Японские и российские историки
пытаются найти новые подходы к истории России
Новый мир истории России.
Форум японских и российских исследователей /
Под ред. Бордюгова Г., Исии Н., Томита Т.
М.: АИРО-ХХ, 2001
Впервые российская общественность
смогла в таком объеме познакомиться с работами
японских исследователей истории СССР и России.
Сборник посвящен 60-летию одного из крупнейших
японских советологов, Харуки Вада, он cостоит из 18
работ японских авторов (одна из них на украинском
языке), одной корейско-американского автора
(Джона Ю Хе) и 13 российских. Х.Вада, о творчестве
которого рассказывает очерк Нориэ Исии, начинал
как неомарксист. Он и его ученики находятся под
сильным влиянием наших
историков-шестидесятников (из них в сборнике
представлены Г.Адибеков, В.Данилов и Л.Захарова).
Однако крах советской цивилизации заставил
многих японских историков более осторожно
подходить к оценке марксистского учения.
Круг тем, представленных в сборнике, – от
судебной реформы 1864 года и истории
взаимоотношений Тараса Шевченко и властей
Российской империи до роли русских корейцев в
гражданской войне на Дальнем Востоке и попытки
реформы Коминформа в начале 50-х годов. Как
отмечается в предисловии, юбиляру свойственны
«совестливость, колоссальная работоспособность,
глубокая порядочность, научная честность,
скромность». В работах же его учеников
просматривается стремление оценивать
российскую и советскую историю в контексте
последнего десятилетия демократических реформ.
По мнению Кимитака Мацузато, русские крестьяне –
в одном лице «индивидуальные коллективисты» и
«коллективные индивидуалисты», а потому рынок
могут войти лишь «всем миром». Он утверждает, что
«ирония столыпинской реформы повторяется:
переход русского сельского хозяйства к рынку
инициируется не удачей фермеров, а быстрым
расширением подсобных хозяйств у «общинников»
(т. е. членов коллективных хозяйств). Коллективные
хозяйства помогают подсобным хозяйствам
предоставлением энергоносителей, строительных
материалов, технической помощи и т. д. (правда,
нередко вместо задержанных зарплат)». Между тем в
действительности данная схема развития
сельского хозяйства в современной России имеет с
рынком очень мало общего, поскольку на большей
части территории страны расширение подсобных
хозяйств на практике означает переход к
натуральному хозяйству и должно лишь обеспечить
крестьянам физическое выживание. Как кажется,
японские специалисты находятся под влиянием
теории Виктора Данилова о «врастании» колхозов в
рынок. Последний представлен в сборнике очень
интересной статьей о том, как обсуждались
аграрные проблемы в эпоху перестройки. Данилов
полагает, что реформа могла бы претворяться в
жизнь при условии «предоставления подлинного
самоуправления трудовым коллективам работников
сельского хозяйства» и «организации обратной
миграции из города в деревню той части населения,
которая не утратила реального интереса к
сельскохозяйственному труду». Однако на Западе
индивидуальное хозяйство рентабельно в среднем
при площади не менее 80 га, а по отношению к этой
норме избыточно даже нынешнее российское
аграрное население, которое нет никакого смысла
увеличивать.
Очень интересная статья Марины Фукс об
американо-советском сотрудничестве на Дальнем
Востоке в начале 20-х годов. Оказывается, стремясь
не допустить усиления Японии в дальневосточном
регионе, американская сторона, заинтересованная
в выводе японских войск из Владивостока, щедро
делилась с Москвой сведениями собственной
разведки, читавшей японские дипломатические
коды. Заслуживает внимания также статья Масанори
Сато об А.А.Богданове в плане теории «нового
человека». Японский исследователь справедливо
считает, что взгляды создателя «Пролеткульта»
вряд ли могут быть сведены к ортодоксальному
марксизму ленинского образца. Богданов
«стремился при помощи художественных образов,
символов и ритмов оказать непосредственное
воздействие на чувства и телесные ощущения
человека как средство создания
коллективистского человека». А вот мнение Сато,
будто «между русским космизмом и большевизмом
существует некоторая органическая связь» и что
«большевизм примыкает к течению русского
космизма», вряд ли правильно. И марксизм, и учение
Федорова, равно как и учение Фрейда благодаря
своей нефальсифицируемости универсальны и
способны объяснить в своих терминах любое
явление, что и ведет к их кажущемуся сходству.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|