Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №42/2001

Первая тетрадь. Политика образования

ШКОЛА И ОБЩЕСТВО

Александр АДАМСКИЙ

Политпросвет в конце тоннеля

Есть события, которые не привлекают большого внимания общественности, но на самом деле создают определенную педагогическую атмосферу

Школа вне политики

Есть события в общественной жизни, которые реального влияния на школу не оказывают.
Несмотря на то что шуму в обществе производят много и даже мировое сообщество, в основном прогрессивное, начинает волноваться и высказывать свою прогрессивную точку зрения на происходящее – до школы все это как-то не доходит.
Иногда дело доходит до парадоксов: ну как может война в Чечне не влиять на школу?
А ведь на самом деле война и школа – как будто в разных плоскостях. Учителей, которые по своей инициативе обсуждают с учениками трагедию собственной страны, немного. Страны, внутри которой проливается кровь своих же граждан и где происходит трагедия юношей, которым, по выражению французской писательницы Гертруды Стайн, суждено стать «потерянным поколением» из-за того, что они потом не смогут найти смысл в гибели друзей и однополчан. Школа сегодня поглощена своими проблемами, собственным выживанием и мучительными попытками вырваться из состояния пещерного социализма, при котором «хлеба горбушку и ту пополам». И даже грозное постановление о реанимации патриотизма почти никак не повлияло на расписание школьной жизни. Хотя в других сферах – в молодежной политике например – разворачивается целый фронт мероприятий по подготовке «вахт памяти», «патриотических смотров» и тому подобной формалистики.
Нет, прямые, натуральные распоряжения не работают точно так же, как и шумные политические акции.
Хорошо это или плохо – неизвестно. Наверное, хорошо. Потому что на самом деле школа вне политики – это нормально.
Но есть события, которые не привлекают такого большого внимания мировой и отечественной общественности, но на самом деле создают педагогическую атмосферу, воспитательно-формирующее поле, которое вползает в школу помимо воли учителей, и мы сами не замечаем, как оказываемся в плену вязкой педагогической идеологии.
Я имею в виду тихо поощряемый властью собственный культ.

Никто не думал, что такое еще возможно

Вирджиния Кулудон, обозреватель радио «Свобода», собрала в своей передаче «Реформы и партстроительство» (радио «Свобода», 29 мая 2001 года) свидетельства поклонения граждан своему президенту.
Цитируем:
«Литейщики уральского города Куса подготовили оснастку для серийного выпуска чугунных бюстов Владимира Путина. Заводчане уверены, что образ президента – товар ходовой. Недалеко от них, тоже на Урале, мастерицы уже наладили производство ковров с президентским ликом в золотом овале. Споро работают труженики кисти, их стараниями портреты Путина украшают теперь чуть ли не все присутственные места и кабинеты начальства. А в музее славной Магнитки выставлена спецовка, которую надевал президент. А в другом историческом поселении, на Псковщине, есть туристический маршрут “Здесь был Путин”. А питерские первоклашки обучаются по букварю с рассказами о мальчике Володе, который рос, рос и стал президентом».
Справедливости ради надо сказать, что педагогическая инициатива – рассказы о мальчике Володе, который стал президентом, – была одной из первых. Но как пел Владимир Высоцкий по другому поводу – «внимания тогда не обратили». А зря...
И снова Вирджиния Кулудон:
«Творческая фантазия мастеров верноподданнического жанра не знает преград. 7 мая тысячи студентов и школьников пришли к Кремлю славить Владимира Путина по случаю годовщины инаугурации. Никто не думал, что подобные действа еще возможны. Есть ли у общества средства защититься от этой экспансии идолопоклонства?»
У общества – не знаю. У школы – нет.
Накануне Дня независимости особенно остро видится, что Россия пока не стала страной, где гражданин в известной степени не зависит от государства. В массовом сознании государство влияет на все и президент Путин за все отвечает и во все вмешивается.
Может быть, чугунный бюстик Путина – это действительно смешно, но то, что сами рабочие решили сделать такой бюст, то, что они считают это нормальным, – это не смешно. То, что на молодежный митинг на Васильевском спуске приехали сотни, если не тысячи молодых людей, сами не понимая, куда и зачем приехали, – это уже совсем не смешно.
Я уже не раз и не два слышал от высокопоставленных чиновников образования ссылку на личные указания В.Путина по поводу образовательной политики. Вот самая последняя:
– После того как Владимир Владимирович лично в своем послании дал указание разработать государственные образовательные стандарты, всякие споры на эту тему надо прекратить и выполнять указание президента.
Что тут скажешь?
Теперь все будет зависеть от того, что по тому или иному поводу скажет лично Владимир Владимирович?
– А чем плохо, – спросит уставший от неопределенности и разгильдяйства читатель, – и пусть Владимир Владимирович скажет, и пусть будет наконец порядок, пусть все увидят, что у власти сильная рука.
В том-то и дело, что очень скоро все увидят эту самую сильную руку.
Педагогическая атмосфера вокруг школы меняется: все меньше значения придается общественному мнению, все меньше ценится открытость и многообразие, и все сильнее культивируется ценность исполнительства.
Никого не удивит, если завтра поступит распоряжение создавать детско-юношеские организации в школе и вне ее, никого уже не удивляет, как образование «строят» во время выборов, никого не удивляет, что «порядок» в самой системе образования наводится такими же сильными и решительными методами, как и в информационном поле.
Нет, правильно все-таки утверждал лидер классовой борьбы и автор теории пролетарской революции: школа вне политики – это ложь и лицемерие.
Только сдается мне, что школа внутри политики – это не только ложь и лицемерие, но еще и проект будущего общества.
Угадайте – какого?


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru