Марк ПОТАШНИК,
академик Российской академии образования,
доктор педагогических наук, профессор
Не смена вывески, а новая сущность
Опыт создания учебно-методического
центра в г. Салавате
Когда три года назад я впервые приехал в
башкирский город Салават, едва ли не главным
примером новизны в управлении образования мне
назвали создание вместо прежнего городского
методического кабинета Учебно-методического
центра (УМЦ). “Обычная и, увы, ставшая
традиционной для России смена вывески”, – с
досадой подумал я, но создатель центра и его
бессменный вот уже в течение почти десяти лет
директор Людмила Мартазанова, будто угадав мои
мысли, предложила познакомиться с документами
центра. Устав, задачи, функции, организационная
структура, критерии эффективности работы,
программа развития методической службы города –
все это заставило сначала с интересом, а позднее
и с уважением отнестись к преобразованию.
История возникновения проблемы
В начале 90-х годов, когда началось реформирование
системы управления образованием в России, первым
и, пожалуй, наиболее заметным изменением стала
почти повсеместная реорганизация бывших
институтов усовершенствования учителей в
региональные институты развития образования,
которые по задумке реформаторов, не утратив
своего предназначения по повышению квалификации
и переподготовке педагогических кадров, должны
были стать еще и научными центрами,
обеспечивающими инновационные процессы на
уровне республик, краев, областей, округов. Но
денег на создание таких учреждений не хватало,
научные кадры туда не пошли, и очень многие
институты, растеряв и методистов, и прежний опыт,
так и не смогли выполнить свою новую миссию,
утратили прежний авторитет. Если к этому
добавить катастрофическую нехватку денег на
командировки учителей в эти институты, а
методистов – в города и районы, то станет
понятно, почему методическая служба во многих
регионах стала распадаться. Из-за несовершенства
межбюджетных отношений регионов и муниципальных
образований вопрос о том, где аккумулировались
хоть какие-то средства на повышение квалификации
учителей, решался в пользу муниципальных
управлений образования.
Рай(гор)методкабинеты были в то время жалкими
придатками органов образования, которые
использовали методистов для проверок школ,
детских садов и подготовки документов.
Методкабинеты, по сути, были бесправны и, так же
как бывшие ИУУ, утратили свой авторитет.
Но руководители муниципальных органов
образования понимали, что без сильной
методической службы в своих округах они просто
не смогут выполнить одну из важнейших
управленческих функций – создать
научно-методические и кадровые условия для
полноценного функционирования и развития
образовательных учреждений. Сама жизнь
подсказала идею упразднения прежних
методкабинетов и создание сервисных центров с
целью методического обеспечения инновационных
процессов в образовании. Так, в 1992 г. в г.Салавате
было создано муниципальное учреждение
“Учебно-методический центр”.
Особенности деятельности центра
Салаватский учебно-методический центр является
юридическим лицом, финансируется из
муниципального бюджета и имеет лицензию на
платные образовательные услуги, что позволяет
руководству центра самостоятельно укреплять и
развивать материальную базу (компьютеры,
множительная и видеотехника и т.д.). Центр
расположен в отдельном здании, имеет штатное
расписание, утвержденное администрацией города
в соответствии с задачами, поставленными перед
методической службой. Работает центр в тесном
контакте и постоянном взаимодействии с
городским Управлением образования.
В структуре центра четыре отдела: мониторинга
качества образования, информационно-технический
(включающий библиотеку методлитературы и
фильмовидеотеку), практической психологии,
повышения квалификации работников образования.
При центре созданы общественные лаборатории,
временные творческие группы по разработке
актуальных проблем развития образования в
городе и т.п. Работники центра в разной степени,
но выполняют три функции: диагностическую,
методическую и прогнозную.
Для читателей газеты, наверное, особый интерес
представляют специфические особенности
организации деятельности Учебно-методического
центра в г.Салавате. Назовем их.
Первая. Центр решительно отказался от
навязывания учителям и руководителям
образовательных учреждений каких бы то ни было
обязательных (а по сути – принудительных) тем,
семинаров, курсов и т.п. Все содержание, структура
и формы методической деятельности в городе
основаны на диагностике затруднений педагогов,
изучении их потребностей и запросов.
Вторая. Центр определил для себя и объявил всем,
кто пользуется его услугами, а также тем органам,
учреждениям и организациям, кто имеет право
контролировать его деятельность, критерии
эффективности своей работы, заложенные в уставе.
Это критерий результативности, который
определяется по уменьшению числа учителей,
испытывающих затруднения в грамотной
организации образовательного и инновационного
процессов на научной основе. Ценность этого
критерия – в отказе от оценки эффективности
деятельности центра по показателям процесса, то
есть по числу и разнообразию проведенных
мероприятий, и переход на критерии конечного
результата. Другой критерий – рациональность
расхода времени, затрачиваемого педагогами на
методическую деятельность (речь идет о
дифференцированном подходе к учителям разной
профессиональной квалификации, а время
рассматривается как интегративный показатель, к
экономии которого сводится, как известно, всякая
экономия – сил, средств, ресурсов и пр.). Наконец,
еще один и очень жесткий критерий –
стимулирующая роль методической деятельности,
которая определяется по степени добровольности
явки педагогов на организуемые центром
мероприятия.
Третья особенность работы центра состоит в
организации своей деятельности на основе всех
необходимых закономерностей, принципов,
требований, правил современного менеджмента.
Речь идет о четком формулировании функций,
организационной структуры и организационного
механизма деятельности, о выполнении всех
предусмотренных научными основами менеджмента
управленческих действий (анализе, планировании,
организации, координации, руководстве, контроле)
при осуществлении своего предназначения.
Подробно в уставных документах центра прописано
содержание деятельности в виде направлений
работы и уже детально – в виде объектов своей
работы: объектов анализа, объектов экспертизы,
объектов организации деятельности, объектов
обеспечения поддержки со стороны служб
Учебно-методического центра.
Не только документы, но и изучение опыта работы
сотрудников УМЦ г.Салавата показало, что центр не
стал бесправным придатком Управления
образования для осуществления его задач (как это
было с методкабинетами). Это учреждение все более
старается действовать как служба сервисных
услуг (образовательных, аналитических,
прогнозных, консалтинговых) прежде всего для
образовательных учреждений города (а их около
ста), а также и для Управления образования.
Субординация и координация
Найти оптимальное соотношение систем,
взаимосвязанных и структурно, и функционально,
всегда очень трудно. С одной стороны,
Учебно-методический центр не должен и не может
быть независимым от Управления образования, ибо
административные, финансовые и пр. рычаги
находятся в Управлении образования, и это
обстоятельство определяет такой тип их
отношений, как субординация. С другой стороны,
оба учреждения обеспечивают жизнедеятельность
одной и той же отрасли социальной инфраструктуры
города, но у каждой свое предназначение. И это
обстоятельство определяет другой тип их
отношений – координацию. И прежний начальник
Управления образования Александр Васильев (при
котором и был создан УМЦ), и нынешний – Роза
Азанова – не стремились и не стремятся подмять
под себя центр, а наоборот, с целью его развития
предоставили ему ту меру самостоятельности в
определении своих задач, в планировании своей
работы, которую сам центр и запросил.
Оптимальность взаимодействия двух структур
определена четким распределением
ответственности за обеспечение условий
функционирования и развития муниципальной
системы образования. Управление отвечает за
обеспечение организационно-административных,
финансовых, материально-технических,
нормативно-правовых, мотивационных и частично
кадровых условий (прием на работу, увольнение,
перевод и другие административные вопросы).
Учебно-методический центр отвечает за
обеспечение научно-методических и кадровых
условий (в плане повышения их квалификации и
переподготовки).
Многое здесь зависит от конкретных людей, от
стиля их взаимоотношений и понимания миссии
каждой структуры. Работники управления мне
неоднократно говорили: “Чем сильнее и
авторитетнее будет наш городской
Учебно-методический центр, тем больше к его
услугам будут прибегать педагоги. От этого
только выиграет наше общее дело”. А директор
центра Л.А.Мартазанова добавила: “Управление
больше выражает интересы государства, хоть и
очень влиятельного, хоть и системообразующего,
но все же только одного из социальных заказчиков.
Наш центр в силу своих возможностей отражает
интересы такого социального заказчика, как
педагоги, и изучает потребности других
заказчиков – родителей, детей, производства,
вузов и т.д., и предоставляет обобщенные
результаты этого изучения работникам управления
для корректировки и развития образовательной
системы города”.
Новая идея – новое направление работы
Л.А.Мартазанова и ее коллеги по центру постоянно
ищут не просто новые идеи, а такие новые, которые,
если можно так выразиться, опрокинуты в будущее.
Таких идей, которые через год превратятся в
перспективные направления работы центра, мне
сейчас назвали две.
Первая – организация деятельности педагогов по
самопроектированию содержания, форм и способов
повышения своей квалификации. Идея возникла в
результате изучения новой области научного
знания – менеджмента в образовании. Потребность
в опоре на теорию управления, особенно на знание
психологии управления, была подсказана жизнью:
сил на повышение квалификации центром тратится
много, а эффективность, отдача не во всем
удовлетворяет. Одна из причин этого
противоречия, как выяснилось, кроется в том, что
хотя сотрудники центра и занимались
диагностикой затруднений педагогов как основой
для отбора содержания повышения квалификации
(уже одно это является новшеством и пока, к
сожалению, не характерно для многих методических
служб), но этого оказалось недостаточно для
достижения быстрого и большего уровня
эффективности работы.
Дело в том, что, приходя в образовательное
учреждение или Учебно-методический центр,
педагоги уже имеют свои собственные личные цели
и ценности. И если их ожидания по реализации
своих целей не оправдываются, то люди либо
работают с неполной отдачей, либо вообще уходят
из этого учреждения. Несмотря на молодость
российской демократии, в нашей стране уже немало
педагогов, которым ничего навязать нельзя, в том
числе в вопросе повышения квалификации.
Современный, понимающий новые ценности педагог
(а таких в России становится с каждым годом все
больше) сам хочет быть субъектом своего развития.
Вот почему идея самопроектирования содержания и
форм повышения квалификации для целого ряда
учителей близка и соответствует их
представлениям о самообразовании.
Вторая – переход (там, где это необходимо) от
переподготовки всех учителей по одному предмету
из разных школ к обучению целых педагогических
коллективов одного образовательного учреждения
по той или иной проблеме. Оптимальность такого
подхода в целом ряде случаев очевидна и в
комментариях не нуждается.
Полагаю, вряд ли теперь Учебно-методический
центр г.Салавата можно упрекнуть в смене
вывески…
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|