В ЗАСТЕНКАХ СТАРЫХ ОБИД
Наташа ШАРОВА, студентка журфака
Переходящий приз
У меня счастливая жизнь. Наверное,
потому, что учителя обижали меня чаще родителей и
ровесников.
Иногда мне казалось, что учитель чувствует себя
королем чужих знаний и судеб, детектором
искренности и директором обид и побед. Больно ли
ему думать о все накапливающемся детском
недоверии, в появлении которого он сам, очевидно,
виновен?
И тогда становилось сложно любить и прощать.
Кукла Света в коричневом комбинезоне
Я в
детском саду. На шкафу с игрушками появились
глазастые пластмассовые куклы. Воспитательница
раздала их родителям, чтобы те сшили маленьким
людям красивую одежду. Нашу куклу я назвала
Светой – у нее были светлые вьющиеся волосы и
пухлые ручки, у меня уже была похожая на нее Катя.
Мама связала «новенькой» коричневый комбинезон.
Я не помню, когда мы отдали Свету в детский сад.
Однажды я заметила нарядную Свету на шкафу, и мне
захотелось в нее немножко поиграть. Я сняла ее с
полки, и началось что-то невообразимо страшное...
Куклу отобрали сразу, я плакала и кричала, меня
тащили за руку по полу сквозь огромную комнату
для игр, где огромными глазами смотрели дети,
кинули в туалете и заперли там.
Почему воспитатели в детском саду такие
жестокие? Они хотят сделать из нас суровых,
равнодушных и не знающих предпочтений борцов за
независимость?
Верить в победу нельзя?
С пяти лет я рисовала в художественной
студии, потом, постарше, перешла в архитектурную,
и одну из моих работ взяли на выставку в Дом
архитектора. Чудесно! Около тысячи рисунков
детей России и стран СНГ.
Зашелестели изображения экзотических животных и
птиц, зашептали рисунками многоглавых и пестрых
церквей и соборов, заспорили и закричали
архитектурные проекты: стеклянный дом-куб на
Манежной площади, дом-гриб, дом-корабль и
дом-мост. Мы ходили по выставке, обсуждали
понравившиеся рисунки; наш учитель объяснял
типичные ошибки, хвалил верно найденные
соотношения форм, удачную цветовую гамму.
Среди других картин висела и моя. У меня был
проект музея Александра Грина – мне нравилась
атмосфера тайны и задумчивой мечтательности.
Музей располагался в маяке, который, в свою
очередь, был в форме свечи и стоял на скале около
воды. Он должен был стать домом романтиков,
местом встреч друзей. Они сидели бы за круглым
столом при свечах и говорили бы о мире. Вокруг все
окутано туманом, темное небо, мутная вода,
непогода и отчаяние, а у них есть уверенность в
дружбе и надежда...
На стене около правого верхнего угла моего
рисунка висел флажок – символ будущей победы,
как я узнала от моего учителя. Вечером он мне
позвонил и сказал, что завтра нужно ехать за
призом. Заодно он попросил меня взять призы
других детей, которые тоже выиграли, но заболели
и явиться не могли.
На следующий день я приехала в Дом архитектора.
Торжественное действо еще не начиналось: в
главном зале все толпились около стола с
фотографиями призовых работ, ища рисунки своих
групп. Я была единственным ребенком, окруженным
взрослыми руководителями изостудий. Меня
попросили найти какие-то фотографии, разложить
их по папкам, потом еще что-то...
Мне захотелось найти фотографию своей работы. Я
ее нашла, но она была какая-то странная: на ней
было два рисунка – музей Грина и еще один сверху.
Флажок висел у верхнего правого угла моего маяка.
Я поняла. Грамота предназначалась хозяину
верхней работы.
Все бросить, уйти. Суетящиеся руководители
изостудий никогда ничего не заметят и не поймут.
Прочь, прочь из темного зала с красными откидными
креслами.
...Шел дождь, сумрачно, нет зонтика, противна
прошлая радость, верить в победы нельзя. Люди
торопятся, смешные, обходят лужи, где отражаются
их дома. Ваш уют виден в луже.
...Мама возмутилась. Она звонила учителю,
спрашивала, как такое могло произойти. Да,
награжденный мальчик – внук известного
архитектора. Наверное, в последний момент
переиграли. Если бы мама была на месте моего
учителя, то она добилась бы, чтобы обиженной
девочке тоже дали грамоту. Или сама купила бы ей
какую-нибудь книгу.
...Мой учитель на меня обиделся. Я не исполнила его
поручения – не взяла грамоты и призы для других
детей. В том числе и тот приз, который мог бы быть
моим. Мучительно быть рабой коллектива!
...Мама сказала: «Что, будешь слезы глотать и
принимать за других их награды?»
Я не видела конкретных виновников печали. Мне
дали иллюзию победы, а потом ее отняли. С кем не
случается?..
Но разве не прекрасно: снаружи – ночь, буря,
холодный ветер, а внутри – друзья, радость и
возможность победы.
Мелочь, не достойная внимания
Помню, я
посетила дворец (бывший – пионеров и нынешний –
творчества детей и юношества) и присутствовала
на традиционном празднике «Неделя детской
книги». Для гостей дома, ставшего дворцом, была
организована викторина, которая предполагала
получение призов. Я познакомилась с
преподавателем лингвистического кружка Ириной
Викторовной Дубчак и ее ученицами Олесей и Дашей.
Мы представляли собой маленькую команду, которая
контрастировала с бригадами-великанами,
состоявшими из учеников какого-либо класса.
Выигравших детей оказалось больше, чем призов.
Нам, например, их не досталось. Солидные и сияющие
организаторы праздника посоветовали обратиться
в библиотеку. Там Ирине Викторовне по-советски
нагрубили. Самые несчастные – всегда почему-то
библиотекари, их горе должно оправдывать
хамство.
Мы, раздосадованные, спустились в фойе – там всем
раздавали старые номера «Пионерской правды» и
«Клепы», надо было только предъявить билет. Яркие
подарки кое-как компенсировали те обещанные, но
отнятые новые сладкие книги в твердых гладких
обложках.
Мы проходили мимо группы дискутирующих
школьников. Они выражали протест своей
учительнице – по их мнению, та несправедливо
распределяла призы. «Оля не вела себя активно!» –
боролась высокая тетенька.
Другие дети мне пожаловались, что их честно
выигранные книги учительница отобрала и
собирается отдать в школьную библиотеку.
Вероятно, она любит свою школу. Конечно, все
делает ради нее. Я в детстве любила
накопительские игры: строила дом, ходила на
работу, покупала утварь и одежду. А железная
учительница таким же образом играет в школу.
Неудовольствие одного ребенка из двадцати –
мелочь, не достойная внимания? Не люблю тех, кто
мыслит статистикой.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|