НА КНИЖНОЙ ЛЕСТНИЦЕ
Николай Недоброво
Милый голос:
Избранные произведения
Томск: Водолей, 2001
Талантливый, незаслуженно забытый лирик
Николай Недоброво (1882–1919) на первый взгляд весь
соткан из черт, заимствованных у других поэтов
Серебряного века. Но это лишь на первый взгляд. У
него был свой подлинный голос, и свидетельством
тому – отзывы мэтров-современников: Ахматовой,
Сологуба, Андрея Белого. При жизни у Недоброво не
вышло ни одного сборника стихов (хотя журнальных
публикаций было множество), попытки друзей поэта
и исследователей его творчества издать
посмертную книгу оказались безуспешны. Так он и
оставался до последнего времени едва ли не
единственным заметным русским стихотворцем
начала века, у которого вообще не было книг.
Первый сборник поэта вышел вдали от столиц, в
Томске, стараниями авторитетного исследователя
поэзии Серебряного века Михаила Кралина. В книгу
вошли стихотворения, по большей части
публикуемые впервые, трагедия в стихах «Юдифь» и
критические статьи.
Современникам Николай Недоброво виделся поэтом
тютчевской складки: писал философические стихи,
в которых строгая лирика переплеталась с
мистическими прозрениями о судьбе России.
Николай Недоброво редко говорил о политике, но в
его убеждениях сквозил некий мессианизм,
восходящий, по-видимому, к славянофилам и
Леонтьеву. Германская война перевернула весь его
внутренний мир: он просился на фронт, но не попал;
неизлечимо страдая чахоткой, он грезил о
Константинополе и предрекал народные мятежи.
Умер в Крыму в роковом для русских поэтов
возрасте – в 37 лет...
«Решительный нос с горбинкой, два крыла широких
«соболиных» бровей над продолговатой узостью
длинных глаз, почти спрятанных в тихое время и
вдруг расширявшихся в открытое голубое сияние…»
По отзывам всех современников, Николай Недоброво
был необыкновенно хорош собой: этакий породистый
аристократ, словно сошедший с полотна Ван Дейка.
В нем было что-то несовременное,
антидекадентское, может быть, поэтому он
сблизился в Царском Селе с Гумилевым и
Комаровским – тонкими ценителями поэтических
ретроспекций. Дружба же с Анной Ахматовой стала
едва ли не главным событием его жизни (у Михаила
Кралина есть специальная статья о
взаимоотношениях двух поэтов). Переписка их,
кстати, не уцелела: Ахматова сама сожгла письма
друга, а в домашнем архиве Недоброво в начале 20-х
похозяйничали неизвестные мародеры… Пропавшие
письма, впрочем, так и не вспыли по сей день. Но
уцелели стихи Недоброво, адресованные Ахматовой:
Как ты звучишь в ответ на все сердца,
Ты душами, раскрывши губы, дышишь,
Ты, в приближеньи каждого лица,
В своей крови свирелей пенье слышишь!
И скольких жизней голосом твоим
Искуплены ничтожество и мука…
Теперь ты знаешь, чем я так томим? –
Ты, для меня не спевшая ни звука.
Последняя строка – явное поэтическое
преувеличение. В действительности Ахматова
посвятила Николаю Недоброво множество стихов. Из
них можно составить небольшую антологию… Очень
ценила Ахматова и статью Недоброво о ней,
напечатанную в «Русской мысли» в военном 1915-м.
Последние строки этой статьи в наши дни стали
почти хрестоматийными: «И вообще ее (Ахматовой. –
А.М.) призвание не в растечении вширь, но в
рассечении пластов, ибо ее орудия – не орудия
землемера, обмеряющего землю и составляющего
опись ее богатым угодьям, но орудие рудокопа,
врезающегося в глубь земли к жилам драгоценных
руд». Сама Ахматова считала эту статью лучшей, и
притом наиболее пророческой из всех написанных о
ней.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|