ЕДИНЫЙ ЭКЗАМЕН
Ректоры пока не получили ответы на
свои вопросы
Каким образом будет договариваться
Министерство образования со строптивыми вузами,
покажет время
Было бы странным, если бы на решение
Министерства образования о проведении
эксперимента по единому государственному
экзамену не появилось реакции со стороны
ректоров. Условно «оппозицию» можно разбить на
два лагеря: более покладистые региональные вузы
и менее сговорчивые – из Москвы и Петербурга.
Главным оппонентом Министерству образования
сегодня выступает Виктор Садовничий, ректор
Московского государственного университета и
председатель российского Союза ректоров. 25 мая в
Санкт-Петербурге состоялся очередной съезд
Союза ректоров, где Виктор Антонович вновь
высказался по поводу эксперимента по ЕГЭ. Как и
предполагалось, выступление ректора не осталось
незамеченным министром образования
В.Филипповым.
Виктор
Садовничий:
– Школы и вузы не могут существовать по единому
стандарту, и если мы учим студентов, значит, нам и
решать, кого брать к себе на учебу. Не надо всех
чесать под одну гребенку.
Владимир
Филиппов:
– Столичные вузы существуют не только для тех,
кто живет в этих городах. Через два года, когда
система единого экзамена будет отработана в
регионах, мы внедрим ее в Москве и Петербурге.
Закон о ЕГЭ будет общим для всех и потому станет
обязательным для любого российского вуза
независимо от его местонахождения и статуса.
Во время встречи с министром
образования, состоявшейся накануне последнего
школьного звонка, Владимир Филиппов заверил
нашего корреспондента, что к 2004 году по всей
стране будет введена система единого
государственного экзамена. Из дальнейшего
разговора стало понятно, что решение это
окончательное и потому будет исполнено в срок,
несмотря ни на какие обстоятельства. “Закон
будет принят один для всех и будет обязателен для
любого российского вуза”, – сказал он на
прощание. Днем позже в стенах
Санкт-Петербургского университета состоялось
совещание Союза ректоров, на повестке дня
которого стоял вопрос о едином государственном
экзамене. Если точнее, о неприятии ЕГЭ в том виде
и в те сроки, что установлены сегодня
Министерством образования. Председатель Союза
ректоров, ректор Московского государственного
университета Виктор Садовничий высказался
примерно так: мы не против реформы, но против ее
введения в явочном порядке; вузы сами должны
определять, кого принимать в студенты: школа
школой, а мы сами по себе; нас не информируют,
каким образом реформа проходит сейчас в пилотных
регионах, мы за вдумчивое и широкое обсуждение
проводимой в стране образовательной реформы.
Ректорский корпус в целом проявил внутреннюю
солидарность с выступавшим, но мнения внутри
самого академического сообщества разделились.
Своими взглядами на проходящую реформу
образования мы попросили поделиться ректоров
двух известнейших вузов страны.
Ректор МГТУ им. Баумана Игорь Федоров:
– Сначала, когда вопрос о едином государственном
экзамене рассматривался совместно с ГИФО, мы
выступали резко против введения ЕГЭ. Теперь,
когда они рассматриваются отдельно, мы в
принципе не возражаем против введения единого
экзамена. Несомненно, у него есть свои
положительные черты – в первую очередь это
конечно же связано с уменьшением нагрузки на
школьника. Тем не менее остается ряд технических
вопросов: у нас, как известно, одиннадцать
часовых поясов, и не совсем понятно, каким
образом можно проводить единый экзамен
одновременно во всех регионах. Открытым остается
вопрос и со всеобщей компьютерной доступностью.
Кроме того, если говорить об инженерных вузах,
где гарантия, что балльная система не даст нам
случайный контингент, который впоследствии
будет метаться из одного вуза в другой? То есть
все равно встает вопрос о дополнительном
дифференцированном отборе абитуриентов в
университет. Сегодня мы нашли способ решения
этой проблемы и активно сотрудничаем со школами,
составляя для них собственные экзаменационные
работы и таким образом выявляя детей, способных к
инженерному творчеству. Но сохранится ли эта
система отбора с введением единого экзамена, вот
в чем вопрос.
Ректор Санкт-Петербургского
государственного университета Людмила
Вербицкая:
– Считаю, что введение единого государственного
экзамена в России возможно только после
серьезного крупномасштабного эксперимента в
течение трех-четырех лет. И только после анализа
результатов этого эксперимента можно говорить о
переходе к системе ЕГЭ. Якутия и Чувашия,
согласившиеся провести на своей территории
единый государственный экзамен в качестве
эксперимента, не могут дать полноценной и
объективной картины того, какие последствия
будет иметь реформа во всей России. Министр
образования Владимир Филиппов неоднократно
заявлял, что введение единого экзамена – самый
простой способ покончить со взяточничеством в
высшей школе. Но кто может гарантировать, что
коррупция просто не переместится на другой
уровень, в школу? Кроме того, возникает еще ряд
вопросов, на которые сегодня не может ответить
реформа образования: например, по существующему
положению, абитуриент, набравший от 80 до 100
баллов, имеет право на зачисление в любой
российский вуз по собственному выбору. Но
количество мест в престижных институтах
ограничено, следовательно, встает вопрос о
дополнительном отборе студентов на местах. Каким
образом это будет происходить, тоже пока неясно.
Некоторые институты с непопулярными, но
необходимыми специальностями могут оказаться
невостребованными из-за того, что большая часть
абитуриентов предпочтет более престижные вузы.
Нерешенным остается и финансовый вопрос реформы
высшей школы: государство обещает 25 тысяч в год
на студента, получившего высший балл, реальная же
стоимость обучения больше этой цифры примерно
раза в два. Непонятно, кто будет покрывать эту
разницу. Еще и поэтому, я считаю, нельзя спешить с
введением единого государственного экзамена по
всей территории России в ближайшие несколько
лет.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|