Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №42/2001

Третья тетрадь. Детный мир

БЕСЕДА С РОДИТЕЛЯМИ

Тамара ПАТРУШИНА,
учитель начальных классов
Санкт-Петербург.

Прежде чем записывать ребенка в школу...

Советы учительницы

Определяем готовность семьи к школе

Ни у кого не вызывает сомнения, что самыми важными и значимыми людьми в младшем возрасте для детей являются родители. Ребенок еще не имеет своего отношения к школе, он не может соотнести затрачиваемых им усилий с результатом этих усилий. Он слышит новые слова, которые пугают его своей непонятностью: обязанность, долг, усидчивость, дисциплина – эти понятия ему неведомы. Поэтому многое зависит от психологической позиции, которую занимают родители. Вот почему, прежде чем говорить о готовности ребенка к обучению в школе, я хочу предложить вам методику, которая позволяет определить, готова ли семья к появлению в ней ученика.

Хочет ли ребенок идти в школу?

Прежде всего узнайте, хочет ли ваш ребенок идти в школу. Обратитесь к нему со словами: «Если бы кто-нибудь стал за тебя говорить, согласился бы ты или нет с этими словами?»
1. Когда я пойду в школу, у меня появится много новых друзей.
2. Мне интересно, какие у нас будут уроки.
3. Думаю, что буду приглашать на свой день рождения весь класс.
4. Мне хотелось бы, чтобы урок длился дольше, чем перемена.
5. Интересно, что в школе предлагают на завтрак?
6. Когда я пойду в школу, то буду хорошо учиться.
7. Самое лучшее в школьной жизни – это каникулы.
8. Мне кажется, в школе больше интересного, чем в детском саду.
9. Мне хочется в школу, потому что ребята из моего дома уже учатся.
10. Если бы мне разрешили, я бы пошел учиться уже в прошлом году.

Всего положительных ответов:
____________________________________

Обведите номер высказывания, с которым ваш ребенок согласился, а потом посчитайте количество положительных ответов.
При сумме 1–3 балла: ваш ребенок полагает, что неплохо живет и без школы. В этом случае вам следует задуматься о причинах такого мнения.
При сумме 4–8 баллов: да, в школу хочется, но в основном он мечтает пока о новых играх и друзьях.
При сумме 9–10 баллов: вам не стоит беспокоиться. Хорошо, если ваш ребенок сохранит такое отношение к школе на ближайшие десять-одиннадцать лет.

Что он знает о школе?

Теперь определите, что знает о школе ваш малыш. Ведь уже первого сентября у него возникнет много вопросов и сложных ситуаций. Для вас эти детские тревоги покажутся пустяками, а для него – труднейшими задачами. Будьте предусмотрительны и помогите ребенку заранее, уже сейчас найти выход из будущих затруднительных положений.
Спросите его:
1. Как обращаются к учительнице?
2. Как привлечь к себе внимание, если нужно о чем-то спросить?
3. Что сказать, если нужно выйти в туалет?
4. Что такое урок?
5. Как узнают, что время начинать урок?
6. Что такое перемена?
7. Для чего нужна перемена?
8. Как называется стол, за которым дети пишут?
9. На чем пишет учитель, когда объясняет задание?
10. Что такое отметка?
11. Какие отметки хорошие, а какие плохие?
12. Что такое школьный дневник?
13. В классе учатся дети одного возраста или разного?
14. Что такое каникулы?
Важно, чтобы ребенок ответил принципиально верно, можно и без уточнений.

Сравните его ответы с правильными:
1. По имени-отчеству и на «вы».
2. Молча поднять руку так, чтобы ее было видно.
3. Поднять руку и сказать: «Извините, можно выйти?»
4. Это то время, в течение которого дети учатся чему-либо новому: слушают объяснения учителя и ответы учеников, делают упражнения и не выходят из класса.
5. Звенит звонок-колокольчик, коридоры пустеют, дети бегут в классы.
6. Перемена – это перерыв между уроками.
7. Перемена нужна для того, чтобы дети могли выйти из класса, отдохнуть, поиграть, позавтракать.
8. Дети за партой.
9. Учитель пишет на доске.
10. Отметка – это цифра, которой оценивают успехи: правильно или неправильно, хорошо или плохо ученик выполнил задание.
11. 1 (единица) – хуже не бывает; 2 (двойка) – плохо; 3 (тройка) – посредственно, удовлетворительно, не очень хорошо; 4 (четверка) – хорошо; 5 (пятерка) – отлично.
В других странах бывают иные оценки: от 1 до 20 во Франции; в России в XIX веке, наоборот, единица была самой хорошей оценкой, а пятерка – самой плохой, так же и в современной Германии.
12. Дневник – это такая тетрадка, куда вписывается расписание уроков, дети записывают домашнее задание, а учитель выставляет отметки.
13. В одном классе учатся обычно дети одного возраста, одного года рождения.
14. Каникулы – это перерыв в учении на несколько дней, а также на все лето; после летних каникул дети идут в следующий класс. Если ребенок ответил правильно:
на 13–14 вопросов – в школьных правилах для него не будет неожиданностей;
на 7–10 вопросов – неплохо, но можно поговорить или почитать о школе;
на 4–6 вопросов – необходимо подробнее поговорить о школьных правилах и вернуться к игре;
на 1–3 вопроса – а ходили ли вы сами в школу?
Поиграйте в ту же игру, придумав новые вопросы, и попросите быть учителем кого-либо из знакомых.

Готов ли я быть родителем первоклассника?

А теперь тест для вас, дорогие родители.
При обработке его результатов воспользуйтесь таблицей. Для этого зачеркните номера тех вопросов, на которые вы ответили положительно, а затем сосчитайте количество зачеркнутых номеров по каждому столбику отдельно. Полученную сумму запишите в нижней пустой клеточке каждого столбика. В графе «Всего» поставьте общее количество зачеркнутых цифр.
Итак, выбирайте близкий вариант ответа:
1. Мне кажется, что мой ребенок будет учиться хуже других детей.
2. Я опасаюсь, что мой ребенок будет часто обижать других детей.
3. На мой взгляд, четыре урока – непосильная нагрузка для маленького ребенка.
4. Трудно быть уверенным в том, что учителя младших классов хорошо понимают детей.
5. Ребенок может хорошо учиться только в том случае, если учительница – его собственная мама.
6. Трудно представить, что первоклассник может быстро научиться писать, считать и читать.
7. Мне кажется, что дети в этом возрасте еще не способны дружить.
8. Боюсь даже думать о том, что ребенок будет обходиться без дневного сна.
9. Мой ребенок путается, когда к нему обращается незнакомый взрослый человек.
10. Мой ребенок не ходит в детский сад и никогда не расстается с матерью.
11. Начальная школа, по-моему, мало способна чему-либо научить ребенка.
12. Я опасаюсь, что дети будут дразнить моего ребенка.
13. Мой малыш, по-моему, значительно слабее своих сверстников.
14. Боюсь, что учительница не имеет возможности оценить успехи каждого ребенка.
15. Мой ребенок часто говорит: «Мама, мы пойдем в школу вместе?»

Что означают полученные цифры?

Сумма положительных ответов 4 или менее баллов: у вас есть все основания встретить с оптимизмом первое сентября – вы сами готовы признать новую социальную роль вашего ребенка.
Сумма положительных ответов 5–10 баллов: вам желательно лучше подготовиться к возможным трудностям.
Сумма положительных ответов 10 и более баллов: подумайте над своими ответами еще раз, возможно, вам следует посоветоваться с психологом.
Что же означают суммы в столбиках таблицы?
В первую очередь обратите внимание на те, где сумма 2–3 балла.
1-й столбик – необходимо заняться играми и заданиями, развивающими внимание, память, мышление, тонкую моторику рук.
2-й столбик – обратите внимание на то, умеет ли ваш ребенок взаимодействовать с другими детьми.
3-й столбик – видимо, есть некоторые сложности, связанные со здоровьем вашего ребенка, но есть еще время заняться закаливающими и общеукрепляющими упражнениями.
4-й столбик – не исключена возможность того, что у ребенка возникнут трудности во взаимопонимании с учителем.
5-й столбик – ваш ребенок недостаточно самостоятелен, вероятно, он излишне привязан к матери.
Подумайте, может быть, стоит отложить школу на год?
Возможно, будет полезно поиграть в школу летом. Размышляйте, анализируйте, советуйтесь.
Удачи вам!


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru