Сможет ли школа избавиться от
стрессов?
30–31 мая в Министерстве образования
прошла межрегиональная конференция
«Воспитываем здоровое поколение»
Школа в последнее время часто оперирует
цифрами, кричащими о нездоровье подрастающего
поколения. Да, экологическая обстановка тяжелая,
у многих детей неблагоприятное социальное
положение, значительная часть родителей имеют
вредные для здоровья привычки. И все эти причины,
ухудшающие здоровье детей, учитель не может
устранить. Но важно, что школа и сама является
причиной до 40% всех факторов, ухудшающих условия
существования детей.
Исследования Института возрастной физиологии
позволили выделить школьные факторы риска. Это
стрессовая педагогическая тактика,
интенсификация учебного процесса,
несоответствие методик и технологий обучения
возрастным и функциональным возможностям детей,
нерациональная организация учебной
деятельности, отсутствие работы по формированию
здорового образа жизни.
Стресс стал почти основой традиционной методики
обучения. По данным Института возрастной
физиологии, в школу приходят около 20% детей с
нарушениями психического здоровья пограничного
характера, а уже к концу первого класса их
оказывается 60–70%.
Одна из главных причин стресса у детей – это
цейтнот. Недостаток времени связан как с
высокими и все возрастающими нагрузками, так и с
технологией обучения, когда успешность
связывается не с качественными, а со скоростными
характеристиками деятельности. Например,
форсирование темпов письма и чтения только
тормозит развитие этих навыков и нарушает их
психофизиологическую структуру. Так, при чтении
быстрее 80–90 слов в минуту часть информации
просто не воспринимается, а у первоклассников
продолжают проверять скорость чтения и
требовать ее выше этой нормы.
Не соответствует возрастным физиологическим
возможностям ребенка и методика обучения
безотрывному письму, которая требует
нецелесообразных движений и искусственно
создает гипоксию кисти.
Продолжается и интенсификация учебного
процесса. Обходя СанПиНы, школа продолжает
наращивать учебные часы, и в основной школе
рабочий день школьника с учетом времени на
выполнение домашних заданий не меньше 9–12 часов.
Есть и второй, скрытый вариант интенсификации:
уменьшение учебных часов на образовательную
область при сохранении или даже увеличении
учебного материала. Так, в начальной школе на 49%
сократилось количество часов на образовательную
область филологии и на 62% – на математику. Но ни
один человек, знакомый с программами
традиционного и развивающего обучения, не
скажет, что за последние 50 лет сократилось
содержание или уменьшился объем учебного
материала! Отсюда интенсификация, утомление и
переутомление, невозможность учесть
индивидуальные особенности детей, организовать
щадящий режим для детей с отклонениями в
состоянии здоровья, а их более 80%. Отсюда и
стремление отобрать в первый класс лишь
способных детей, а из вполне нормальных и
обучаемых, но требующих дополнительного
внимания и дополнительного времени –
организовать классы коррекции.
Учебная нагрузка с 1946 по 1997 год возросла вдвое.
Что остается ребенку? Он бессознательно выбирает
из двух зол: один жертвует учебой, а мы говорим:
ленится, не старается, не хочет учиться; другой
жертвует здоровьем. Третьего выхода мы не
оставляем.
По данным обследований, проведенных в 1953 году,
гуляли на свежем воздухе ежедневно только 37%
детей. И тогда по этому поводу били тревогу. По
данным начала 90-х, у детей оставалось для гулянья
полчаса в день, то есть не гулял практически
никто. Ни один ребенок в начальной школе не спит
положенные ему 10–11 часов.
Если глобально улучшить экологию, уменьшить
социальное напряжение школе не под силу, то по
крайней мере снизить отрицательное влияние
школы на здоровье учеников – это вполне реальная
задача. Для этого надо обеспечить адекватные
потребностям ребенка условия, предъявлять к нему
адекватные требования, подготавливать и
переподготавливать учителей, чтобы они овладели
адекватными методиками и технологиями.
На конференции обсуждалась и еще одна вполне
реальная задача школы по воспитанию здорового
поколения – формирование культуры здорового
образа жизни. Для этого не нужен дополнительный
предмет в школе. Так, например, специалистами
Института возрастной физиологии разработан
модуль, состоящий из 15 занятий, – «Разговор о
правильном питании». Эта программа
предназначена для детей 6–8 лет, пройти ее можно
за три месяца, а можно растянуть на два года, как
удобно учителю. Четыре года назад ее начинали
апробировать 120 школ в Москве, а в этом учебном
году в работе программы приняли участие пять
тысяч педагогов и 120 тысяч детей из 17 регионов
России.
Этот блок учителя включали по своему выбору в
природоведение, естествознание, кто-то
использовал во внеклассной работе или в работе
групп продленного дня. В некоторых регионах
программу взяли на вооружение в детских садах.
Важно, что программа предлагает не теоретический
материал, а адекватную возрасту деятельность –
интересную и познавательную, к которой
привлечены и родители.
Игра позволяет закрепить у ребенка правильные и
полезные схемы поведения.
Начавшаяся реформа образования впервые здоровье
детей вынесла в основные цели преобразований.
Подготовлен и блок психофизиологического
сопровождения эксперимента. Если он не
потеряется, то можно надеяться, что школа не
только перестанет быть фактором, ухудшающим
здоровье детей, но и станет способствовать его
улучшению.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|