Исайя Берлин
Философия свободы. Европа
М.: Новое литературное обозрение, 2001
Историю нельзя повернуть вспять, но
отдельные попытки вернуть какой-либо «золотой
век» будут предприниматься всегда. Об этом
говорил в одном из своих устных эссе философ и
историк сэр Исайя Берлин, чей метод общения с
аудиторией напоминал о традициях греческих
перипатетиков. Живший в эпоху массовых тиражей
газет и книг, Берлин – как это ни удивительно –
практически никогда не писал. Многочисленные
книги его состоят из расшифровок магнитофонных
записей. Он читал свои эссе и лекции с
университетской кафедры, в телеэфире и на радио,
в интеллектуальных клубах, в Белом доме и на
Даунинг-стрит. Оказавшись с дипломатической
миссией в 1945 году в Москве, он провел целую ночь в
разговорах с Анной Ахматовой (русская культура
всегда была ему особенно близка: Берлин родился в
1909 году в Риге и только после революции
перебрался с родителями в Англию). В эпоху
беспощадных диктатур, циничных политических игр
и глобальной унификации этот немного
старомодный мыслитель-идеалист не уставал
говорить о свободе, о своеобразии человеческой
личности и о моральных критериях в политике.
Авторитет Берлина в западном мире был огромен, в
России же его работы и поныне малоизвестны.
Смерть мыслителя в 1997 году фактически подвела
черту нравственной философии Новейшего времени.
Всю жизнь Берлина интересовало, по его
собственному определению, «разнообразие идей, в
которые воплощаются жизненные ценности и цели».
Он пытался осмыслить существующий социальный
мир и понять истоки всех общественных теорий, ибо
«только варвары не любопытствуют, откуда они
пришли». Человеческая природа, мир, война,
стабильность, свобода, власть, возвышение, упадок
– вот главные темы его книги избранных эссе,
открывшей серию «Либеральное наследие». Том
«Философия свободы» посвящен Европе;
впоследствии обещана также «История свободы»,
где речь пойдет о России.
Интонация вошедших в книгу лекций-эссе на первый
взгляд кажется благодушной, а уровень – этаким
добротно-популяризаторским, не более. Но такова
была манера Берлина, в действительности всегда
предпочитавшего идти против течения. «Он
совместил ясность британского либерализма с
антиутопическими уроками русской истории», –
замечает в предисловии А.Эткинд. Броским
парадоксам Берлин предпочитал трезвый, здравый
анализ и твердую логику эрудита-культуролога. В
его эссе нет ничего нарочито «профессорского»,
доктринерского: это практически разговор на
равных, диалог с умным, начитанным собеседником.
Берлин говорит о вещах, знакомых всем, кто читает
и мыслит: несовместимость идеалов,
материализация идей, поиск «трудного
равновесия» в современном мире, разнообразие
ликов свободы, соотношение морали и технологии.
Помимо прочего сборник эссе Берлина – это еще и
превосходный «конспект идей»: воззрения Гердера,
Вико, Дюркгейма, Шеллинга, Маркса и многих других
здесь изложены емко, ненавязчиво и с глубочайшим
знанием дела.
Как и всякий либерал, Берлин особенно
чувствителен к тем идейным конструкциям, что
послужили (вопреки воле создателей) истоком
тоталитарных идеологий. Так, в число отдаленных
предтеч фашизма философ зачисляет немецких
романтических «почвенников» Фихте и Гердера, а
заодно французского католика-аристократа Жозефа
де Местра. Характерно, что даже в работах о
прожженных националистах и антилибералах Исайя
Берлин артистично сохраняет «трудное
равновесие» мысли и стиля. А это ли не главная
черта подлинного философа?
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|