Подготовил Василий КНЯЗЕВ
Образование и проблемы глобализации
Организация школьного дела и вызов ХХI
века
Современный мир стремительно движется
к единству, прежде всего экономическому. Вместе с
ним обостряются и проблемы, связанные с
территориальным разделением труда. Возникает
опасность нового фундаментального неравенства
– регионального, когда люди, рожденные на Юге и
на Севере, на Западе и на Востоке, будут столь же
сильно разниться в своих ролях на социальном
театре, как рыцари и крестьяне времен
средневековья. Сгладить эти противоречия
призвано образование. Однако и в образовательных
системах существуют знаковые различия. Это
касается даже штатов США и европейских стран –
что уж там говорить о менее благополучных
государствах.
Профессор педагогики и социологии из Ганновера
Давид Пустовойт попытался сформулировать
основные вопросы, на которые предстоит ответить
организаторам школьного дела на Западе.
Очевидно, что те же самые проблемы остро стоят и в
России. Порой, задумываясь над нашими
национальными трудностями, мы упускаем из виду,
что они в известной степени связаны с переходным
историческим периодом, который переживает все
человечество.
Возможно, размышления немецкого ученого помогут
нам лучше понять происходящее вокруг нас. Однако,
читая все эти достаточно продуманные и в чем-то
уже ставшие привычными суждения
западноевропейских профессионалов о
непрерывном образовании, стандартизации и
технологиях обучения, трудно отделаться от
мысли, что основным вопросом, поставленным перед
современным демократическим (порой хочется
сказать – бюрократическим) обществом, останется
вопрос о свободе и способах управления,
сопровождавший людской род на протяжении всей
его истории. Ведь если во главу угла поставлено
обучение взрослых взрослыми, то кто учит и кто
ученики, почему одни наставляют других? Разве это
только проблема знания? Увы, это еще и проблема
власти.
Совершенное единство образовательных
систем Запада остается утопией. Нельзя
обеспечить одинаковые школы для Бостона и
Мадрида. Еще более разнятся характер и уровень
обучения в провинциальных колледжах южной
Италии и Квебека. Каждая система образования
имеет свои сильные и слабые стороны, но ни одна из
них не разрешила всех противоречий. Было бы
полезно очертить круг этих вопросов и
трудностей, чтобы знать, куда двигаться.
Равновесие между первоначальным
и непрерывным образованием
Непрерывное образование – основное
требование современного мира. В условиях, когда
каждое десятилетие все вокруг меняется, нельзя
получить знания и даже подчас профессию раз и
навсегда. К тому же существенное значение имеют
демографические проблемы. Население становится
старше, но при этом оно все дольше сохраняет
способность к трудовой деятельности, участвует в
рынке труда. Одновременно каждый человек на
Западе испытывает давление свободного времени, и
есть опасность, что кризис, связанный с этим
давлением, выплеснется на улицы. Следует занять
человека, чтоб он не был слишком долго
предоставлен сам себе, чтоб не выпадал из
общества. В итоге фундаментальные представления
о подготовке к социальной жизни и самой
социальной жизни как о двух резко отличных друг
от друга этапах должны быть пересмотрены. Людям
следует давать такое первоначальное
образование, чтобы им хотелось учиться дальше.
Следует выработать универсальные программы,
которые способствовали бы тотальному обучению,
делали первоначальное образование без
дальнейшего бессмысленным. Принципиальная роль
принадлежит здесь различным учреждениям (в том
числе и государственным), регулирующим положение
дел в образовании и промышленности. В связи с
постоянными изменениями рыночной конъюнктуры мы
должны создавать у людей желание переучиваться и
одновременно иметь возможность переучивать их.
Равновесие между теми,
кто получает прибыль от образования,
и теми, кто платит за него
Государственные возможности
финансирования образования ограниченны. Вместе
с тем образовательные услуги в современном мире
становятся все более скоропортящимся продуктом;
как у всего, что нас окружает, срок их годности
сокращается. Нужно создать условия, при которых
участники процесса (учащиеся, их семьи, экономика
и общество в целом) могли бы распределять свои
затраты более справедливо. Образование – не
обычный рынок. От него зависит благополучие и
стабильность, будущее общества. Между тем и оно
призвано действовать по компенсационному
принципу, когда каждое новое приобретение
обуславливает последующее. Люди должны быть
психологически подготовлены к тому, что затраты
на обучение составляют известную часть их
постоянных затрат. Вместе с тем и обществу
следует ясно представлять себе, что широкое
вовлечение определенных групп в образовательный
процесс – это прежде всего вопрос его
спокойствия. В итоге государственные и частные
потоки финансирования (например, займы и пр.)
