действовало наше “нет”, но как сознательный, обдуманный выбор. Школа не определяет всю жизнь, все окружение юношей и девушек. Реалистично ли надеяться, что наши запреты перевесят соблазны, с которыми сталкиваются старшеклассники? Ни одна проблема еще не решалась голыми запретами. Наше дело – воспитывать в ребятах самоуважение, высокие принципы. Если юноша или девушка внутренне независимы, они не поддадутся дешевым соблазнам, уговорам попробовать, не пойдут против своих собственных убеждений и своего будущего. Но в том-то и дело, что сначала нужно как-то привить им эти принципы, привычку к здоровому образу жизни.
– В некоторых школах старшеклассникам официально разрешено курить в специально отведенном для этого месте. Как вы относитесь к такому послаблению?
– Семнадцатилетнему человеку я не могу запретить курить, если уж он сделал такой выбор. Он меня не послушается. Я ведь не контролирую каждый час его жизни. Но есть некие извечные базовые установки, к которым относится и такая: школа – это пространство, свободное от сигарет и спиртного. Не только для учеников, но и для учителей. В школе курить нельзя – и точка! Кури в кафе (если разрешено), кури с мамой на кухне, а в школе – нет. Прояви терпение, не подавай малышам дурного примера. Если я поймаю старшеклассника с сигаретой, я его накажу, и накажу строго, но не за то, что у него появилась вредная привычка, а за то, что он нарушает правило, за которое сам же и голосовал, – не курить в школе. Существует определенная эстетика поведения, ее надо тоже целенаправленно воспитывать: покурить в туалете, выпить в подворотне – не просто грязно, негигиенично, это безобразно, отталкивающе! Уважающий себя молодой человек не сможет, никогда не захочет опуститься до такого.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru