Сдать, выдержать, победить...
Задача экзаменационных испытаний –
проверить знания.
Но на деле здесь всегда происходит куда более
серьезная проверка – психологическая...
Что ни говори, а экзамен в конце
учебного года, несмотря ни на какую модернизацию
школы, останется испытанием и нормальное
здоровое волнение перед ним – неизбежным, а
главное – необходимым. Оно помогает человеку
мобилизоваться и сделать гораздо больше и лучше,
чем в спокойном и расслабленном состоянии.
Проблемы начинаются, когда это волнение
зашкаливает, трансформируется в сильную тревогу,
страх, которые лишают человека воли, собранности
и уверенности. Иногда напряжение настолько
велико, что расплатой за успешные экзамены
становится следующее за ними нервное
расстройство.
Попробуем разобраться, из чего складывается
стресс, порождаемый экзаменами, и можно ли как-то
обезвредить его слагаемые.
Кому нужен еще один контролер?
Во-первых, экзамен – это проверка
Ситуация контроля и оценки является
фрустрирующей для большинства людей. Она
вызывает тревогу и напряжение – это естественно.
Люди предпочитают работать либо в одиночку, либо
в сотрудничестве с кем-то, кто готов помочь,
подсказать, как-то посодействовать, а контролер
никому не нужен.
Особенно ребятам, которые сильно ориентированы
на внешнюю оценку своей работы, тревожатся по
поводу собственной успешности-неуспешности.
Начинать обезвреживать источники этой тревоги
нужно задолго до самих экзаменов, в процессе
самого обучения. Что могут предпринять взрослые
(это касается и учителей, и родителей)? Во-первых,
по возможности сделать ситуацию оценки
безопасной в личностном плане. Лучше всего, если
оценка работы останется именно оценкой работы и
не будет трансформироваться ни в прогнозы
возможного будущего, ни в оценку качеств ребенка.
Наша родительская и учительская тревога, которая
чаще всего является причиной подобных
воспитательных моментов, в данном случае не
помогает ни нам, ни ребенку.
Во-вторых, чем более содержательной будет оценка,
тем лучше. Она должна помогать находить, понимать
и исправлять ошибки, узнавать и использовать
свои сильные стороны, а не просто констатировать
качество выполненного задания.
То есть надо стать для своих учеников не только
контролирующим, но и поддерживающим.
Значимость поддержки в таких ситуациях
переоценить трудно, поскольку именно она
является лекарством от тревоги.
Еще следует помнить, что экзамен часто
воспринимается учителями как ситуация проверки
не только учеников, но и самих себя. Степень
обученности и подготовленности класса является
мерилом профессионализма учителя. Даже если
делается скидка на исходный уровень ребят в
классе, способности которых неодинаковы, все
равно для учителя, ведущего класс, экзамен часто
становится его собственным. И это требует от
учителя большой осторожности, поскольку его
тревога может усилить тревогу детей. Так что
помните, что это все-таки их экзамен, а не ваш и
ваше волнение не повредит детям, если покажет,
что вы за них переживаете.
О всей важности момента
Во-вторых, экзамен – это
ответственность
Конечно, уровень решающих последствий при
поступлении в 10 класс и в институт немного
разный, но все равно зачастую многое поставлено
на карту. Именно значимость события придает
переживаниям ту остроту, которая превращает
экзамен в стресс.
Но экзамен и должен быть более важным и значимым,
чем годовая контрольная, и определенный уровень
волнения перед ним необходим для успешной сдачи.
Однако эта значимость не должна мешать человеку
управлять собой и ситуацией. Волнение может быть
похоже на горячего застоявшегося коня: либо он
помогает вам легко и быстро добраться туда, куда
вы его направляете, либо несется куда ему
заблагорассудится, а вы лишь пытаетесь
удержаться в седле.
Так что если предстоящий экзамен – просто
переходной, от которого, по сути, немного зависит,
то можно придать ему больше значимости, если же
он действительно важен, не нагнетайте
обстановку. Напомните ребятам, что непоправимых
провалов не бывает и к цели ведет множество
дорог. Если после завтрашнего экзамена одна из
них закроется, то останутся другие.
“Пофигисты” и безразличные
Возможно, подросток маскирует свои
переживания под привычный «пофигизм». Подростки
в группе себе подобных демонстрируют не то, что с
ними действительно происходит, а то, что принято
демонстрировать. Эта особенность возраста
хорошо известна. И так же хорошо известно, что
если волнение и напряжение есть, то его трудно
спрятать.
Если же подросток дома прячет свое волнение от
родителей и говорит: «А мне ваш экзамен...» – то
это может свидетельствовать о его недоверии к
вам. А возможно, вы переживаете за экзамен больше
него самого, это может создавать ощущение
вторжения и небезопасности.
В любом случае присмотритесь внимательно. Если
ребенок переживает, но из каких-то соображений не
считает нужным информировать об этом окружающих,
не требуйте от него признаний, а попробуйте
как-то невзначай подбодрить его.
Возможен и другой вариант – когда экзамен
подростку действительно безразличен. Это
случается гораздо реже, но если это так, то
означает только одно: у ребенка нет никаких
потребностей и мотивов, которые были бы связаны с
этим экзаменом. То есть он не хочет учиться, ему
не важно учебное заведение и будущий
профессиональный рост, и нет связанных с
образованием амбиций.
Это может обозначать только одно: он уже выбрал
себе ту сферу и способ жизни, который ему
нравится и который он хотел бы реализовать.
Скорее всего эта сфера и образ вызывают ваше
категорическое неприятие. В таком случае это
вопрос, который гораздо шире и важнее
экзаменационной темы.
Особо хочется сказать о детях, которые своей
ответственностью и тщательностью сначала
восхищают, а потом начинают пугать взрослых. Они
удовлетворяются только отличными результатами и
в стремлении к ним способны довести себя до
полного изнеможения – как физического, так и
психологического. Причем родительские слова: «Да
брось ты это, подумаешь, не сделала» – вызывают
не облегчение, а обиду и слезы: «Как ты не
понимаешь, что для меня это важно».
Здесь родительская тревога точнее всего
указывает на то, что с ребенком что-то не так. Как
вы наверняка знаете, это явление называется
перфекционизмом – стремлением к совершенству.
Чаще всего такому ребенку нужна
профессиональная помощь. Но вы должны помнить,
что первопричиной такого поведения является
базовая тревога, которая не всегда связана с
вашими требованиями, а лежит гораздо глубже.
Единственное, чем вы можете помочь такому
ребенку, – это максимально присоединиться к
нему, поддержать тем, что вы рядом, что вы
понимаете и разделяете его чувства, что вам
нравится быть вместе. Это поможет снизить
тревогу, а вместе с ней и значимость успеха,
поскольку в данном случае успех является тем, что
успокаивает.
Учителям таких детей можно посоветовать
придавать больше внимания тем их качествам,
которые не связаны с совершенствованием и
учебой: веселости, открытости, интересным идеям,
чуткости.
Из ряда вон...
И последнее слагаемое стресса. Экзамен
– это необычное, из ряда вон выходящее событие
Лучший способ борьбы с этой составляющей –
сделать экзамен привычным. Все мы помним, как
менялось наше отношение к экзаменам в институте:
от нервически-тревожного на первом курсе к
философски-безразличному на пятом. И это было
связано не с тем, что результат на первом курсе
был важнее, чем на пятом, а с тем, что экзамены
становились чем-то повседневным, обычной частью
студенческой жизни.
Сейчас это реализуется во многих школах, где
экзамены начинают сдавать с пятого класса. Это
хорошая практика, особенно если такой экзамен, по
сути, ничего не решает: просто годовая
контрольная, оформленная как экзамен. Такие
экзамены играют роль тренинга, где дети (и их
родители) в достаточно безопасной обстановке
учатся обращаться со своим волнением, привыкают
к значимости самого процесса обучения.
Лучшее средство от тревоги
И все-таки лучшее лекарство от тревоги,
связанной с экзаменами, – это поддержка
родителей и учителей.
У каждого свое представление о родительской
поддержке. Для кого-то это вкусная еда, для
кого-то – беседы о том о сем. Для кого-то,
напротив, полное одиночество. Важным остается
одно: подросток должен иметь комфортное
пространство для подготовки и обязательно
пространство для отдыха и расслабления каждый
день, вне зависимости от важности экзамена.
Поддержкой со стороны учителей может быть
деловая и конкретная подготовка к экзамену.
Кроме собственно учебной подготовки, нужно
спокойно и точно описать, как это будет
происходить, с чем может быть связано напряжение,
что будет помогающим и поддерживающим.
Экзамен может стать действительно серьезным
стрессом, а может остаться просто очередным
барьером, который нужно взять, а такие экзамены
всегда были и будут на жизненном пути. .
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|