Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №39/2001

Вторая тетрадь. Школьное дело

Марк ПОТАШНИК,
академик Российской академии образования,
доктор педагогических наук, профессор

Не смена вывески, а новая сущность

Опыт создания учебно-методического центра в г. Салавате

Когда три года назад я впервые приехал в башкирский город Салават, едва ли не главным примером новизны в управлении образования мне назвали создание вместо прежнего городского методического кабинета Учебно-методического центра (УМЦ). “Обычная и, увы, ставшая традиционной для России смена вывески”, – с досадой подумал я, но создатель центра и его бессменный вот уже в течение почти десяти лет директор Людмила Мартазанова, будто угадав мои мысли, предложила познакомиться с документами центра. Устав, задачи, функции, организационная структура, критерии эффективности работы, программа развития методической службы города – все это заставило сначала с интересом, а позднее и с уважением отнестись к преобразованию.

История возникновения проблемы

В начале 90-х годов, когда началось реформирование системы управления образованием в России, первым и, пожалуй, наиболее заметным изменением стала почти повсеместная реорганизация бывших институтов усовершенствования учителей в региональные институты развития образования, которые по задумке реформаторов, не утратив своего предназначения по повышению квалификации и переподготовке педагогических кадров, должны были стать еще и научными центрами, обеспечивающими инновационные процессы на уровне республик, краев, областей, округов. Но денег на создание таких учреждений не хватало, научные кадры туда не пошли, и очень многие институты, растеряв и методистов, и прежний опыт, так и не смогли выполнить свою новую миссию, утратили прежний авторитет. Если к этому добавить катастрофическую нехватку денег на командировки учителей в эти институты, а методистов – в города и районы, то станет понятно, почему методическая служба во многих регионах стала распадаться. Из-за несовершенства межбюджетных отношений регионов и муниципальных образований вопрос о том, где аккумулировались хоть какие-то средства на повышение квалификации учителей, решался в пользу муниципальных управлений образования.
Рай(гор)методкабинеты были в то время жалкими придатками органов образования, которые использовали методистов для проверок школ, детских садов и подготовки документов. Методкабинеты, по сути, были бесправны и, так же как бывшие ИУУ, утратили свой авторитет.
Но руководители муниципальных органов образования понимали, что без сильной методической службы в своих округах они просто не смогут выполнить одну из важнейших управленческих функций – создать научно-методические и кадровые условия для полноценного функционирования и развития образовательных учреждений. Сама жизнь подсказала идею упразднения прежних методкабинетов и создание сервисных центров с целью методического обеспечения инновационных процессов в образовании. Так, в 1992 г. в г.Салавате было создано муниципальное учреждение “Учебно-методический центр”.

Особенности деятельности центра

Салаватский учебно-методический центр является юридическим лицом, финансируется из муниципального бюджета и имеет лицензию на платные образовательные услуги, что позволяет руководству центра самостоятельно укреплять и развивать материальную базу (компьютеры, множительная и видеотехника и т.д.). Центр расположен в отдельном здании, имеет штатное расписание, утвержденное администрацией города в соответствии с задачами, поставленными перед методической службой. Работает центр в тесном контакте и постоянном взаимодействии с городским Управлением образования.
В структуре центра четыре отдела: мониторинга качества образования, информационно-технический (включающий библиотеку методлитературы и фильмовидеотеку), практической психологии, повышения квалификации работников образования. При центре созданы общественные лаборатории, временные творческие группы по разработке актуальных проблем развития образования в городе и т.п. Работники центра в разной степени, но выполняют три функции: диагностическую, методическую и прогнозную.
Для читателей газеты, наверное, особый интерес представляют специфические особенности организации деятельности Учебно-методического центра в г.Салавате. Назовем их.
Первая. Центр решительно отказался от навязывания учителям и руководителям образовательных учреждений каких бы то ни было обязательных (а по сути – принудительных) тем, семинаров, курсов и т.п. Все содержание, структура и формы методической деятельности в городе основаны на диагностике затруднений педагогов, изучении их потребностей и запросов.
Вторая. Центр определил для себя и объявил всем, кто пользуется его услугами, а также тем органам, учреждениям и организациям, кто имеет право контролировать его деятельность, критерии эффективности своей работы, заложенные в уставе. Это критерий результативности, который определяется по уменьшению числа учителей, испытывающих затруднения в грамотной организации образовательного и инновационного процессов на научной основе. Ценность этого критерия – в отказе от оценки эффективности деятельности центра по показателям процесса, то есть по числу и разнообразию проведенных мероприятий, и переход на критерии конечного результата. Другой критерий – рациональность расхода времени, затрачиваемого педагогами на методическую деятельность (речь идет о дифференцированном подходе к учителям разной профессиональной квалификации, а время рассматривается как интегративный показатель, к экономии которого сводится, как известно, всякая экономия – сил, средств, ресурсов и пр.). Наконец, еще один и очень жесткий критерий – стимулирующая роль методической деятельности, которая определяется по степени добровольности явки педагогов на организуемые центром мероприятия.
Третья особенность работы центра состоит в организации своей деятельности на основе всех необходимых закономерностей, принципов, требований, правил современного менеджмента. Речь идет о четком формулировании функций, организационной структуры и организационного механизма деятельности, о выполнении всех предусмотренных научными основами менеджмента управленческих действий (анализе, планировании, организации, координации, руководстве, контроле) при осуществлении своего предназначения.
Подробно в уставных документах центра прописано содержание деятельности в виде направлений работы и уже детально – в виде объектов своей работы: объектов анализа, объектов экспертизы, объектов организации деятельности, объектов обеспечения поддержки со стороны служб Учебно-методического центра.
Не только документы, но и изучение опыта работы сотрудников УМЦ г.Салавата показало, что центр не стал бесправным придатком Управления образования для осуществления его задач (как это было с методкабинетами). Это учреждение все более старается действовать как служба сервисных услуг (образовательных, аналитических, прогнозных, консалтинговых) прежде всего для образовательных учреждений города (а их около ста), а также и для Управления образования.

Субординация и координация

Найти оптимальное соотношение систем, взаимосвязанных и структурно, и функционально, всегда очень трудно. С одной стороны, Учебно-методический центр не должен и не может быть независимым от Управления образования, ибо административные, финансовые и пр. рычаги находятся в Управлении образования, и это обстоятельство определяет такой тип их отношений, как субординация. С другой стороны, оба учреждения обеспечивают жизнедеятельность одной и той же отрасли социальной инфраструктуры города, но у каждой свое предназначение. И это обстоятельство определяет другой тип их отношений – координацию. И прежний начальник Управления образования Александр Васильев (при котором и был создан УМЦ), и нынешний – Роза Азанова – не стремились и не стремятся подмять под себя центр, а наоборот, с целью его развития предоставили ему ту меру самостоятельности в определении своих задач, в планировании своей работы, которую сам центр и запросил. Оптимальность взаимодействия двух структур определена четким распределением ответственности за обеспечение условий функционирования и развития муниципальной системы образования. Управление отвечает за обеспечение организационно-административных, финансовых, материально-технических, нормативно-правовых, мотивационных и частично кадровых условий (прием на работу, увольнение, перевод и другие административные вопросы). Учебно-методический центр отвечает за обеспечение научно-методических и кадровых условий (в плане повышения их квалификации и переподготовки).
Многое здесь зависит от конкретных людей, от стиля их взаимоотношений и понимания миссии каждой структуры. Работники управления мне неоднократно говорили: “Чем сильнее и авторитетнее будет наш городской Учебно-методический центр, тем больше к его услугам будут прибегать педагоги. От этого только выиграет наше общее дело”. А директор центра Л.А.Мартазанова добавила: “Управление больше выражает интересы государства, хоть и очень влиятельного, хоть и системообразующего, но все же только одного из социальных заказчиков. Наш центр в силу своих возможностей отражает интересы такого социального заказчика, как педагоги, и изучает потребности других заказчиков – родителей, детей, производства, вузов и т.д., и предоставляет обобщенные результаты этого изучения работникам управления для корректировки и развития образовательной системы города”.

Новая идея – новое направление работы

Л.А.Мартазанова и ее коллеги по центру постоянно ищут не просто новые идеи, а такие новые, которые, если можно так выразиться, опрокинуты в будущее. Таких идей, которые через год превратятся в перспективные направления работы центра, мне сейчас назвали две.
Первая – организация деятельности педагогов по самопроектированию содержания, форм и способов повышения своей квалификации. Идея возникла в результате изучения новой области научного знания – менеджмента в образовании. Потребность в опоре на теорию управления, особенно на знание психологии управления, была подсказана жизнью: сил на повышение квалификации центром тратится много, а эффективность, отдача не во всем удовлетворяет. Одна из причин этого противоречия, как выяснилось, кроется в том, что хотя сотрудники центра и занимались диагностикой затруднений педагогов как основой для отбора содержания повышения квалификации (уже одно это является новшеством и пока, к сожалению, не характерно для многих методических служб), но этого оказалось недостаточно для достижения быстрого и большего уровня эффективности работы.
Дело в том, что, приходя в образовательное учреждение или Учебно-методический центр, педагоги уже имеют свои собственные личные цели и ценности. И если их ожидания по реализации своих целей не оправдываются, то люди либо работают с неполной отдачей, либо вообще уходят из этого учреждения. Несмотря на молодость российской демократии, в нашей стране уже немало педагогов, которым ничего навязать нельзя, в том числе в вопросе повышения квалификации. Современный, понимающий новые ценности педагог (а таких в России становится с каждым годом все больше) сам хочет быть субъектом своего развития. Вот почему идея самопроектирования содержания и форм повышения квалификации для целого ряда учителей близка и соответствует их представлениям о самообразовании.
Вторая – переход (там, где это необходимо) от переподготовки всех учителей по одному предмету из разных школ к обучению целых педагогических коллективов одного образовательного учреждения по той или иной проблеме. Оптимальность такого подхода в целом ряде случаев очевидна и в комментариях не нуждается.
Полагаю, вряд ли теперь Учебно-методический центр г.Салавата можно упрекнуть в смене вывески…


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru