Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №39/2001

Вторая тетрадь. Школьное дело

Андрей МИРОШКИН

Исайя Берлин
Философия свободы. Европа

М.: Новое литературное обозрение, 2001

Историю нельзя повернуть вспять, но отдельные попытки вернуть какой-либо «золотой век» будут предприниматься всегда. Об этом говорил в одном из своих устных эссе философ и историк сэр Исайя Берлин, чей метод общения с аудиторией напоминал о традициях греческих перипатетиков. Живший в эпоху массовых тиражей газет и книг, Берлин – как это ни удивительно – практически никогда не писал. Многочисленные книги его состоят из расшифровок магнитофонных записей. Он читал свои эссе и лекции с университетской кафедры, в телеэфире и на радио, в интеллектуальных клубах, в Белом доме и на Даунинг-стрит. Оказавшись с дипломатической миссией в 1945 году в Москве, он провел целую ночь в разговорах с Анной Ахматовой (русская культура всегда была ему особенно близка: Берлин родился в 1909 году в Риге и только после революции перебрался с родителями в Англию). В эпоху беспощадных диктатур, циничных политических игр и глобальной унификации этот немного старомодный мыслитель-идеалист не уставал говорить о свободе, о своеобразии человеческой личности и о моральных критериях в политике. Авторитет Берлина в западном мире был огромен, в России же его работы и поныне малоизвестны. Смерть мыслителя в 1997 году фактически подвела черту нравственной философии Новейшего времени.
Всю жизнь Берлина интересовало, по его собственному определению, «разнообразие идей, в которые воплощаются жизненные ценности и цели». Он пытался осмыслить существующий социальный мир и понять истоки всех общественных теорий, ибо «только варвары не любопытствуют, откуда они пришли». Человеческая природа, мир, война, стабильность, свобода, власть, возвышение, упадок – вот главные темы его книги избранных эссе, открывшей серию «Либеральное наследие». Том «Философия свободы» посвящен Европе; впоследствии обещана также «История свободы», где речь пойдет о России.
Интонация вошедших в книгу лекций-эссе на первый взгляд кажется благодушной, а уровень – этаким добротно-популяризаторским, не более. Но такова была манера Берлина, в действительности всегда предпочитавшего идти против течения. «Он совместил ясность британского либерализма с антиутопическими уроками русской истории», – замечает в предисловии А.Эткинд. Броским парадоксам Берлин предпочитал трезвый, здравый анализ и твердую логику эрудита-культуролога. В его эссе нет ничего нарочито «профессорского», доктринерского: это практически разговор на равных, диалог с умным, начитанным собеседником. Берлин говорит о вещах, знакомых всем, кто читает и мыслит: несовместимость идеалов, материализация идей, поиск «трудного равновесия» в современном мире, разнообразие ликов свободы, соотношение морали и технологии. Помимо прочего сборник эссе Берлина – это еще и превосходный «конспект идей»: воззрения Гердера, Вико, Дюркгейма, Шеллинга, Маркса и многих других здесь изложены емко, ненавязчиво и с глубочайшим знанием дела.
Как и всякий либерал, Берлин особенно чувствителен к тем идейным конструкциям, что послужили (вопреки воле создателей) истоком тоталитарных идеологий. Так, в число отдаленных предтеч фашизма философ зачисляет немецких романтических «почвенников» Фихте и Гердера, а заодно французского католика-аристократа Жозефа де Местра. Характерно, что даже в работах о прожженных националистах и антилибералах Исайя Берлин артистично сохраняет «трудное равновесие» мысли и стиля. А это ли не главная черта подлинного философа?


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru