Искусство подводить итоги
В школе оно, может быть, самое важное.
И речь не только об экзаменах, контрольных и
отметках в аттестате...
Каждый взрослый в жизни сдал много
экзаменов. И я тоже. Что осталось в памяти? Страх,
напряжение, усталость, полная путаница в голове и
чувство беззащитности перед неизбежным. Важная
информация, судорожно проглоченная накануне, по
большей части испарялась уже через пару дней
после сдачи. С годами приходил опыт. Опыт чего?
Как угадать верный ответ, как схитрить, заболтать
экзаменатора, сделать вид. Зачем же мне это было
нужно? Ради какой-нибудь бумажки, оценки. Вовсе не
ради образования, подведения итогов,
систематизации, самооценки, не ради себя.
Теперь я учитель и каждый год точно так же мучаю
детей.
К счастью, появились новые возможности… Конечно,
после того как выполнена какая-то работа, хочется
поставить точку. Это важно и мне, чтобы увидеть
реальные результаты, и ученикам, чтобы
продемонстрировать новые умения, понять про себя
нечто. Хочется, чтобы экзамен не стал вариантом
контрольной работы, средством устрашения. Пусть
он действительно будет праздником.
И однажды в пятом классе в конце года мы
организовали такой праздник личных достижений.
Все, чем ребенок гордится в этом году, он мог
представить перед одноклассниками, учителями и
родителями в форме небольшой выставки, по
которой сам же и проводил экскурсию. Событие
готовилось неделю и заняло два вечера, потому что
с утра родители не могли посетить нашу выставку,
а без них никак нельзя. Это на экзаменах обычных
они лишние, их не пускают, даже гонят иногда, а
здесь они просто обязаны увидеть, оценить вместе
с педагогами, в чем итог целого года учебы
любимого отпрыска и его друзей. Можно даже понять
при желании, чем они заняты в школе, в свободное
время, к чему лежит душа, что трудно дается. Все
оценки (не отметки) можно записать в книгу
отзывов, которую каждый экскурсовод себе
приготовил заранее и разукрасил по мере сил. Это
ведь не дневник, не зачетка, рисуй в свое
удовольствие. ВДНХ 5 классов поражала
разнообразием: образцовые тетради и
безошибочные контрольные на витринах
соседствовали с коллекциями наклеек, машинок и
кукольными платьями. Снабженные пояснительными
надписями, высились стопки книг, прочитанных за
год, сделанные своими руками в трудовых
мастерских подсвечники. Кто-то подготовил карту
и фотогазету по следам путешествий с классом или
с семьей, а кто-то – сборники сочинений, сказок,
стихов. Вот макет первобытной стоянки человека,
вот рисунки, личная книга рецептов лучших блюд,
освоенных недавно. Есть индивидуальные и
групповые работы. У каждого несколько
экспонатов, все заранее подготовлено, оформлено,
систематизировано – большая предварительная
работа. Экзаменующийся, волнуясь, конечно,
рассказывает, что считает нужным, поясняет,
отвечает на заинтересованные вопросы. Ведь он
говорит о том, в чем лучше всех разбирается в этой
комнате. (Я даже повторить не смогу технические
характеристики танков или адреса магазинов
редких календариков, которые небрежно выдавали
самые слабые мои ученики.) В такой ситуации можно
обменяться оценками: кто что увидел ценного в
экспозиции, над чем стоит поработать; можно
увидеть свое движение за год и сравнить его с
другими траекториями. А сколько ценных
наблюдений для учителя! Например, почему на
выставке столько тетрадей по математике,
которыми народ гордится, а по русскому что-то не
видать? Видно, читают ли в классе, пишут ли, как
поставлена монологическая речь, какие разделы
программы действительно освоены, а какие
пройдены… мимо, бесследно. Умение
кооперироваться, удерживать внимание и все что
угодно проверяет такой экзамен. И не обманешь, не
выучишь за одну ночь и не забудешь назавтра. Уже
спустя три года ребята помнят, что представляли
сами, что другие, хранят книги отзывов. Экзамен не
экзекуция, а этап работы. Такой экзамен может
стать стимулом для дальнейшего продвижения, если
вдруг стало стыдно за представленную халтуру.
Может ободрить: не все так плохо, и мне есть чем
гордиться. Экзамен – возможность оглядеться и
подумать. Вместе и поодиночке.
Еще один способ подведения итогов я вижу в
путешествиях и больших сюжетно-ролевых играх, но
об этом, по-моему, уже много писали.
Что касается нашей выставки, то в шестом классе
она тоже состоялась, была еще значительнее и
краше. Сказался опыт. Но поскольку экспонатов
стало больше, а времени на экскурсию не
прибавилось, пришлось выделять самое интересное,
самое важное, в сущности, сосредотачиваться на
одной работе и о ней уже говорить подробно. Так мы
пришли к защите в конце года одной условно
называемой творческой работы. Всего три дня, как
состоялась такая защита в нынешних 8 классах.
Самый серьезный экзамен в году, основание для
перевода в следующий класс. Готовились к нему уже
с января, а многие даже с осени. Экзаменационная
комиссия – весь класс: договариваются о
критериях, выставляют баллы и дают качественную
оценку.
Что же защищают? Большую группу работ,
выполненных в трудовых мастерских. Даже
девочки-отличницы с удовольствием защищают
ремесленные изделия, им не хватает ручной работы,
слишком много слов и абстракций. Так появилась
удивительно обаятельная кукла Робинзон Крузо.
Читали в этом году в классе Дефо – Маше
захотелось увидеть героя наяву. Вот он, с
гнущимися пальчиками и даже пупком, загорелый, в
мешковине, опирается на посох. Историческая тема
года – эпоха Возрождения, и Аня сшила себе платье
по европейской моде XV века. А в прошлом году,
когда проходили средневековье, были платья
времен короля Артура, карты крестовых походов,
рукописные книги с мудрыми изречениями. История
оживает, овеществляется. Это важнее, чем
вызубрить учебник. Хотя так и учебник понемногу
запоминается.
Есть изделия, вообще не связанные с программой,
например, кофейный сервиз у Риты, керамический
подсвечник у Насти. Но обязательно на защите
рассказать о технологии, этапах работы, о
трудностях, о том, чему научились в процессе.
Проверяется умение рефлексировать, объяснять,
убеждать, проверяется качество, степень владения
технологией, привлекаются специалисты.
Есть «научные работы», связанные с уроками:
историческое исследование про Варфоломеевскую
ночь, трактат по физике на тему гидравлического
пресса.
Многие работы не относятся напрямую ни к одному
школьному предмету, но проверяют владение вполне
предметными навыками. Петя и Алиса сделали
исследование истории собственных семей.
Нарисовали генеалогические деревья, собрали
фотографии, документы, вещи, записали
воспоминания бабушек. Тут и математика (таблицы,
расчеты), и русский язык, и география, и, конечно,
история – история страны через судьбы близких
людей. Важно, что такая работа делается в тесном
сотрудничестве с родителями, которые наконец
могут просто поговорить со своим ребенком, а не
отругать и не проконтролировать его. Настоящее
семейное образование, и экзамен сдает вся семья.
Наташа увлекается фехтованием – сделала сборник
для начинающих об истории, правилах этого
удивительного вида спорта, о своих впечатлениях,
победах и поражениях. Ничуть не проще, чем
написать сочинение, гораздо больше по объему,
оформлено на компьютере, при подготовке пришлось
пересмотреть много книг. Сборник двух подружек –
про НЛО. Тоже исследование, не фантастический
рассказ. Обзор материалов различных специальных
журналов и интернетовских сайтов,
систематизация, собственные выводы. Оказывается,
инопланетяне прилетают чаще всего по средам
после семи вечера. Можно посмеяться, но умения
продемонстрированы нешуточные.
Кроме исследовательских, реферативных работ
встречаются графоманские рукописи. Пусть. Зато
стиль вырабатывается, грамотность растет. Бывают
проектные работы. Например, выпуск школьной
газеты в течение года, организация «Веселых
стартов» для малышей, макет человеческого
скелета для кабинета биологии. Есть и вовсе не
понятно что. Глеб собрал записи голосов всех
животных и птиц, которые упоминаются в «Слове о
полку Игореве» (читали на литературе), и заодно
популярно изложил гипотезу о половецких тотемах
в поэме. Маша и Лена разработали пособие по
решению подростковых проблем. Описали типичные
ситуации семейных конфликтов, дали
психологический комментарий, провели
тестирование, доложили о результатах. Кому-то
поможет. На защите авторы сказали, что им самим
стало легче, когда они поняли: подобные проблемы
характерны для многих. Описав свое состояние,
сумели взглянуть на себя со стороны. Чего и
другим желают.
Перечисление работ можно продолжать. Ясно одно –
такой экзамен действительно итог, осознание
того, чему научился (в разных предметах и на
уровне универсальных умений) и что еще предстоит
освоить. Праздник собственных возможностей и
перспектива роста.
Завтра вечером мы завершаем почти недельный
марафон по защите экзаменационных работ в 8
классах. Девочки из 8 «А» приготовили вечер
любимых песен: собрали песни, напечатали сборник,
составили программу, нашли солистов. Посидим,
попоем.
Что у нас останется после сдачи экзаменов?
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|