Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №42/2001

Вторая тетрадь. Школьное дело

Екатерина ОРЛОВА

Не экзамен, а мост из класса в класс!

И его можно построить так, чтобы, проходя по нему, каждый ученик по-новому взглянул на реку школьных знаний

Сложно сейчас говорить о выпускных экзаменах после 11 класса и вступительных институтских. Но если брать экзамены промежуточные, то для меня совершенно очевидно, что контрольное мероприятие в той форме, в какой оно сейчас существует, лишено почти всякого смысла. И потому, что это лотерея, и потому, что не очень понятно, что проверяется. Наконец, это сильное переживание для ребенка. Думаю, сегодня логичнее не ставить стрессовые точки, а делать мостики из одного класса в другой.
Лучше экзамены из контролирующей акции превратить в образовательную ситуацию, в которой ученик получил бы возможность реально продемонстрировать то, чему он научился, а не только что он узнал.
И вот в прошлом году мы провели такое испытание. Называлось оно экзаменом по универсальным способам работы с новым знанием. До этого у нас было по два погружения в универсалии. На первом ребята овладевали умениями работы с печатным текстом. На втором – с визуальной и аудиоинформацией. Для тех, кто выбрал себе этот курс как экзамен, организовали мастерскую по универсальным общеобразовательным умениям.
Мы работали в рамках технологии “Развитие критического мышления с помощью чтения и письма”. Вместе с ребятами составили набор основных умений, которые можно приобрести. Это умение интерпретировать тексты разных видов, стилей, жанров, выделять основной смысл текста, соотносить его со своим опытом и ценностями, удерживать одновременно несколько смыслов текста, систематизировать информацию и представлять ее в виде той или иной классификации, схемы, кластера, уметь строить предположения о возможных причинах и последствиях явлений, выдвигать гипотезы и обосновывать их. И все это на материале текста, с которым ученик работает.
Чтобы сделать эту работу цельной по содержанию предметного материала, мы задали общую содержательную рамку. Первое погружение в печатный текст называлось “Выбор позиции в исторической ситуации начала ХIХ века”. Тексты были разной предметной ориентации: математический, исторический, литературный, биологический. Но все они содержательно работали на проблему выбора.
Потом мы ввели структуру работы с текстом. Ребенок осваивал ее на погружении и демонстрировал на экзамене. В идеале после этого он мог применять ее при работе с любым текстом, будь то реклама, инструкция, параграф учебника, научная статья. Ребенок начинал видеть текст по-другому. И в конце погружения он уже свободно чувствовал себя в материале текста и мог выражать свою позицию, свободно использовать его в своей речи. Он интегрировал материал текста в свой личный опыт и овладел им как своим. Это и было его новое знание. А для учителей было основным критерием, что текст понят.
В той же логике был построен и экзамен. Прежде чем раздать тексты, мы давали ребятам вопросы или задания по той теме, о которой пойдет речь. Эти вопросы актуализировали все знания и представления, которые у ребят уже были.
Второй этап экзамена – это собственно работа с текстом, например, научно-популярным про геометрию Лобачевского или историко-бытовым из романа Марка Алданова “Святая Елена – маленький остров”. Сам текст мы тоже снабжали заданиями, например, промаркировать его по такой схеме: выделить знакомое, отметить новые вещи, выделить что-то особое, что вызвало удивление. Отметить спорное.
Сразу становилось видно, с какой информацией ученику еще предстоит работать, а какую он уже собирает с учетом своих предыдущих знаний.
Третья часть экзамена – итоговое задание, которое демонстрирует степень понимания текста. Например, написать свое отношение к позиции каждого из героев текста. Когда мы, экзаменаторы, читали ученические эссе, по тому, какую информацию ребята включали в них, мы видели, насколько текст понят, насколько схвачены разные пласты, причинно-следственные связи, вычленены проблемы и построены предположения об их возникновении и путях решения.
Если в текстах встречались незнакомые слова, их нужно было понять. Посмотреть в словарь, энциклопедию, вернуться обратно и обогатить свое понимание текста.
На погружении ребята очень многие вещи объясняли друг другу, иногда оказывалось, что мы, учителя, не видим, что многого в печатном тексте ребята не понимают. Нам кажется, что это ясно. А им совсем не ясно. Так было с текстами по геометрии Лобачевского и об открытии Ламарка.
На тот экзамен мы подбирали материалы под интересы ребят. Ведь вызвались его сдавать и сильные ученики, и не очень. Ивану нашли текст об одном из направлений современной музыки, а Леше и Олегу – об автомобилях с новыми двигателями.

Прошло время, и я размышляю: придумка ли это была наша, которую можно забыть, или в ней действительно есть интересное для ученика содержание?
Первое. Мы правильно сделали эти погружения обязательными для всех девятиклассников. Дали шанс каждому овладеть минимальной культурой работы с новым текстом.
Второе. Сама проблема универсалий в том, что они для ребенка не становятся универсалиями, пока не переносятся с одного предмета на другой. Пока ребенку кажется, что на уроке литературы работа с текстом – это вот так, а текст задачи – это совсем про другое. У нас же на одном материале с ребятами работали учителя разных предметов. Потом так же и на экзамене. С математическим, литературным, историческим текстами работали в одной логике, по одной структуре, осваивая одни и те же способы. Мы впервые увидели в этой созданной нами образовательной ситуации, что слово “универсальное”, которое мы так часто употребляем, наполнено смыслом. Что это умение действительно приложимо и здесь и там.
Конечно, естественно-научный анализ отличается от гуманитарного, но есть вещи, применимые везде и при этом не отменяющие специфики материала.
Для меня было очень важно показать это всем ребятам. Каждый взял на своем уровне, но взял обязательно. Поэтому на экзамене каждый мог почувствовать себя уверенно. Страха, как перед билетным знаниевым экзаменом, у ребят не было. Потому что было ощущение: я это умею, я это много раз делал. Как подойти к тексту, что с ним делать – знал каждый и не боялся.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru