Хуан Карлос ТЕДЕСКО, эксперт Всемирного банка
Чем богаче, тем умнее?
Реформы образования и социальная
справедливость: латиноамериканский опыт
География свидетельствует: Латинская
Америка и евразийские просторы очень далеки друг
от друга. Однако многое объединяет наши регионы.
Большинство латиноамериканских стран испытали
все прелести тоталитарных и авторитарных
режимов и теперь движутся к демократии под
надзором международных финансовых институтов.
Проблема социального и имущественного
неравенства при достаточно высоком уровне
развития экономики у них стоит, быть может, еще
острее, чем у нас. Прибавьте к этому этнические
противоречия, военные конфликты, резкие
контрасты между столицами, крупными городами и
провинцией, коррумпированность элиты, давние
культурные традиции, провоцирующие чувство
превосходства над прагматичными янки, наконец,
вечный интеллектуальный выбор между
поклонниками и ненавистниками Запада (Севера) –
и вы получите весь джентльменский набор
болезненных русских вопросов. Культурная
близость Латинской Америки и России была внятна
для большинства аргентинских, бразильских,
колумбийских и кубинских интеллектуалов –
писателей, политиков, философов. Об этом говорили
и Габриель Гарсия Маркес, и Хулио Кортасар, и
Алехо Карпентьер. Об этом не раз задумывались и
мы сами, читая на наших заснеженных равнинах их
южные книги.
Образование – естественная часть культуры. И,
преобразовывая свою школьную систему,
латиноамериканские страны сталкиваются почти с
теми же самыми проблемами, что и мы в России.
Соответственно интересными для нас могут стать и
попытки эти проблемы разрешить.
Одной из центральных идей в реформе
образования было то, что оно вносит вклад в
установление социальной справедливости. Однако
связь между образованием и социальной
справедливостью не остается односторонней.
Анализ реальной ситуации в Латинской Америке
указывает на то, что при некоторых
обстоятельствах направление влияния должно быть
полностью изменено: следует говорить не столько
о том, какое влияние оказывает образование на
социальную справедливость, сколько о том, что
социальная справедливость необходима для
успешного образования.
Все исследования распределения богатства
указывают, что в Латинской Америке неравенство
значительно выше, чем в других регионах с
подобным уровнем развития. Имеются также
очевидные факты, указывающие на то, что уровень
нищеты возрос в течение восьмидесятых и в
абсолютных, и в относительных величинах, и хотя
темпы его роста за последнее десятилетие стали
снижаться, все же число людей, живущих в нищете,
еще увеличивается.
Признано, что условия жизни учеников оказывают
фундаментальное воздействие на их достижения в
образовании. Во всех выводах по итогам изучения
результатов учащихся отмечается, что они
напрямую зависят от социального статуса и
богатства семьи. Однако те же самые исследования
указывают на другое явление, не столь очевидное,
как первое: организационные и педагогические
изменения не имеют никакого влияния на
достижения учеников, живущих ниже черты
бедности.
Это говорит о том, что трудности в повышении
успеваемости тесно связаны с плохой
обучаемостью учеников, начинающих свое
образование. Обучаемость не означает наличия
унаследованных биологических или генетических
черт, которые являются невосприимчивыми к
явлениям социальной политики. Скорее этот термин
соотносится с базовым развитием познавательных
способностей, которое происходит в раннем
детстве при здоровом эмоциональном состоянии,
надлежащем питании, соответствующем
здравоохранении и с первичной социальной
идентификацией, в соответствии с которой дети
приобретают этические ценности и круг общения и
воспринимают себя частью специфического
сообщества, такого как школа, вне круга семьи.
Так как большой процент учащихся, начинающих
свое обучение в школе, менее обучаемы, нежели
остальные, любые усилия, прилагаемые системой
образования, становятся неэффективными. Хотя
само по себе образование является тем фактором,
который вносит вклад в социальную
справедливость; некоторые основные элементы
социальной справедливости, в свою очередь,
необходимы для образования, чтобы оно имело
какой-либо шанс успешного воплощения. В силу
этого в Латинской Америке начали с дошкольного
образования. Государство пытается
компенсировать имущественные различия, но, как
очевидно, ничто не может заменить ребенку семью.
И все же школа призвана дать шанс успешного и
динамичного развития личности, тем более что в
некоторых регионах речь идет о большинстве
подрастающего поколения.
Примеры изменений в образовании
Реформирование процесса образования в
Латинской Америке всегда проводились по одному и
тому же образцу. Приоритет отдавался
организационным реформам, в особенности
вопросам децентрализации, и созданию систем для
оценки результатов. Организационные изменения
поощряли педагогическое новаторство типа
создания школьных уставов, были предоставлены
неограниченные возможности для внедрения
новшеств и разнообразия методов обучения,
адаптированных для всего разнообразия
социальной и культурной структуры населения.
Однако опыт Латинской Америки показывает, что,
хотя организационные изменения являются
необходимыми, для преобразования педагогики
требуется нечто большее. В этом смысле можно
сказать, что концентрация на организационных
аспектах отвлекла внимание от самого процесса
обучения и главного действующего лица в обучении
– преподавателя.
В настоящее время в Латинской Америке считается,
что принципы, на которых была построена реформа
образования, игнорировали, недооценивали или
просто замалчивали роль преподавателей. Как с
чисто педагогической точки зрения, так и с точки
зрения организации учебного процесса учителя
должны играть центральную роль в будущих
реформах образования. Соответственно именно им
будет уделяться всестороннее внимание. Хорошая
школа в стране начинается с блестящего
педагогического образования. Но еще важнее
обеспечить учителям высокий социальный статус и
достойный уровень жизни. В государствах, где
существует вопиющее имущественное неравенство,
статусные проблемы играют первостепенную роль.
Чем менее подготовлен ребенок, тем важнее
достоинство учителя. Путь к современной школе
ведет не только через сердце и ум, но и через
кошелек того, кто сначала обучит ребенка грамоте
и азам математики, а потом расскажет о Гомере и
Ньютоне.
Соотношение между государственным и
частным секторами
Реформа образования последних
десятилетий поощряла союзы между
государственным и частным секторами. Следовало
привлечь в эту сферу новые инвестиции, и многие
традиционные барьеры в этом отношении были
сломлены. Во всех странах создавались частные
школы, и местные общины брали на себя
ответственность за обучение детей. Однако эти в
целом позитивные перемены ни в коем случае не
должны использоваться как предлог для снятия
ответственности с правительства. Эта
ответственность реализуется по крайней мере в
трех областях: определение целей образования;
оценка результатов проделанной работы и
эффективное вмешательство, с тем чтобы
компенсировать различия в тех случаях, когда
результаты ниже установленного стандарта.
Так или иначе, латиноамериканские страны поняли
преобладающую важность образования в
стратегиях, нацеленных на развитие свободного
экономического рынка и политической демократии.
Однако реформы школы, разработанные для
социального регулирования, требуют постоянной
поддержки для их эффективного осуществления. В
ближайшее время, вероятно, одновременно с
проведением начальной стадии организационных
изменений реформы сосредоточатся на изменении
стиля обучения и основных принципов
преподавания. Главное, чтобы все не осталось
только на бумаге. Если самые благие пожелания не
будут достигать школы и класса, они будут иметь
очень слабое социальное влияние. А в условиях
даже самых богатых стран Латинской Америки,
таких как Бразилия и Аргентина, слабое
социальное влияние школы – путь к неминуемой
исторической катастрофе.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|