следует организовать таким образом, чтобы не
привести к росту неравенства.
Современные технологии
За последние годы значительно возросло
использование Интернета для образовательных
целей. Выяснилось, что мировая паутина
значительно удобнее для обучения, нежели
технические средства предыдущих десятилетий –
кино, радио, телевидение и пр. Именно в Интернете
предстоит опробовать самые высокотехнологичные
и гибкие образовательные программы и ресурсы.
Интернет – мощнейший инструмент, позволяющий
преодолеть возрастные, половые и национальные
различия, сделать привлекательными знания и
заинтересовать людей в постоянном их обновлении.
Демократия и терпимость
В конце ХХ века мир вновь столкнулся с
волной национальной и социальной нетерпимости.
Конечно, мы можем сказать, что воспитание
толерантности, демократической культуры
социального общения невозможно в школе.
Нетерпимость, различные фобии и предрассудки
часто навязываются человеку семьей и реальным
опытом внешкольной жизни. Однако, чтобы вновь не
погрузиться в пучину взаимной ненависти и
недоверия, следует помнить, что демократические
ценности не возникают в сознании сами по себе, их
следует воспитывать. И учебные заведения для
этого – одно из самых удобных мест. Большинство
людей нынче платят за свое образование или
получают его в кредит. Таким образом, они
настроены на внимательное отношение к учебному
процессу. Адекватная социализация призвана
стать товаром, столь же необходимым, как
холодильник и кухонный комбайн, а терпимость и
демократичность должны преподноситься как
естественная часть знаний и навыков, всей
современной культуры обращения с реальностью.
Кстати, преподаватели, неспособные в силу своих
личных качеств или политических пристрастий
работать в этом направлении, вынуждены будут
покинуть учебные заведения. В этом отношении
следовало бы использовать блестящий опыт
денацификации в Западной Германии. Мы переживаем
слишком ответственный период развития, чтобы
рисковать.
Единство и разнообразие
На границе ХХI века Западная Европа и США
столкнулись со множеством проблем, связанных со
встречей и взаимовлияниями различных культур.
Создание Европейского союза, как предполагается,
завершится полным объединением западных
государств. В ближайшие годы предполагается
провести четкую границу между необходимой
унификацией системы образования внутри ЕС и
местными педагогическими традициями и
особенностями. Министерствам образования разных
стран, членов ЕС, предстоит большая работа в этом
направлении. Не менее сложные проблемы в
контексте единства образования предстоит решить
и в Америке. Этническое и культурное
многообразие американского общества
обуславливает существование сотен типов школ,
где изучаются самые разные культуры на самых
разных языках. Безусловно, права меньшинств
должны быть защищены. Но вместе с тем выпускникам
всех этих школ предстоит жить в едином обществе,
и это общество предъявит к ним одинаковые
требования. К тому же учреждения дополнительного
образования вряд ли способны учитывать разное
этническое происхождение своих потенциальных
учащихся? Как сделать так, чтобы за кажущейся
полиэтничностью (существование специальных школ
и университетов для афро-американцев или
испаноязычных американцев и пр.) не явилась
следом реальная дискриминация по расовому или
национальному принципу? Как избежать разделения
общества на этнические сектора с совершенно
обособленными отношениями власти – подчинения,
выпадающими из структуры современного
государства?
Стандарты в школьном образовании
Последние международные исследования
показали, что существуют не только важные
различия в освоении знаний между 20% лучших и
худших учеников, но также разрыв между разными
школами и областями даже в пределах одной страны
[например, показатели по математике 20% худших
учеников севера Италии (район Милана) и 20% лучших
учеников юга Италии (район Сицилии) примерно
равны]. Дальнейшее нарастание этих процессов
может привести к непредсказуемым социальным
последствиям. Каждая страна призвана
осуществлять постоянный контроль и добиваться
внедрения таких образовательных стандартов,
которые бы смягчали последствия неравенства
подобного рода.
В целом западная система образования на рубеже
ХХI века находится в динамическом развитии. Ее
основная задача – спасти общество от стагнации,
обеспечить различным группам населения реальное
равенство возможностей, сохранить и приумножить
базовые преимущества политической свободы и
достижения открытого общества.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|