Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №41/2001

Вторая тетрадь. Школьное дело

Юлия СИЛИНГ

Очень практическая психология

Я работаю психологом...
Опыт, размышления, советы
/Под редакцией И.В.Дубровиной. –
М.: Сфера, 2000

Есть такие области человеческого знания, о которых очень просто писать пустые книжки. Обществоведение, литературоведение, культурология... Болтай себе, коль язык подвешен. Тем приятнее встретить толковую гуманитарную книгу, такую как “Я работаю психологом...” Авторы поставили перед собой непростую задачу: помочь психологам и детского сада, и обычной школы, и частной, и департамента образования – и все это в небольшом пособии.
Думаю, что книга будет интересна и детским психологам, и педагогам, особенно начинающим, и тем, кому в силу географических или иных причин не хватает профессионального общения. Прежде всего потому, что написана она практиками. Каждая глава – это рассказ о конкретных трудностях и наработках. Даже первая, теоретическая, по делу. Например, в разделе “Ум психолога” (2,5 страницы) мы узнаем о различии теоретического и практического типов мышления, о том, как оба они должны сочетаться у практического психолога, о соотношении знаний и интуиции и о роли творческого истолкования симптомов, а также о том, что думали обо всем этом А.П.Чехов, Б.М.Теплов, Л.С.Выготский, Й.Шванцар, К.Роджерс. А в следующем разделе приводится превосходная по своей лаконичности и точности байка о стадиях развития самосознания ребенка:
“Дошкольник: “Я так делаю, потому что так мама сказала”.
Младший школьник: “Я так делаю потому что так сказала Марь Иванна”.
Подросток: “Я так делаю, потому что все ребята так делают”.
Старший школьник: “Я так делаю, потому что сам так считаю”.
Так же кратко и емко определяется в этой главе, что же именно нужно узнать о человеке, если задача – целостное изучение личности, и как создать зону ближайшего развития личности ребенка.
Практические же главы устроены так: сначала вступление, знакомство с автором. Это может быть рассказ о своих первых днях работы, или размышления о роли психолога в данной сфере, или просто постановка задач, рассказ о специфике работы в этой области. Затем то, о чем автору кажется важнее всего сказать. Например, в главе о работе в детском саду много рассказано о запросах родителей к психологу, немного – о запросах воспитателей и подробно о сказкотерапии как наиболее удобном способе работы с дошкольниками. А в главе о работе психолога с детьми, поступающими в школу, читатель прочтет и о вхождении психолога в педагогический коллектив, и об особенностях современных дошкольников, и о том, что такое психологическая готовность к школе, как ее достичь, работая с детьми в группах развития. Описаны конкретные проблемы детей, которые удалось решить в такой группе. Сказано и о профилактике психосоматических заболеваний у детей. Таким образом, каждая глава – рассказ о том, что приходится делать на этом месте и как это удается автору.
Еще одной особенностью этой книги является доверительная, дружеская интонация, простой, почти разговорный язык. Это похоже не на лекцию ученого мужа, а на интересный и продуктивный треп в курилке во время педагогического семинара или психологического тренинга. Такие книги полезно читать тогда, когда кажется, что в одиночку бьешься над чем-нибудь и очень устал.
Вместе с тем пособие обладает одним очень важным достоинством научного издания: к каждой главе прилагается список литературы. Обычно это 8–10 книг, которые помогли автору в описанной работе.
И, наконец, еще один подарок читателям книги “Я работаю психологом”. В конце приведены три конкретные методики.
“Программа развивающих занятий с дошкольниками” – подробное описание системы занятий и развивающих игр, которые помогут выработать у дошкольника навыки общения, развить произвольность, целенаправленное внимание, память, мышление и речь. Особое внимание автор методики А.Д.Андреева уделила подготовке к обучению чтению. Сейчас много пособий по обучению дошкольников чтению, но большая часть их них представляет собой различные комбинации букв, слогов и предложений. А насколько у ребенка развиты мыслительные операции, необходимые для того, чтобы буквы сложились в слова? Этой проблеме и посвящены занятия, предлагаемые А.Д.Андреевой. Они научат ребенка операциям классификации и обобщения, исключению предмета или слова из класса. А также понимать омонимы, воспринимать слово как единицу речи и вычленять его из контекста, соотносить написанное и произнесенное слово.
Программа диагностики психологической готовности детей старшего дошкольного возраста ставит своей целью определение уровня развития произвольности, пространственных представлений, речи, мелкой моторики. Особое внимание – наглядно-образному мышлению, так как именно оно, по данным Д.Б.Эльконина, залог успешного обучения в начальной школе. К каждому заданию – инструкция, описание и схема оценки результатов.
Интересна и предлагаемая Д.В.Лубовским развивающая программа “Индивидуальные стили учебной деятельности школьников”. Она позволяет старшеклассникам определить сильные и слабые стороны своего стиля учебной деятельности и, следуя рекомендациям, успешнее выполнять различные типы школьных заданий. Очень удобно, что основная информация представлена в виде таблицы с разделами “Что легко” и “Что трудно” при данном стиле и столбцами “Вид работы”, “Почему” (легко или трудно) и “Советы”. Отдельно рассматривается работа в классе и дома. Аналогичная таблица приведена и для учителей. Ребята узнают и о различных способах восприятия мира (модальностях), и об особенностях конкретного и абстрактного мышления.
Завершает книгу глава о способах организации консультационного процесса, которая поможет начинающему школьному психологу четко и результативно построить свою работу с учителями. И вместо заключения – отрывок из воспоминаний известного певца Александра Вертинского о своем печальном школьном опыте.
Я – школьный учитель литературы, психолог. Редакция дала мне на рецензию эту книгу. Мне захотелось оставить ее себе.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru