ШКОЛА И ОБЩЕСТВО
Политпросвет в конце тоннеля
Есть события, которые не привлекают
большого внимания общественности, но на самом
деле создают определенную педагогическую
атмосферу
Школа вне политики
Есть события в общественной жизни,
которые реального влияния на школу не оказывают.
Несмотря на то что шуму в обществе производят
много и даже мировое сообщество, в основном
прогрессивное, начинает волноваться и
высказывать свою прогрессивную точку зрения на
происходящее – до школы все это как-то не
доходит.
Иногда дело доходит до парадоксов: ну как может
война в Чечне не влиять на школу?
А ведь на самом деле война и школа – как будто в
разных плоскостях. Учителей, которые по своей
инициативе обсуждают с учениками трагедию
собственной страны, немного. Страны, внутри
которой проливается кровь своих же граждан и где
происходит трагедия юношей, которым, по
выражению французской писательницы Гертруды
Стайн, суждено стать «потерянным поколением»
из-за того, что они потом не смогут найти смысл в
гибели друзей и однополчан. Школа сегодня
поглощена своими проблемами, собственным
выживанием и мучительными попытками вырваться
из состояния пещерного социализма, при котором
«хлеба горбушку и ту пополам». И даже грозное
постановление о реанимации патриотизма почти
никак не повлияло на расписание школьной жизни.
Хотя в других сферах – в молодежной политике
например – разворачивается целый фронт
мероприятий по подготовке «вахт памяти»,
«патриотических смотров» и тому подобной
формалистики.
Нет, прямые, натуральные распоряжения не
работают точно так же, как и шумные политические
акции.
Хорошо это или плохо – неизвестно. Наверное,
хорошо. Потому что на самом деле школа вне
политики – это нормально.
Но есть события, которые не привлекают такого
большого внимания мировой и отечественной
общественности, но на самом деле создают
педагогическую атмосферу,
воспитательно-формирующее поле, которое
вползает в школу помимо воли учителей, и мы сами
не замечаем, как оказываемся в плену вязкой
педагогической идеологии.
Я имею в виду тихо поощряемый властью
собственный культ.
Никто не думал, что такое еще возможно
Вирджиния Кулудон, обозреватель радио
«Свобода», собрала в своей передаче «Реформы и
партстроительство» (радио «Свобода», 29 мая 2001
года) свидетельства поклонения граждан своему
президенту.
Цитируем:
«Литейщики уральского города Куса подготовили
оснастку для серийного выпуска чугунных бюстов
Владимира Путина. Заводчане уверены, что образ
президента – товар ходовой. Недалеко от них, тоже
на Урале, мастерицы уже наладили производство
ковров с президентским ликом в золотом овале.
Споро работают труженики кисти, их стараниями
портреты Путина украшают теперь чуть ли не все
присутственные места и кабинеты начальства. А в
музее славной Магнитки выставлена спецовка,
которую надевал президент. А в другом
историческом поселении, на Псковщине, есть
туристический маршрут “Здесь был Путин”. А
питерские первоклашки обучаются по букварю с
рассказами о мальчике Володе, который рос, рос и
стал президентом».
Справедливости ради надо сказать, что
педагогическая инициатива – рассказы о мальчике
Володе, который стал президентом, – была одной из
первых. Но как пел Владимир Высоцкий по другому
поводу – «внимания тогда не обратили». А зря...
И снова Вирджиния Кулудон:
«Творческая фантазия мастеров
верноподданнического жанра не знает преград. 7
мая тысячи студентов и школьников пришли к
Кремлю славить Владимира Путина по случаю
годовщины инаугурации. Никто не думал, что
подобные действа еще возможны. Есть ли у общества
средства защититься от этой экспансии
идолопоклонства?»
У общества – не знаю. У школы – нет.
Накануне Дня независимости особенно остро
видится, что Россия пока не стала страной, где
гражданин в известной степени не зависит от
государства. В массовом сознании государство
влияет на все и президент Путин за все отвечает и
во все вмешивается.
Может быть, чугунный бюстик Путина – это
действительно смешно, но то, что сами рабочие
решили сделать такой бюст, то, что они считают это
нормальным, – это не смешно. То, что на молодежный
митинг на Васильевском спуске приехали сотни,
если не тысячи молодых людей, сами не понимая,
куда и зачем приехали, – это уже совсем не смешно.
Я уже не раз и не два слышал от
высокопоставленных чиновников образования
ссылку на личные указания В.Путина по поводу
образовательной политики. Вот самая последняя:
– После того как Владимир Владимирович лично в
своем послании дал указание разработать
государственные образовательные стандарты,
всякие споры на эту тему надо прекратить и
выполнять указание президента.
Что тут скажешь?
Теперь все будет зависеть от того, что по тому или
иному поводу скажет лично Владимир Владимирович?
– А чем плохо, – спросит уставший от
неопределенности и разгильдяйства читатель, – и
пусть Владимир Владимирович скажет, и пусть
будет наконец порядок, пусть все увидят, что у
власти сильная рука.
В том-то и дело, что очень скоро все увидят эту
самую сильную руку.
Педагогическая атмосфера вокруг школы меняется:
все меньше значения придается общественному
мнению, все меньше ценится открытость и
многообразие, и все сильнее культивируется
ценность исполнительства.
Никого не удивит, если завтра поступит
распоряжение создавать детско-юношеские
организации в школе и вне ее, никого уже не
удивляет, как образование «строят» во время
выборов, никого не удивляет, что «порядок» в
самой системе образования наводится такими же
сильными и решительными методами, как и в
информационном поле.
Нет, правильно все-таки утверждал лидер
классовой борьбы и автор теории пролетарской
революции: школа вне политики – это ложь и
лицемерие.
Только сдается мне, что школа внутри политики –
это не только ложь и лицемерие, но еще и проект
будущего общества.
Угадайте – какого?
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|