Подготовил Андрей РУСАКОВ
Шестилетки: эксперимент под
давлением
В каком возрасте отдавать ребенка в
первый класс,
по закону должны решать родители.
Но на практике все делается так,
чтобы это решение было предопределено...
Год назад было опубликовано открытое
письмо министру образования 45 крупнейших
отечественных ученых, работающих в области
образования, – медиков, психологов, педагогов (в
том числе директора Психологического института
РАО, директора НИИ гигиены и охраны здоровья
детей и подростков, директора Центра социологии
образования, руководителя Лаборатории научных
основ детской практической психологии,
директора Института педагогических инноваций
РАО и целого ряда академиков и профессоров).
Вывод авторов письма известен: «Массовый переход
к обучению в школе с шести лет катастрофически
скажется на состоянии физического и
психического здоровья детей, снизит
академическую успеваемость и приведет к
разрушению уникальной системы дошкольного
образования. Мы полагаем, что пренебрежение
мнением специалистов (врачей, психологов,
педагогов, логопедов и др.) не может быть
оправдано никакими социальными, политическими
или экономическими мотивами».
Единственный контраргумент, приведенный
министром образования в ответном интервью
«Комсомольской правде», стал притчей во языцех:
«Мне еще никто не доказал, что полгода в жизни
ребенка могут иметь существенное значение».
Тогда в Государственной Думе данный аргумент не
был сочтен достаточно убедительным и проект
перехода на двенадцатилетнюю школу отклонили
как абсолютно несостоятельный.
Но министерство не очень огорчилось. Ну не
переход – тогда эксперимент. Скромный,
региональный. Дюжина регионов. Четверть
населения страны.
И вот эксперимент пошел. О том,
как он разворачивается, – письмо
из Санкт-Петербурга, одной из нынешних
«экспериментальных площадок».
Публикуемая ниже статья отражает ту ситуацию, с
которой этой весной столкнулись сотни тысяч
родителей, поставленных перед фактом
превращения старшей группы детского сада в
первый класс школы.
Родители, о которых рассказывает автор письма,
нашли в себе силы преодолеть психологическое
давление и сделать ответственный выбор. Увы,
нетрудно догадаться, что на один такой случай
приходится десять с противоположным исходом.
Не верьте, что все уже решили за вас
В марте месяце стало известно, что в
нашем детском саду будет организован первый
класс для шестилеток. Меня это очень обеспокоило,
прежде всего потому, что моей дочери как раз
шесть. Передо мной встал вопрос: отдавать дочь в
школу или нет? Я интересуюсь вопросами
воспитания, читаю педагогическую литературу и
знаю, что существует понятие готовности к школе.
У своей дочери я такой готовности не вижу. Она все
время хочет играть, двигаться. Как она высидит
урок, пусть даже в 35 минут? Как она будет учиться?
Какие оценки получать?
За разъяснениями я решила обратиться к
заведующей детским садом. Ответ был таков: во
всех детских садах района проводится
эксперимент – организуются первые классы для
детей шести лет. Лично она, наша заведующая, не
сторонник этого эксперимента. Но она считает, что
если в детском саду не будет первого класса, то
родители переведут детей в другие сады, так как
большинство родителей думают, что детей надо
учить, и чем раньше, тем лучше.
Все будет зависеть от решения родителей: если они
решат отдавать детей в первый класс – в детском
саду он будет организован. Если родители не
захотят отдавать детей в школу – будет работать
подготовительная группа.
Я спросила, возможно ли организовать в детском
саду и подготовительную группу, и первый класс.
Оказалось, что нет, так как по списку в группе или
классе должно быть 20 детей. А в нашем детском саду
одна старшая группа, в которой 26 человек. И может
получиться или класс, или группа.
На следующий день после моего визита к
заведующей в группе проходило родительское
собрание. На нем присутствовали сама заведующая,
методист и воспитатели детского сада, завуч
начальной школы, на базе которой организуется
первый класс, и процентов 60 родителей.
Начала собрание заведующая. Она рассказала, что
во многих детских садах города в этом году
открываются первые классы. С будущего, 2002 года
подготовительных групп в садах не будет, так как
школа переходит на 12-летнее обучение.
Заведующая сообщила, что первый класс будет
заниматься прямо в помещении нашей группы, где
установят школьные парты и учебные пособия. Она
объяснила, что такой вариант обучения будет
наиболее щадящим.
Затем слово взяла завуч начальной школы. Ее речь
была краткой и, по сути, про то же – про
обязательное обучение с шести лет. Но эта речь
произвела на нас своеобразное впечатление. Да и
весь облик этой женщины как бы говорил нам:
детский сад – одно, а школа – совершенно другое.
Подтянутая, аккуратная, она мило улыбалась, но в
нотках ее голоса чувствовались жесткость, напор.
Она дала нам понять, что к детям будут
предъявлены требования и отношение к ним будет
иное, чем в детском саду.
Естественно, что после такой речи взволнованные
родители стали задавать вопросы.
Вопрос: по каким программам будут заниматься
дети?
В ответ был назван ряд фамилий авторов известных
в школе программ. Стало ясно, что специальной
программы нет и разные предметы будут
преподаваться по различным авторским
программам. Для родителей ответ этот был
совершенно непонятен. Никто из нас не знаком ни с
одной обучающей программой для начальной школы
(в детском саду такой информации нет). И было
неясно, почему для наших детей подходят именно
такие программы, пусть даже очень знаменитых
авторов, пусть многократно опробованные, но,
очевидно, опробованные на более старших детях и в
других условиях.
– Как будет организовано обучение?
– Четыре или пять уроков по 40 минут ежедневно с
понедельника по пятницу.
– По каким учебникам будут учиться дети?
– Комплекты новых учебников родители будут
покупать в сентябре через школу (учебники нам не
показали, но стало ясно, что надо приготовить
деньги и на это).
Я набралась духу и спросила:
– Считается, что обучать с шести лет – это
рано. Что вы думаете об этом?
– Это дело родителей – решать, с какого возраста
отдавать ребенка в школу.
– А вы что думаете об этом?
Она пожала плечами и улыбнулась.
– А своего ребенка вы когда отдали в школу?
Короткая пауза.
– Своего сына я отдала в школу в 7,5 лет.
– Как родители могут узнать, готов ли ребенок к
школе? Возможно ли психологическое тестирование?
На этот вопрос отвечала заведующая детским
садом:
– Приглашать в детский сад психолога очень
дорого, но через год одна из воспитательниц
закончит курс обучения, получит диплом
практикующего психолога и, возможно, будет
проводить тестирование уже в детском саду.
– А нельзя ли создать медико-педагогическую
комиссию для определения готовности детей к
школе?
– Нет. В детском саду такая комиссия собираться
не будет. А в школе работает психолог, но он
занимается только со школьниками и с теми детьми,
которые поступают в школу.
Все остальные родители могут обращаться за
консультациями в психологический центр, адрес
которого тут же был назван.
В завершение собрания нам сказали, что мы должны
подумать и через две недели подойти на прием к
завучу, чтобы оформить все необходимые документы
для поступления в школу.
Я шла с собрания, вновь и вновь обдумывая все
происшедшее. Я чувствую ответственность за
своего ребенка, за его будущее, за его
благополучие. Я не могу пренебречь всем этим ради
пустых обещаний. Ведь видно, что желание сделать
из моей дочки первоклассницу диктуется не
заботой о благе ребенка, а скорее всего попыткой
выйти из проблемы неблагоприятной
демографической ситуации с наименьшими для
школы потерями.
Я поняла, что должна попытаться переломить
ситуацию. Я понимала, что нужно прежде всего
обратиться к родителям. Возможно, кто-то из них не
смог прийти на собрание, а кто-то не видит
проблемы в том, когда начинать учиться его
ребенку: подумаешь, годом раньше, годом позже…
Действовать надо было немедленно, ведь через две
недели каждый из нас, родителей, должен будет
дать ответ.
Как самый обыкновенный человек, я никогда никого
ни к чему не призывала и с трибуны не выступала.
Но, вернувшись домой, я написала обращение к
родителям. Вот оно.
Уважаемые родители!
23 марта состоялось собрание родителей детей
нашей группы, руководства детского сада и
представителя школы в лице завуча начальных
классов.
Обсуждались вопросы, связанные с переходом к
обучению в школе детей с шестилетнего возраста.
На базе детского сада в следующем учебном году
предполагается открыть вместо подготовительной
группы 1 класс.
Однако руководство детским садом окончательное
решение оставляет за родителями: если 20 человек
выскажутся за то, чтобы сохранить в садике
подготовительную группу, будет оставлена
подготовительная группа.
В связи с этим хочется обратить внимание
родителей на то, что согласно исследованиям
психологов, педагогов и врачей шестилетние дети
часто бывают не готовы к обучению в школе (в шесть
лет таких детей 51%, в 6,5 – 32%, в 7 лет – 13%). И речь
идет не об интеллектуальном развитии.
Шестилетние дети хуже адаптируются к школе, к
необходимости выполнять требования учителя, к
новым нормам и правилам поведения.
Причиной неготовности может быть плохое
состояние здоровья ребенка, он может быстро
утомляться, и учебная нагрузка окажется не по
силам. В шесть лет еще недостаточно развиты мышцы
рук и пальцев, отвечающие за мелкую моторику. У
детей, рано начавших писать, часто бывает плохой
почерк.
Все это давно известно, и очередной
педагогический эксперимент связан, на наш
взгляд, не с заботой о детях, а с неблагоприятной
демографической ситуацией и попыткой всеми
способами сохранить ставки учителей в школах.
В то же время сама школа не настаивает, чтобы наши
дети шли в школу с шести лет, подчеркивая, что
право решать, с шести или с семи лет отправлять
ребенка в школу, остается за родителями.
Принимая решение о том, когда лучше отдать
ребенка в школу, давайте со всей
ответственностью подойдем к этому и поймем, что
от нашего решения в значительной степени зависит
успешность обучения, благополучие и физическое
здоровье наших детей.
Пусть ребенок полноценно проживет свое детство,
доиграет свои игры. Один год очень важен для
становления его личности, для укрепления
здоровья.
Родители должны сообщить о своем решении
воспитателям группы до 20 апреля.
Дополнительную информацию можно получить,
прочитав Энциклопедию для родителей
первоклассника. – М., 2000 (можно взять у
воспитателя) или связавшись с членами
родительского комитета.
С разрешения воспитателей я разместила
текст своего обращения на стенде с информацией.
Правда, провисело оно недолго, день или два.
Кто-то тихо снял его. Но прочитали его все, кто
умел читать, все без исключения.
В частных беседах родители обсуждали только один
вопрос: что им выбрать – детский сад или школу?
Они думали, решали, делали выбор…
Вы спросите, чем все закончилось?
Так вот. В один прекрасный день на столике в
раздевалке я увидела образец заявления о
зачислении в подготовительную группу детского
сада. Я поговорила с воспитательницей и узнала,
что большинство родителей его уже написали.
Никому не придет в голову заставлять ребенка
ходить в полгода. Ему дают окрепнуть, вырасти и
самому сделать первый шаг. А поступление в школу?
Это тоже шаг, не менее важный и значимый. Это шаг к
человеческой зрелости. Пусть ребенок осознает
это, пусть он поймет, что идет учиться.
Светлана ШАРОВА, мама шестилетней Ани
Василеостровский район, Санкт-Петербург
Простые выводы
Выводы из приведенной зарисовки о том,
как в «экспериментальных регионах» происходит
обращение шестилеток в первоклассников, увы,
очевидны.
а) Ни о какой серьезной системе переподготовки
учителей к работе с шестилетками и речи не идет.
Это родители должны подготовить шестилеток к
выполнению требований школы, а не школа
перестраивается под других детей.
б) Никакой системы консультации родителей по
поводу определения степени готовности их
ребенка к школьному обучению не предполагается.
в) Органами управления образованием
осуществляется массированная (и не имеющая под
собой никаких юридических оснований) обработка
родителей и педагогов, убеждающая их, что о
двенадцатилетке уже все решено, в этом году еще
могут быть поблажки, а в следующем уж точно
пойдут все как один, те, кто раньше включится в
построение двенадцатилетки, лучше других сумеют
адаптироваться. Ну а подготовительные группы в
детских садах уж точно прекратят свое
существование и перейдут в область истории.
г) Понятен и метод, которым борцы за школу с шести
лет собираются достичь цели. Собственно, этот
метод и состоит в запугивании с помощью слухов.
Не сумев добиться ни правовой, ни научной, ни
общественной поддержки своим проектам,
Министерство образования избрало путь
культивирования сообщений о том, что все уже
практически решено. К сожалению, часто в нашей
стране слухи оказываются могущественнее
законов. Постепенно они начинают воплощаться в
реальность, что и требуется их инициаторам.
Напуганные слухами, подогреваемыми многими (или
пока все еще отдельными?) образовательными
управленцами, родители и педагоги начинают
вынужденно адаптироваться к неприятным всем, но
якобы принятым решениям.
Возникает соответствующим образом
сформированный «запрос населения», данность
того, что «образовательная система уже почти
перестроилась», а потом, опираясь на все это,
депутатам предложат принять соответствующие
законы… От них ведь будут требовать уже не
оценить предлагаемый проект преобразования, а
просто признать сложившееся положение вещей.
Последняя версия
Поразительно одно. Откуда такая спешка,
такая жажда во что бы то ни стало вводить
двенадцатилетку явочным порядком, немедленно, не
мытьем так катаньем, с категорическим нежеланием
вникать ни в какие психолого-педагогические
проблемы? Такое нежелание приложить хоть
какие-нибудь усилия, чтобы минимальные приличия
соблюсти? Такая глухота к чьим угодно
предостережениям? Ну хоть бы проимитировали
переподготовку учителей, хоть бы какие
псевдоконсультации для родителей пооткрывали…
Ведь практически никого из людей, яростно
отстаивающих двенадцатилетку, – ни Филиппова, ни
большинство иных министерских руководителей,
вышедших из вузовской среды, – нельзя причислить
к специалистам в деле начального образования (не
говоря уже о дошкольном). Когда большинство
специалистов говорят неспециалистам об их
проектах: так нельзя! – то вроде бы нормальная
реакция любого ответственного человека –
осторожность и сдержанность.
Если пытаться верить словам про заботу о
здоровье детей, про оптимизацию учебного
процесса, про качество образования, то стиль
поведения министерских руководителей и
образовательных начальников
“экспериментальных” регионов уму непостижим.
Увы, ничего не остается, как взглянуть на дело с
другой стороны.
И если допустить, что эксперимент с
двенадцатилеткой представляет собой не что иное,
как эксперимент по освоению Министерством
образования и дружественными ему структурами
многомиллионных кредитов Всемирного банка и
средств государственного бюджета России, то все
становится на свои места. Все, наоборот, даже
слишком понятно и естественно.
Ведь деньги сегодня готовы выделить, а завтра,
глядишь, и нет. А что дети?.. Дети всегда найдутся.
…Мои друзья, молодые кандидаты психологических
и педагогических наук, рассказывают, что с
недавних пор к ним активно поступают предложения
поработать в той или иной научной группе по
созданию тех или иных стандартов для
двенадцатилетней школы. Вознаграждение
скромное, но приличное: примерно тысяча долларов
за месяц работы. Надо думать, что их более
авторитетных коллег приглашают и на несколько
лучшие условия.
И ладно, пусть наши друзья-ученые зарабатывают
свои тысячи долларов на всякой веселой халтуре.
Но давайте постараемся придумать для нее более
безобидные темы.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|