Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №40/2001

Первая тетрадь. Политика образования

Эксперимент по единому государственному экзамену – единственное реальное изменение, которое может либо остановить модернизацию системы образования на долгие годы, либо сдвинуть ее наконец с мертвой точки.
И эта часть реформы больше всего необходима. Потому что на самом деле действующая система поступления в вуз бесчеловечна и невыносима.
Сможет ли эксперимент по введению единого экзамена изменить эту ситуацию?
Или сделает ее еще хуже – скомпрометировав хорошую идею
из-за торопливости и административного рвения: отчитаться
во что бы то ни стало о начале перемен?
Наша газета решила познакомить своих уважаемых читателей со всеми обстоятельствами предстоящего эксперимента.

ПОВЕСТКА ДНЯ

Ольга ДАШКОВСКАЯ

Неполная боевая готовность

Поторапливая регионы участвовать в эксперименте по ЕГЭ, Министерство образования забывает о собственных обязательствах перед ними

В конце мая состоялся совет, на котором обсуждались вопросы подготовки и проведения ЕГЭ.
Руководители органов управления образованием пяти пилотных регионов отчитались перед Министерством образования о текущем состоянии дел и о степени готовности к эксперименту накануне его старта.
Напомним, что замысел реформаторов о тотальном эксперименте с участием всех выпускников и всех вузов пилотного региона по пяти предметам – двум обязательным и трем по выбору – на практике оказался невыполнимым.
Вузы согласились зачислять абитуриентов по свидетельствам ЕГЭ лишь на определенные специальности; педагоги школ, родители и дети взбунтовались против нововведения.
В связи с паническими настроениями потенциальных участников эксперимента руководителям органов управления образованием пришлось корректировать свои планы.
Тотальность постепенно перешла в локальность. В Республике Марий Эл все выпускники 11 классов нынешним летом сдают лишь ЕГЭ по математике, в Самарской области около 3000 школьников на добровольной основе сдают физику по новой системе, а восемь вузов этого региона из девяти согласились засчитать результаты этого экзамена как вступительные. Отметим, что самарцы думали дольше всех остальных и, придя к выводу, что к масштабному эксперименту они пока просто не готовы ни психологически, ни организационно-технически, выбрали путь локального эксперимента с целью отработки процедур его проведения. По такому же пути пошли в Ростовской области, где сдавать по ЕГЭ вызвались около 400 выпускников, а результаты экзаменов по пяти предметам согласились признать Донской государственный технический университет и Ростовский педагогический университет. Правда, ближе к старту число “пилотных” учащихся сократилось до 200, однако организаторов это не слишком огорчает. “Мы хотим освоить новые технологии на малом количестве детей и затем двигаться дальше”, – сформулировала позицию ростовчан заместитель министра образования Ростовской области Татьяна Зинкова.
А министр образования Республики Саха (Якутия) Евгения Михайлова еще в конце прошлого года, на стадии обсуждения идеи ЕГЭ, заявила о том, что эксперимент предполагает добровольное, а не принудительное участие сторон. Сдавать ЕГЭ по русскому языку, математике и физике пожелали 4217 человек, однако после наводнения их число сократилось примерно на 200 за счет “выхода из игры” учащихся из г. Ленска, которых вместе со всеми остальными 11-классниками из этого города освободили от выпускных экзаменов по решению Министерства образования. Исключение составят лишь те школьники, которые претендуют на медаль.
Так что по полной схеме в эксперименте намерена участвовать лишь Республика Чувашия, где, кроме обязательного для всех экзамена по математике, желающие могут сдать по системе ЕГЭ любые из семи предлагаемых дисциплин: русский язык, физику, биологию, химию, историю, обществознание, географию.
Руководители Министерства образования, неоднократно утверждавшие, что не стремятся к количеству участников на первом этапе, чтобы не профанировать идею, на словах продолжают тот же курс, а на деле явно встревожены существующим положением и даже готовы форсировать события.
Показательно, что цифры участников, которые называют специалисты ведомства, несколько преувеличены по сравнению с данными из регионов. Это означает, что министерство пытается выдать желаемое за действительное.
Кроме того, эксперимент в самарском варианте – только по одному предмету и с выборочным участием выпускников – не устраивает ведомство, поскольку его результаты, по словам Виктора Болотова, малоинформативны и не очень показательны.

Готовность №1

Везде прошли пробные репетиционные экзамены по “нулевым” (контрольно-измерительным материалам (КИМам), результаты которых хотя и не стали сенсацией для управленцев и педагогов, но все же заставили их сделать кое-какие выводы.
Например, в середине мая 6418 одиннадцатиклассников в городах Чебоксары и Новочебоксарск Республики Чувашия прошли так называемые репетиционные экзамены по математике, одной из главных задач которых являлось обучение школьников грамотному заполнению “розовых бланков”. Накануне ответственного события операторы провели подробный инструктаж учащихся, но, несмотря на это, технических ошибок избежать не удалось: в представленных работах оказалось много исправлений.
В оставшееся до начала ЕГЭ время школьники под руководством педагогов тренировались заполнять бланки, чтобы снизить количество нелепых ошибок.
Впрочем, сам по себе экзамен создает стрессовую ситуацию, в которой не каждый человек способен сохранить “холодную голову и горячие руки”. Поэтому даже самые простые действия, связанные с особенностями заполнения “розовых бланков” – например, использование печатных букв строго в соответствии с указанным образцом для некоторых является непреодолимым препятствием.
Между тем любые отступления от указанных правил приведут к тому, что компьютер просто не прочитает ответы. Для предотвращения подобных недоразумений и была введена должность оператора, в задачи которого входит ознакомление учащихся с правилами заполнения бланков. Операторами работают педагоги, которые не являются специалистами по тому предмету, по которому сдается экзамен (на математике дежурят словесники, и наоборот).
Кроме того, пробные туры в Чувашии дали информацию к размышлению о качестве знаний учащихся.
Тестовые задания подразделяются на три уровня: А, В, С – в порядке возрастания сложности. Большая часть учащихся – 67,3% в г. Чебоксары – справились с уровнем А, 48% осилили уровень В и 11% выполнили задания с отметкой С. Организаторов очень порадовал тот факт, что 11,5% школьников, а это 590 человек, получили высшую отметку “5”. Это реальные претенденты на медали.
Всего же свыше 30% учащихся написали работы на “4” и “5”.
В Якутии состоялись пробные туры по математике, истории, русскому языку, некоторым другим предметам. В некоторых улусах (районах республики), по свидетельству Е.Михайловой, отмечалось стопроцентное выполнение заданий (то есть без единого “неуда”). Были даже приятные сюрпризы: например, выпускники Сунтарского улуса продемонстрировали более высокий по сравнению с обычным уровень знаний по русскому языку. Обнадежили также оценки по истории. Правда, насторожил тот факт, что 16% учащихся получили “2” на репетиционных экзаменах по математике.
В Самарской области из полутора тысяч детей, протестированных по физике в четырех районах области, 25% получили “4”, 6% – “2”, “5” – считанные единицы, остальные – “удовлетворительно”. Организаторы объясняют такие скромные оценки тем, что в тестировании участвовали все, отбор нацеленных на физику не производился.
По словам министра образования и воспитания Республики Марий Эл Галины Швецовой, экспериментальная проверка КИМов показала, что они “далеки от совершенства и не предусматривают профилизации старших классов”. При существующей шкале оценок 20% учащихся, в основном гуманитарных классов, не справляются с заданиями. Педагоги республики тревожатся за судьбу медалистов.

Открытые задания проверят на месте

Одной из самых острых проблем, волнующих организаторов эксперимента, является обеспечение секретности на всех этапах.
По общему признанию, утечка информации может свести на нет результаты всего эксперимента.
“У нас есть разные варианты действий в той или иной внештатной ситуации”, – заверил коллег заместитель министра образования и главный дежурный по ЕГЭ Виктор Болотов.
Вслед за Министерством образования бодрятся и представители регионов, говоря о том, что на экзаменах будут присутствовать независимые наблюдатели не только из сторонних вузов и школ – не специалисты по тому предмету, который проходит в рамках ЕГЭ, но и представители общественности. В Якутии, например, в некоторых школах во время ЕГЭ будут нести вахту члены детской республиканской общественной организации “Открытая школа”.
В Чувашии в целях поддержки чистоты эксперимента намерены привлечь представителей силовых ведомств.
Первоначальная идея реформаторов о проведении ЕГЭ на нейтральной территории, то есть в ДК или кинотеатрах, так и осталась нереализованной. В качестве приемных пунктов выбраны базовые школы и вузы, причем в некоторых отдаленных уголках сельские дети будут вынуждены сдавать экзамены в родных школах под присмотром своих же учителей. Значит, выпускники региона окажутся в неравных условиях.
Множество вопросов и сомнений вызывает система проверки выполненных по ЕГЭ заданий.
Известно, что “розовые бланки” будут сканироваться в региональных центрах и передаваться по электронной почте в Москву для машинной обработки. Из достоверных источников известно, что в некоторых отдаленных улусах Якутии, откуда сложно добираться до республиканских центров, данные с бланков из-за технических проблем могут быть введены в компьютер вручную и по электронной почте отправлены в Москву.
Понятно, что в таких случаях говорить о достоверности и секретности весьма сложно. Ответы на вопросы “открытого типа” (обычные листочки с рассуждениями учащихся на ту или иную тему) будут проверяться комиссиями из числа местных экспертов, которым придется оценивать закодированные работы, а протоколы с результатами проверки пересылать в Москву по каналам Интернета. Там комиссия из представителей Министерства образования, РАО, МИПКРО, Центра тестирования вместе с разработчиками КИМов должна свести воедино оценки за “розовые бланки” и письменные ответы, выполненные в традиционной форме.
По мнению заместителя министра образования Владимира Шадрикова, проверка на местах “открытых” заданий сводит на нет достоверность процедур ЕГЭ. В противовес таким категоричным заявлениям группа организаторов под руководством В.Болотова утверждает, что определенной гарантией объективности может стать установление так называемой предварительной границы отметок. Если отметки, проставленные экспертами в регионах, будут слишком контрастировать со средними по России, их просто аннулируют.

Вузы не спешат, но им прикажут

Владимир Филиппов то ли пообещал, то ли пригрозил, что со следующего года приказом Министерства образования обяжет все вузы без исключения засчитывать оценки за ЕГЭ по самым разным дисциплинам.
Сегодня выпускникам пилотных регионов не предоставлено особого выбора, поскольку, как правило, вузы сами определили перечень специальностей, на которые они готовы зачислять абитуриентов по итогам ЕГЭ. Судя по незначительному количеству добровольных участников некоторых локальных экспериментов, например в Ростовской области, вузы пока не спешат открывать прием по ЕГЭ на пользующиеся спросом факультеты и специальности.
В своем выступлении Евгения Михайлова подвергла критике публичные заявления ректора МГУ В. Садовничего, осуждающего эксперимент по ЕГЭ и не желающего признавать его результаты вопреки установкам Министерства образования. На что Владимир Филиппов заметил: “Ввести приказом единые экзамены я могу, а запретить выступать отдельным ректорам – не в состоянии”.
Интересно, поможет ли приказ поставить по стойке “смирно” всех ректоров, если эксперимент по единым экзаменам будет проводиться параллельно с пробным введением ГИФО? О том, что идея нормативного подушевого финансирования высшего профобразования возвращается, Министерство образования предпочитает скромно умалчивать.

Стресс усиливается. Родители недовольны

Точно так же невозможно директивным указанием заставить родителей и учащихся полюбить единый экзамен.
Несмотря на стремление некоторых руководителей органов управления образованием представить ситуацию в розовом свете, они вынуждены признать, что завоевать доверие общественности – самая трудная и долгосрочная задача.
Как удалось выяснить автору этих строк, учителя и родители в пилотных регионах настроены отрицательно, называя ЕГЭ “палачеством над детьми и пощечиной учителю”. По их мнению, проведение экзамена в чужих стенах под присмотром незнакомых педагогов на неудобных “розовых бланках” усугубит стрессовую ситуацию и негативно скажется на результатах ЕГЭ. Двоечники пополнят ряды рецидивистов, поскольку сеть ПТУ в дотационных регионах резко поредела за последние годы, а некогда демократичные техникумы в половине случаев требуют платы за обучение.
Родители убеждены, что успешно сдать ЕГЭ по московским тестам смогут лишь натасканные репетиторами дети из более или менее обеспеченных семей, а таковых в безработных регионах – в Республиках Марий Эл и Чувашии – единицы.
Если же тесты относительно простые, то во имя чего тогда огород городить?
Следует учитывать и то немаловажное обстоятельство, что около 60% выпускников в некоторых территориях вообще не собираются поступать в вузы: их-то особенно трудно убедить в целесообразности участия в таком эксперименте.
Педагоги говорят, что для успешного проведения ЕГЭ необходима хорошая экономическая база. По справедливости учителям должны доплачивать за участие в эксперименте. Сегодня начинающий педагог в Марий Эл получает 600 рублей, а его коллега с 30-летним стажем и большой нагрузкой – 1300 рублей.
Между тем финансирование эксперимента является, по общему признанию, настоящей ахиллесовой пятой Министерства образования.
Требуя от регионов полномасштабного участия в ЕГЭ и строгой отчетности о боевой готовности по всем параметрам, руководители отрасли как будто забывают о том, что эксперимент – федеральный и ответственность за его проведение должна быть обоюдной.
Докладывая о проделанной работе, заместитель начальника управления развития образования Валентин Шаулин заметил: “По всем направлениям работа выполнена, за исключением материально-технического обеспечения региональных центров по приему экзаменов. Министерство не успело вовремя провести конкурс на закупку оборудования (компьютеров, сканеров) по той причине, что деньги на эксперимент по ЕГЭ (в Федеральной программе развития образования запланировано 200 млн рублей на эти цели) начали поступать лишь с апреля. Поэтому оснащение региональных центров будет завершено лишь к концу июня”.
Тем временем пилотные территории вынуждены выходить из положения самостоятельно.
Так, затраты Якутии на организацию эксперимента уже составили примерно 5 млн рублей, из них половина израсходована на приобретение 33 скоростных сканеров, остальные средства направлены на семинары и курсы по подготовке учителей, издание методических пособий по проведению ЕГЭ.
Но если в далекой северной республике есть мощный спонсор в лице местной алмазодобывающей компании, то в Чувашии такие возможности отсутствуют. Сегодня представители этого региона недоумевают, кто будет платить вузовским преподавателям за проверку экзаменационных работ. В местном бюджете такие деньги не заложены.
По подсчетам самарских экономистов, полный переход территории на единый экзамен потребует 15 млн рублей. Если эта сумма будет заложена в областной бюджет 2002 года, как обещает губернатор, то в таком случае здесь будет проводиться полномасштабный эксперимент по разным дисциплинам.
Кроме того, руководители образовательных ведомств пилотных территорий отмечали, что столь необходимые для успешного проведения эксперимента нормативные документы также были выпущены министерством с опозданием, что обострило и без того напряженную обстановку, порожденную прежде всего дезинформацией.
Московские эксперты, назначенные министерством, должны успеть проверить 45000 человекотестов, чтобы школьники вовремя получили аттестаты и свидетельства по ЕГЭ. Если и здесь возникнут проблемы, то число желающих участвовать в эксперименте резко поубавится.

Добровольность отменят

С лета 2004 года эксперимент по ЕГЭ должен получить всероссийский статус. По сведениям Министерства образования, желающие участвовать во втором этапе эксперимента уже есть. Пермская область и Якутия готовы участвовать в компьютерном тестировании по ЕГЭ, благо уровень их технической оснащенности позволяет это сделать.
Готовится положение о конкурсе по разработке КИМов для второго этапа эксперимента.
До сентября нынешнего года планируется обеспечить участников ЕГЭ-2002 необходимым техническим оборудованием.
Выборочный опрос, проведенный автором этой статьи в некоторых регионах, показал, что многие руководители поддерживают, одобряют и приветствуют ЕГЭ, однако принимать участие в эксперименте не жаждут. Несмотря на то, что многие из опрошенных давно и активно сотрудничают с Центром тестирования, филиалы и зональные центры которого созданы в Саратовской, Курганской и других областях, эти технологии, по мнению специалистов, не могут и не должны быть единственными. Чем больше будет разработано надежных механизмов проведения ЕГЭ, обеспечивающих объективность результатов, тем больше оснований появится у регионов для участия в эксперименте, тем выше будет доверие со стороны вузов, педагогов и общественности, в том числе детей, ради которых и было все затеяно.
Складывается впечатление, что больше всего педагогическая общественность сегодня воодушевлена добровольностью участия в эксперименте и ненавязчивой поэтапностью его проведения. Однако не исключено, что скоро благостным настроениям будет положен конец. У министерства свои планы по расширению эксперимента. Возможно, в каждом регионе ведомственным приказом будут определены несколько школ для участия в ЕГЭ по разным предметам – по аналогии со схемой эксперимента по обновлению содержания и структуры общего образования.
В ходе эксперимента планируется провести научный мониторинг.
На осень намечены межрегиональное совещание, коллегия министерства, парламентские слушания, посвященные обсуждению результатов ЕГЭ.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru