Маурицио и Ребекка УАЙЛЬД,
Эквадор
Дети могут научиться делать только
то,
что им хочется!
Школа Песталоцци в вопросах и ответах
Можно сказать, что Ребекка и Маурицио
Уайльд – наши старые друзья. Мы писали об этих
замечательных учителях из Эквадора в декабре
прошлого года («ПС» № 96). Тогда нам показалось,
что более точным было бы назвать их школу школой
для ребенка – так тонко понимают они детскую
жизнь и умеют воплощать в жизнь самые заветные
мечты ребятишек. Сегодня – новая встреча.
Российские учителя задают вопросы, а эквадорские
– отвечают. И не исключено, что наша заочная
встреча превратится в настоящую: ведь Ребекка и
Маурицио собираются в будущем году приехать в
Россию.
Какова роль учителя в начальной и средней
школах Песталоцци?
Ученики начальной школы очень заинтересованы в
активном опыте: как можно сделать что-то. Ученики
средней школы уже интересуются, как это что-то
работает. Они оценивают, что хорошо, что плохо, и
при этом становятся философами. Поэтому учитель
в начальной школе поддерживает активный опыт
ребенка, но не дает ему готовых решений, если тот,
действуя, столкнулся с проблемой. А в средней
школе учитель помогает ребенку в приобретении
большого, порой затруднительного опыта, через
который проходят дети и подростки, но при этом не
объясняет, что правильно, а что нет. Ученики
должны получить понимание этого сами.
Значение слова “учитель” может ввести в
заблуждение. Мы убеждены в том, что никто ничему
научить не может. Предположим, что я фермер. Если
я хочу вырастить урожай, я подготовлю для него
почву – среду для семян. Я не буду объяснять
семенам, что им нужно делать, они сами это
прекрасно знают. То же самое и в нашей школе.
Основная забота и ответственность учителя
направлена на сохранение этой среды – почвы, в
которой обитают наши дети, а не на самих детей.
Большая ответственность учителя в том, чтобы он
фиксировал деятельность каждого ученика. Мы
обсуждаем действия ребенка с учителями и
родителями.
Многие задают вопросы о дисциплине и поведении.
Мы считаем, что нет ни взрослых, ни детей, которые,
находясь в здравом уме и нормальном
самочувствии, вели бы себя неадекватно. Проблема
настроения, дисциплины и нормального поведения
является проблемой здоровья. Мы должны
заботиться о том, чтобы лучше изучить детей и
поддерживать в них хорошее состояние духа. И мы
свято в это верим.
Почему дети, которые учатся у других учителей, не
принимаются в вашу школу? Не потому ли, что это
создает путаницу у детей?
Программа нашей средней школы в том, что дети
должны сами определить, чем им хотелось бы
заниматься: “Я хочу окончить школу и пойти
работать туда-то. А это то, чем я буду заниматься
дальше”. В своей практике мы сталкивались с
детьми, которые не могут сами принимать решения,
им хочется, чтобы кто-то подсказал им, что делать.
Наш подход в том, чтобы не быть советчиками со
стороны. И для нас та точка отсчета, когда дети
начинают сами принимать решения, является
переломной.
Не могли бы вы привести пример какой-либо
деятельности, которую бы вы не разрешили в своей
школе?
Например, уроки музыки, плавание, футбол, карате,
теннис. Не знаю, понимаете ли вы, что такие виды
деятельности являются основными видами
сенсорно-моторной деятельности, контролируемой
взрослым снаружи. А мы считаем, что основные виды
сенсорно-моторной деятельности должны
управляться ребенком изнутри.
У нас учился ребенок, отец которого хотел, чтобы
его сын стал известным спортсменом. Поэтому уже в
четыре года его сын брал уроки плавания. В нашей
школе детям предоставляется возможность
посещать уроки плавания по желанию. С самого
начала своего появления в бассейне мальчик стал
хвастаться. Он хорошо плавал, и дети завидовали
ему, потому что не умели плавать, а могли только
играть в воде. Весь учебный год этот маленький
мальчик просидел на краю бассейна, свесив в него
ноги, и равнодушно наблюдал, как играют дети. Он
не мог играть с детьми в воде, потому что тренер
по плаванию не научил его играть. Для нас этот
пример был очень впечатляющим. Мы никогда не
говорим детям, что делать, наша философия
заключается в том, что дети должны исходить из
своих желаний.
Вот другой пример. Моя жена – неплохой музыкант.
Она предоставляет детям возможность получить
опыт в этой области и позволяет им проявлять
инициативу. Проблемы появляются, как только дети
начинают проявлять интерес к музыке. Родители в
восторге, и они незамедлительно отправляют их
учиться музыке. Обычно через месяц желание
заниматься у ребенка пропадает навсегда. Уроки
музыки в этом возрасте могут привести к
приобретению хорошей техники, но не к развитию
таланта. Мы же не хотим обучать детей какой-либо
технике. Дети сами должны решать, что им делать.
Что, если дети отказываются учиться читать и
писать? Может ли случиться так, что они не будут
уметь читать и писать к 17 годам?
Нет. Если человек не находится в состоянии
постоянного стресса или не лишен рассудка, то ему
должно быть все интересно. А если ребенок не
интересуется тем, что происходит вокруг него, то
с ним происходит что-то неладное. В таком случае
мы пытаемся выяснить, в чем причина, не
устанавливая диагноза. В основном мы пытаемся
вернуться к двум самым важным для нас вопросам:
любят ли ребенка его родители? уважают ли они его?
Если ответы отрицательные, мы начинаем с
уважения. Все переживаемые чувства, когда
ребенок нелюбим или неуважаем, вследствие
сенсорно-моторного взаимодействия со средой,
организмом воспринимаются очень болезненно.
Дети находятся в состоянии напряжения и сильно
страдают. Чтобы облегчить такое состояние, нужно
научить этих детей плакать. Плач снимает все
негативные переживания. В таком же направлении
мы работаем и с родителями. Детям нужно получать
постоянную поддержку со стороны родителей.
Страдающие дети не могут сами принимать решения:
чтобы принимать решения, нужно отчетливо
понимать, чего ты хочешь. Если ребенок переживает
такие страдания, то ему не хочется думать о них,
так как автоматически у него появляется страх
боли. Поэтому и нет желания заглянуть в себя,
разобраться в себе, и тогда ребенку становится
скучно. Поэтому, если мы наблюдаем скучающего
ребенка и если он спрашивает нас, чем ему
заняться, мы понимаем, что это признаки большого
внутреннего страдания. Такой ребенок нуждается в
нашей помощи.
Чтобы избавиться от этих страданий, нужно
вывести наружу энергию, связанную с этой болью,
помочь найти ей выход через плач и избавиться от
нее.
У нас особое отношение к чтению и письму. Сначала
нужно познакомиться с разными элементами:
буквами, звуками, порядком букв в слове,
чередованием звуков, прежде чем научиться читать
и писать. Все это связано с сенсорно-моторной
деятельностью. Для детей в 5–7-летнем возрасте
это очень интересно. Но из этого автоматически не
следует, что у них есть интерес к чтению; они
только приобретают сенсорно-моторные навыки.
Если мы неправильно истолковываем этот интерес и
пытаемся, чтобы они пользовались процессом
чтения как инструментом погружения в мысли или
общения, тогда мы получим неадекватный
результат. Именно поэтому в нашей
подготовительной школе дети свободно играют с
основными элементами чтения и письма, но при этом
их не заставляют читать и писать. Если им хочется
читать, то они читают, но только для того, чтобы
получить сенсорно-моторные навыки.
В начальной школе у нас собрано много учебного
материала для того, чтобы ребенок мог постепенно
войти в мир чтения и письма, находясь в своем
собственном пространстве и темпе. В 8-летнем
возрасте ребенок сильно мотивирован, чтобы
играть со значением слов. Примерно к 10–11 годам
они овладевают чтением и письмом окончательно и
с этого времени занимаются чтением и письмом с
удовольствием. Они даже осуждают между собой тех
мальчиков и девочек, которые не любят этого
делать.
Я знаю, что некоторые дети уже в 4–5 лет очень
хотят научиться читать, без какого-либо
воздействия со стороны взрослых. Так было и со
мной: я начал читать в раннем возрасте и перестал
к 11–12 годам. И это противоречит тому, о чем
говорите вы.
Давайте рассмотрим обстоятельства, которые
могли бы привести к такому положению вещей.
Прежде всего дети могут перестать делать что
угодно, но они не могут перестать хотеть быть
любимыми. Реальной их потребностью, которую они
постоянно демонстрируют, является игра с водой и
землей. Ребенок приходит домой мокрый и грязный,
чему очень огорчается его мама. Опыт, который
получает ребенок, заключается в следующем: “Если
я прихожу мокрый и грязный, то мама меня не любит,
а я хочу быть любимым”. Примерно в этот же период,
когда ребенок приобретает такой опыт, он
начинает интересоваться буквами и играть с ними.
Мама одобряет эти занятия и говорит ему: “Какой
ты молодец!” Именно из-за того, что ребенок хочет,
чтобы его любили всегда, он может отказаться от
своих реальных потребностей. У нас были дети,
которых любили родители, но не очень уважительно
к ним относились. Я всегда вспоминаю по этому
случаю мальчика, который умел читать в 5-летнем
возрасте, но в то же время у него был недостаток в
моторных способностях, он был чрезмерно возбудим
и, как следствие, мастурбировал 5–6 раз за утро. Мы
рекомендовали родителям лимитировать его в
чтении и уважительно относиться к его
двигательной независимости и деятельности, а не
решать за него сенсорно-моторные проблемы,
поддерживать его и успокаивать, когда он начнет
плакать. В конце концов мы разрешили ему читать
не более одного часа в день. Сейчас ему 12 лет, он
сильно изменился, и его мама поражается тому,
насколько он стал более спокойным, собранным,
рассудительным и способным. Он смог догнать
сверстников в своем сенсорно-моторном развитии и
перестал мастурбировать.
Я не хочу сказать, что дети не в состоянии
научиться читать и писать до определенного
возраста, конечно, они могут, но я не уверен, что
это хорошо. Обычно это не является их настоящей
потребностью на данной стадии развития с
психологической точки зрения.
Мы осознаем, что если организм получает
неадекватные, не совпадающие с генетической
программой на данной стадии развития
переживания, то душевные страдания ребенка
воздействуют на физическое состояние его тела, и
оно начинает вырабатывать вещества, подобные
наркотикам. “Я страдаю, мне нужны наркотики, и я
вырабатываю их сам. И если позже у меня
появляется доступ к наркотикам, я чувствую себя
прекрасно, я расслабляюсь, и мне не нужно
производить наркотики самому, я постепенно
привыкаю к наркотикам извне”.
И если мы в состоянии уберечь наших детей от
неадекватных впечатлений, помочь им избавиться
от душевных страданий, заставив их плакать, то, я
думаю, мы косвенно сможем подойти к решению
проблемы наркомании. Для меня раннее чтение
является одной из причин переживания душевных
страданий. В этом заключается наша точка зрения,
и наш опыт подтверждает эту точку зрения.
Если мы действительно готовы признать тот факт,
что образование является результатом
полученного опыта, то мы с опасением должны
относиться к процессам, идущим в обычной школе.
Мы посылаем детей в обычную школу, потому что
хотим, чтобы они обучились разным предметам.
Мнение, что только в школе можно чему-нибудь
научиться, ошибочно. Дети усваивают в обычной
школе, что им нужен кто-то, чтобы научил их
чему-то. И это тоже неверно. Возможно, у них
появляется мысль: “Чтобы учиться, я должен
делать то, что мне не нравится”. Иными словами,
отрицательные побочные эффекты формируются в
обычной общеобразовательной школе, что, с моей
точки зрения, является губительным по сравнению
с получением собственного опыта и понимания, на
чем основывается наш подход к ребенку в школе
Песталоцци.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|