Тоска по гласному звуку
Из выступления в Институте мировой
литературы
17 апреля 2001 года
Я хочу поделиться сегодня некоторыми
соображениями, которые возникли у меня при
чтении вслух романа А.С.Пушкина “Евгений
Онегин”. Я убежден в том, что написанное, но
непроизнесенное слово утаивает от нас какую-то
необыкновенную большую часть своего смысла.
Написанное слово – это слово остановленное,
материальное, условное. А материя сегодня есть,
завтра ее нет. Дух – есть бесконечность. Звук
образуется вместе с дыханием, поэтому звук – это
всегда жизнь.
Хочу вернуться к одному своему воспоминанию,
ставшему для меня очень важным. В 1989 году в зале
Чайковского был пушкинский вечер, который
организовала воскресная школа храма Большого
Вознесения. Дети читали Пушкина. Руководила ими
очень известная киноактриса Ольга Гобзева, в то
время уже инокиня мать Ольга. Концерт этот был
совершенно сокрушительный по тому впечатлению,
которое он произвел в зале.
Дети читали Пушкина лучше, чем любой самый
профессиональный, самый замечательный артист. И
превосходство их заключалось не в том, что они
читали профессиональнее, а в том, что они читали
точнее то, что написано у Пушкина. И это
производило сильнейшее эмоциональное
впечатление. Выходит мальчик двенадцати лет и
читает монолог патриарха из “Бориса Годунова”
– не больше не меньше. И у меня, и не только у меня,
мурашки бегут по коже и волосы шевелятся, потому
что это точно то, что говорит патриарх. Выходит
девочка лет пяти и читает: “Если жизнь тебя
обманет…” – и весь зал трепещет. Появляется
девочка чуть постарше и читает: “…И меня, с
холста, как с облаков….” – и зал по этим облакам
уже плывет.
Я никогда не слыхал такого наполненного,
духовного прочтения стихов. Потом уже мне
рассказали, что дети получили первые основы
духовного образования. А еще Ольга Гобзева
сказала мне, что он учила детей при чтении стихов
опираться на гласные. Она им объясняла, что
гласный звук – это душа языка. Только после этого
я стал понимать, что меня не устраивает в
обыденной нашей речи. Эта речь, особенно уличная,
молодежная, – она вся на согласных, в ней мало
гласных звуков, они все редуцируются; всё – на
губах, всё вот здесь вот жуется, а не груди, не в
сердце.
Много лет назад я услышал по радио
необыкновенный женский голос и подумал: не
Ермолова ли? Оказалось, что просто Александра
Коллонтай. Но она говорила таким же голосом, как
говорила Ермолова и как, вероятно, очень многие
люди того времени, у которых еще образование
звука совершилось в груди, а не в гортани. Они
воспитывались на просторе под небом, а не под
низкими потолками малогабаритных квартир, где
звук сплющился, из него ушло дыхание вместе со
смыслом.
Вот этот вечер заставил меня о многом задуматься,
многое прояснилось.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|