Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №42/2001

Вторая тетрадь. Школьное дело

Екатерина ОРЛОВА

Сдать, выдержать, победить...

Задача экзаменационных испытаний – проверить знания.
Но на деле здесь всегда происходит куда более серьезная проверка – психологическая...

Что ни говори, а экзамен в конце учебного года, несмотря ни на какую модернизацию школы, останется испытанием и нормальное здоровое волнение перед ним – неизбежным, а главное – необходимым. Оно помогает человеку мобилизоваться и сделать гораздо больше и лучше, чем в спокойном и расслабленном состоянии. Проблемы начинаются, когда это волнение зашкаливает, трансформируется в сильную тревогу, страх, которые лишают человека воли, собранности и уверенности. Иногда напряжение настолько велико, что расплатой за успешные экзамены становится следующее за ними нервное расстройство.
Попробуем разобраться, из чего складывается стресс, порождаемый экзаменами, и можно ли как-то обезвредить его слагаемые.

Кому нужен еще один контролер?

Во-первых, экзамен – это проверка
Ситуация контроля и оценки является фрустрирующей для большинства людей. Она вызывает тревогу и напряжение – это естественно. Люди предпочитают работать либо в одиночку, либо в сотрудничестве с кем-то, кто готов помочь, подсказать, как-то посодействовать, а контролер никому не нужен.
Особенно ребятам, которые сильно ориентированы на внешнюю оценку своей работы, тревожатся по поводу собственной успешности-неуспешности.
Начинать обезвреживать источники этой тревоги нужно задолго до самих экзаменов, в процессе самого обучения. Что могут предпринять взрослые (это касается и учителей, и родителей)? Во-первых, по возможности сделать ситуацию оценки безопасной в личностном плане. Лучше всего, если оценка работы останется именно оценкой работы и не будет трансформироваться ни в прогнозы возможного будущего, ни в оценку качеств ребенка. Наша родительская и учительская тревога, которая чаще всего является причиной подобных воспитательных моментов, в данном случае не помогает ни нам, ни ребенку.
Во-вторых, чем более содержательной будет оценка, тем лучше. Она должна помогать находить, понимать и исправлять ошибки, узнавать и использовать свои сильные стороны, а не просто констатировать качество выполненного задания.
То есть надо стать для своих учеников не только контролирующим, но и поддерживающим.
Значимость поддержки в таких ситуациях переоценить трудно, поскольку именно она является лекарством от тревоги.
Еще следует помнить, что экзамен часто воспринимается учителями как ситуация проверки не только учеников, но и самих себя. Степень обученности и подготовленности класса является мерилом профессионализма учителя. Даже если делается скидка на исходный уровень ребят в классе, способности которых неодинаковы, все равно для учителя, ведущего класс, экзамен часто становится его собственным. И это требует от учителя большой осторожности, поскольку его тревога может усилить тревогу детей. Так что помните, что это все-таки их экзамен, а не ваш и ваше волнение не повредит детям, если покажет, что вы за них переживаете.

О всей важности момента

Во-вторых, экзамен – это ответственность
Конечно, уровень решающих последствий при поступлении в 10 класс и в институт немного разный, но все равно зачастую многое поставлено на карту. Именно значимость события придает переживаниям ту остроту, которая превращает экзамен в стресс.
Но экзамен и должен быть более важным и значимым, чем годовая контрольная, и определенный уровень волнения перед ним необходим для успешной сдачи. Однако эта значимость не должна мешать человеку управлять собой и ситуацией. Волнение может быть похоже на горячего застоявшегося коня: либо он помогает вам легко и быстро добраться туда, куда вы его направляете, либо несется куда ему заблагорассудится, а вы лишь пытаетесь удержаться в седле.
Так что если предстоящий экзамен – просто переходной, от которого, по сути, немного зависит, то можно придать ему больше значимости, если же он действительно важен, не нагнетайте обстановку. Напомните ребятам, что непоправимых провалов не бывает и к цели ведет множество дорог. Если после завтрашнего экзамена одна из них закроется, то останутся другие.

“Пофигисты” и безразличные

Возможно, подросток маскирует свои переживания под привычный «пофигизм». Подростки в группе себе подобных демонстрируют не то, что с ними действительно происходит, а то, что принято демонстрировать. Эта особенность возраста хорошо известна. И так же хорошо известно, что если волнение и напряжение есть, то его трудно спрятать.
Если же подросток дома прячет свое волнение от родителей и говорит: «А мне ваш экзамен...» – то это может свидетельствовать о его недоверии к вам. А возможно, вы переживаете за экзамен больше него самого, это может создавать ощущение вторжения и небезопасности.
В любом случае присмотритесь внимательно. Если ребенок переживает, но из каких-то соображений не считает нужным информировать об этом окружающих, не требуйте от него признаний, а попробуйте как-то невзначай подбодрить его.
Возможен и другой вариант – когда экзамен подростку действительно безразличен. Это случается гораздо реже, но если это так, то означает только одно: у ребенка нет никаких потребностей и мотивов, которые были бы связаны с этим экзаменом. То есть он не хочет учиться, ему не важно учебное заведение и будущий профессиональный рост, и нет связанных с образованием амбиций.
Это может обозначать только одно: он уже выбрал себе ту сферу и способ жизни, который ему нравится и который он хотел бы реализовать. Скорее всего эта сфера и образ вызывают ваше категорическое неприятие. В таком случае это вопрос, который гораздо шире и важнее экзаменационной темы.
Особо хочется сказать о детях, которые своей ответственностью и тщательностью сначала восхищают, а потом начинают пугать взрослых. Они удовлетворяются только отличными результатами и в стремлении к ним способны довести себя до полного изнеможения – как физического, так и психологического. Причем родительские слова: «Да брось ты это, подумаешь, не сделала» – вызывают не облегчение, а обиду и слезы: «Как ты не понимаешь, что для меня это важно».
Здесь родительская тревога точнее всего указывает на то, что с ребенком что-то не так. Как вы наверняка знаете, это явление называется перфекционизмом – стремлением к совершенству. Чаще всего такому ребенку нужна профессиональная помощь. Но вы должны помнить, что первопричиной такого поведения является базовая тревога, которая не всегда связана с вашими требованиями, а лежит гораздо глубже. Единственное, чем вы можете помочь такому ребенку, – это максимально присоединиться к нему, поддержать тем, что вы рядом, что вы понимаете и разделяете его чувства, что вам нравится быть вместе. Это поможет снизить тревогу, а вместе с ней и значимость успеха, поскольку в данном случае успех является тем, что успокаивает.
Учителям таких детей можно посоветовать придавать больше внимания тем их качествам, которые не связаны с совершенствованием и учебой: веселости, открытости, интересным идеям, чуткости.

Из ряда вон...

И последнее слагаемое стресса. Экзамен – это необычное, из ряда вон выходящее событие
Лучший способ борьбы с этой составляющей – сделать экзамен привычным. Все мы помним, как менялось наше отношение к экзаменам в институте: от нервически-тревожного на первом курсе к философски-безразличному на пятом. И это было связано не с тем, что результат на первом курсе был важнее, чем на пятом, а с тем, что экзамены становились чем-то повседневным, обычной частью студенческой жизни.
Сейчас это реализуется во многих школах, где экзамены начинают сдавать с пятого класса. Это хорошая практика, особенно если такой экзамен, по сути, ничего не решает: просто годовая контрольная, оформленная как экзамен. Такие экзамены играют роль тренинга, где дети (и их родители) в достаточно безопасной обстановке учатся обращаться со своим волнением, привыкают к значимости самого процесса обучения.

Лучшее средство от тревоги

И все-таки лучшее лекарство от тревоги, связанной с экзаменами, – это поддержка родителей и учителей.
У каждого свое представление о родительской поддержке. Для кого-то это вкусная еда, для кого-то – беседы о том о сем. Для кого-то, напротив, полное одиночество. Важным остается одно: подросток должен иметь комфортное пространство для подготовки и обязательно пространство для отдыха и расслабления каждый день, вне зависимости от важности экзамена.
Поддержкой со стороны учителей может быть деловая и конкретная подготовка к экзамену. Кроме собственно учебной подготовки, нужно спокойно и точно описать, как это будет происходить, с чем может быть связано напряжение, что будет помогающим и поддерживающим.
Экзамен может стать действительно серьезным стрессом, а может остаться просто очередным барьером, который нужно взять, а такие экзамены всегда были и будут на жизненном пути. .


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru