Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №42/2001

Первая тетрадь. Политика образования

Хуан Карлос ТЕДЕСКО, эксперт Всемирного банка

Чем богаче, тем умнее?

Реформы образования и социальная справедливость: латиноамериканский опыт

География свидетельствует: Латинская Америка и евразийские просторы очень далеки друг от друга. Однако многое объединяет наши регионы. Большинство латиноамериканских стран испытали все прелести тоталитарных и авторитарных режимов и теперь движутся к демократии под надзором международных финансовых институтов. Проблема социального и имущественного неравенства при достаточно высоком уровне развития экономики у них стоит, быть может, еще острее, чем у нас. Прибавьте к этому этнические противоречия, военные конфликты, резкие контрасты между столицами, крупными городами и провинцией, коррумпированность элиты, давние культурные традиции, провоцирующие чувство превосходства над прагматичными янки, наконец, вечный интеллектуальный выбор между поклонниками и ненавистниками Запада (Севера) – и вы получите весь джентльменский набор болезненных русских вопросов. Культурная близость Латинской Америки и России была внятна для большинства аргентинских, бразильских, колумбийских и кубинских интеллектуалов – писателей, политиков, философов. Об этом говорили и Габриель Гарсия Маркес, и Хулио Кортасар, и Алехо Карпентьер. Об этом не раз задумывались и мы сами, читая на наших заснеженных равнинах их южные книги.
Образование – естественная часть культуры. И, преобразовывая свою школьную систему, латиноамериканские страны сталкиваются почти с теми же самыми проблемами, что и мы в России. Соответственно интересными для нас могут стать и попытки эти проблемы разрешить.

Одной из центральных идей в реформе образования было то, что оно вносит вклад в установление социальной справедливости. Однако связь между образованием и социальной справедливостью не остается односторонней. Анализ реальной ситуации в Латинской Америке указывает на то, что при некоторых обстоятельствах направление влияния должно быть полностью изменено: следует говорить не столько о том, какое влияние оказывает образование на социальную справедливость, сколько о том, что социальная справедливость необходима для успешного образования.

Все исследования распределения богатства указывают, что в Латинской Америке неравенство значительно выше, чем в других регионах с подобным уровнем развития. Имеются также очевидные факты, указывающие на то, что уровень нищеты возрос в течение восьмидесятых и в абсолютных, и в относительных величинах, и хотя темпы его роста за последнее десятилетие стали снижаться, все же число людей, живущих в нищете, еще увеличивается.

Признано, что условия жизни учеников оказывают фундаментальное воздействие на их достижения в образовании. Во всех выводах по итогам изучения результатов учащихся отмечается, что они напрямую зависят от социального статуса и богатства семьи. Однако те же самые исследования указывают на другое явление, не столь очевидное, как первое: организационные и педагогические изменения не имеют никакого влияния на достижения учеников, живущих ниже черты бедности.

Это говорит о том, что трудности в повышении успеваемости тесно связаны с плохой обучаемостью учеников, начинающих свое образование. Обучаемость не означает наличия унаследованных биологических или генетических черт, которые являются невосприимчивыми к явлениям социальной политики. Скорее этот термин соотносится с базовым развитием познавательных способностей, которое происходит в раннем детстве при здоровом эмоциональном состоянии, надлежащем питании, соответствующем здравоохранении и с первичной социальной идентификацией, в соответствии с которой дети приобретают этические ценности и круг общения и воспринимают себя частью специфического сообщества, такого как школа, вне круга семьи.

Так как большой процент учащихся, начинающих свое обучение в школе, менее обучаемы, нежели остальные, любые усилия, прилагаемые системой образования, становятся неэффективными. Хотя само по себе образование является тем фактором, который вносит вклад в социальную справедливость; некоторые основные элементы социальной справедливости, в свою очередь, необходимы для образования, чтобы оно имело какой-либо шанс успешного воплощения. В силу этого в Латинской Америке начали с дошкольного образования. Государство пытается компенсировать имущественные различия, но, как очевидно, ничто не может заменить ребенку семью. И все же школа призвана дать шанс успешного и динамичного развития личности, тем более что в некоторых регионах речь идет о большинстве подрастающего поколения.

Примеры изменений в образовании

Реформирование процесса образования в Латинской Америке всегда проводились по одному и тому же образцу. Приоритет отдавался организационным реформам, в особенности вопросам децентрализации, и созданию систем для оценки результатов. Организационные изменения поощряли педагогическое новаторство типа создания школьных уставов, были предоставлены неограниченные возможности для внедрения новшеств и разнообразия методов обучения, адаптированных для всего разнообразия социальной и культурной структуры населения.
Однако опыт Латинской Америки показывает, что, хотя организационные изменения являются необходимыми, для преобразования педагогики требуется нечто большее. В этом смысле можно сказать, что концентрация на организационных аспектах отвлекла внимание от самого процесса обучения и главного действующего лица в обучении – преподавателя.

В настоящее время в Латинской Америке считается, что принципы, на которых была построена реформа образования, игнорировали, недооценивали или просто замалчивали роль преподавателей. Как с чисто педагогической точки зрения, так и с точки зрения организации учебного процесса учителя должны играть центральную роль в будущих реформах образования. Соответственно именно им будет уделяться всестороннее внимание. Хорошая школа в стране начинается с блестящего педагогического образования. Но еще важнее обеспечить учителям высокий социальный статус и достойный уровень жизни. В государствах, где существует вопиющее имущественное неравенство, статусные проблемы играют первостепенную роль. Чем менее подготовлен ребенок, тем важнее достоинство учителя. Путь к современной школе ведет не только через сердце и ум, но и через кошелек того, кто сначала обучит ребенка грамоте и азам математики, а потом расскажет о Гомере и Ньютоне.

Соотношение между государственным и частным секторами

Реформа образования последних десятилетий поощряла союзы между государственным и частным секторами. Следовало привлечь в эту сферу новые инвестиции, и многие традиционные барьеры в этом отношении были сломлены. Во всех странах создавались частные школы, и местные общины брали на себя ответственность за обучение детей. Однако эти в целом позитивные перемены ни в коем случае не должны использоваться как предлог для снятия ответственности с правительства. Эта ответственность реализуется по крайней мере в трех областях: определение целей образования; оценка результатов проделанной работы и эффективное вмешательство, с тем чтобы компенсировать различия в тех случаях, когда результаты ниже установленного стандарта.

Так или иначе, латиноамериканские страны поняли преобладающую важность образования в стратегиях, нацеленных на развитие свободного экономического рынка и политической демократии. Однако реформы школы, разработанные для социального регулирования, требуют постоянной поддержки для их эффективного осуществления. В ближайшее время, вероятно, одновременно с проведением начальной стадии организационных изменений реформы сосредоточатся на изменении стиля обучения и основных принципов преподавания. Главное, чтобы все не осталось только на бумаге. Если самые благие пожелания не будут достигать школы и класса, они будут иметь очень слабое социальное влияние. А в условиях даже самых богатых стран Латинской Америки, таких как Бразилия и Аргентина, слабое социальное влияние школы – путь к неминуемой исторической катастрофе.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru