Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №41/2001

Вторая тетрадь. Школьное дело

Людмила РЫБИНА

Сможет ли школа избавиться от стрессов?

30–31 мая в Министерстве образования
прошла межрегиональная конференция
«Воспитываем здоровое поколение»

Школа в последнее время часто оперирует цифрами, кричащими о нездоровье подрастающего поколения. Да, экологическая обстановка тяжелая, у многих детей неблагоприятное социальное положение, значительная часть родителей имеют вредные для здоровья привычки. И все эти причины, ухудшающие здоровье детей, учитель не может устранить. Но важно, что школа и сама является причиной до 40% всех факторов, ухудшающих условия существования детей.
Исследования Института возрастной физиологии позволили выделить школьные факторы риска. Это стрессовая педагогическая тактика, интенсификация учебного процесса, несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям детей, нерациональная организация учебной деятельности, отсутствие работы по формированию здорового образа жизни.
Стресс стал почти основой традиционной методики обучения. По данным Института возрастной физиологии, в школу приходят около 20% детей с нарушениями психического здоровья пограничного характера, а уже к концу первого класса их оказывается 60–70%.
Одна из главных причин стресса у детей – это цейтнот. Недостаток времени связан как с высокими и все возрастающими нагрузками, так и с технологией обучения, когда успешность связывается не с качественными, а со скоростными характеристиками деятельности. Например, форсирование темпов письма и чтения только тормозит развитие этих навыков и нарушает их психофизиологическую структуру. Так, при чтении быстрее 80–90 слов в минуту часть информации просто не воспринимается, а у первоклассников продолжают проверять скорость чтения и требовать ее выше этой нормы.
Не соответствует возрастным физиологическим возможностям ребенка и методика обучения безотрывному письму, которая требует нецелесообразных движений и искусственно создает гипоксию кисти.
Продолжается и интенсификация учебного процесса. Обходя СанПиНы, школа продолжает наращивать учебные часы, и в основной школе рабочий день школьника с учетом времени на выполнение домашних заданий не меньше 9–12 часов.
Есть и второй, скрытый вариант интенсификации: уменьшение учебных часов на образовательную область при сохранении или даже увеличении учебного материала. Так, в начальной школе на 49% сократилось количество часов на образовательную область филологии и на 62% – на математику. Но ни один человек, знакомый с программами традиционного и развивающего обучения, не скажет, что за последние 50 лет сократилось содержание или уменьшился объем учебного материала! Отсюда интенсификация, утомление и переутомление, невозможность учесть индивидуальные особенности детей, организовать щадящий режим для детей с отклонениями в состоянии здоровья, а их более 80%. Отсюда и стремление отобрать в первый класс лишь способных детей, а из вполне нормальных и обучаемых, но требующих дополнительного внимания и дополнительного времени – организовать классы коррекции.
Учебная нагрузка с 1946 по 1997 год возросла вдвое.
Что остается ребенку? Он бессознательно выбирает из двух зол: один жертвует учебой, а мы говорим: ленится, не старается, не хочет учиться; другой жертвует здоровьем. Третьего выхода мы не оставляем.
По данным обследований, проведенных в 1953 году, гуляли на свежем воздухе ежедневно только 37% детей. И тогда по этому поводу били тревогу. По данным начала 90-х, у детей оставалось для гулянья полчаса в день, то есть не гулял практически никто. Ни один ребенок в начальной школе не спит положенные ему 10–11 часов.
Если глобально улучшить экологию, уменьшить социальное напряжение школе не под силу, то по крайней мере снизить отрицательное влияние школы на здоровье учеников – это вполне реальная задача. Для этого надо обеспечить адекватные потребностям ребенка условия, предъявлять к нему адекватные требования, подготавливать и переподготавливать учителей, чтобы они овладели адекватными методиками и технологиями.
На конференции обсуждалась и еще одна вполне реальная задача школы по воспитанию здорового поколения – формирование культуры здорового образа жизни. Для этого не нужен дополнительный предмет в школе. Так, например, специалистами Института возрастной физиологии разработан модуль, состоящий из 15 занятий, – «Разговор о правильном питании». Эта программа предназначена для детей 6–8 лет, пройти ее можно за три месяца, а можно растянуть на два года, как удобно учителю. Четыре года назад ее начинали апробировать 120 школ в Москве, а в этом учебном году в работе программы приняли участие пять тысяч педагогов и 120 тысяч детей из 17 регионов России.
Этот блок учителя включали по своему выбору в природоведение, естествознание, кто-то использовал во внеклассной работе или в работе групп продленного дня. В некоторых регионах программу взяли на вооружение в детских садах.
Важно, что программа предлагает не теоретический материал, а адекватную возрасту деятельность – интересную и познавательную, к которой привлечены и родители.
Игра позволяет закрепить у ребенка правильные и полезные схемы поведения.
Начавшаяся реформа образования впервые здоровье детей вынесла в основные цели преобразований. Подготовлен и блок психофизиологического сопровождения эксперимента. Если он не потеряется, то можно надеяться, что школа не только перестанет быть фактором, ухудшающим здоровье детей, но и станет способствовать его улучшению.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru