Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №40/2001

Вторая тетрадь. Школьное дело

ПЛЮС-МИНУС ТВ

Александр АВДЕЕНКО

Тайна несостоявшейся встречи

Вот уже год, как не стало Олега Ефремова...

Во МХАТе по этому печальному случаю состоялся вечер памяти незабвенного мастера. Со сцены выступали люди, разделившие с Олегом Николаевичем десятилетия театральной судьбы, даже если не пришлось работать в одном театре. И все они замечательно говорили, что не всегда, увы, случается в дни празднеств и горя, но тут было особое обстоятельство. Прежде всего на сцене присутствовал сам Ефремов. На огромном экране, размещенном во всю ширь и высь задней кулисы, в течение всего вечера он держал речь перед публикой, уступая время от времени место уже на авансцене своим товарищам по ремеслу. Когда-то этот монолог, а точнее, размышления на самые разные темы, в пору доброго здравия мастера счастливо был записан на видеокамеру, теперь со временем обрел поразительные свойства и документа, стенографически точного, и неуловимого акта искусства. Ибо размышление ведь тоже искусство, особенно если оно принадлежит такой личности, какой был Ефремов.
На фоне его и впрямь живого портрета нельзя было не подхватить то, что называется актерским или режиссерским посылом, то есть ответить с такой же искренностью и живостью на искренние и мудрые размышления мастера. Оттого и нашлись незаемные слова у всех, кто говорил о Ефремове или продолжал начатую им мысль. Потом, в выпусках новостей, можно было увидеть небольшие фрагменты мхатовского вечера, но мозаичные соединения фраз и лиц выступавших были обычным телевизионным видеорядом, хроникальным отчетом о прошедшем событии.
Во мхатовском же зале это было торжеством телевизионного крупного плана, когда сошлись в одном слитном союзе две магии – электронной записи и живого слова.
Не знаю, так ли все это смотрелось бы на домашнем экране, мы что греха таить, неусидчивые зрители, любим попрыгать по программам, поболтать по ходу дела, плюс еще перерывы на чаепития и телефонные переговоры, но вот что такое большой телеэкран (и не только в размерах дело), вдруг с неожиданной мощью продемонстрировал ефремовский вечер во МХАТе. Когда экран вместителен, как сама жизнь.
В эти же дни, чуть раньше, в который уж бессчетный раз шли по одной из программ “Три тополя на Плющихе”, фильм смотренный-пересмотренный, слезами печали омытый и комком в горле прерываемый. Да, бесподобно правдивые и естественные актеры, да, вдруг возникшие неведомые их героям чувства. Но еще и нравственная чистота простого как воздух сюжета и невыразимое таинство несостоявшейся встречи, которая и не могла состояться у этих людей и в этом фильме. Именно о нравственности больше всего говорил в своем долгом телевизионном интервью-размышлении Олег Ефремов. О том, что этот постулат искусства, отечественного в особенности, не заменишь ни на какие внешние побрякушки. Разумеется, имел он в виду не мещанскую мораль и не пуританские строгости. Нравственное отношение к жизни для него – это цельная и емкая философия – творчества, отношений внутри театра, с сильными мира сего, в споре между правдой и ложью, в понимании и защите тех, кому живется несладко. И в отношении к своим героям, конечно. Поди сыграй, как он, десятки незабываемых ролей, если нет в душе сострадания, боли и любви.
Жаль, но только в старых фильмах и увидишь теперь чувства, похожие на человеческие. Как будто сегодня люди разучились всему этому, приобретя взамен лишь умение стрелять, покупать любовь и прокручивать несметные деньги. Подождите, придет время, и кто-нибудь снимет ремейк на тему “Трех тополей на Плющихе”, устроив-таки несостоявшуюся встречу. Лихой пейзанки и крутого водилы, у которых все получится. А впрочем, фильмов таких на нашем телеэкране хоть пруд пруди – выбирай, не хочу.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru