Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №39/2001

Вторая тетрадь. Школьное дело

Марк ПОТАШНИК,
академик Российской академии образования,
доктор педагогических наук, профессор

Город на Полярном круге

Муниципальная образовательная система Салехарда

Салехард – административный центр Ямало-Ненецкого автономного округа. Расположен в устье реки Оби, в 2436 км к северо-востоку от Москвы и почти в 2000 км к северу от Тюмени. Единственный в мире город на Полярном круге. Непосредственная близость к Северному Ледовитому океану определяет крайне суровый климат.
Население – 35 тысяч человек.

Первоначальное название города – Обдорск, что в переводе с коми-зырянского означает место (дор) близ Оби. В 1933 г. создается Ямальский (Ненецкий) национальный округ, центром которого утверждается Обдорск. Его позднее переименовывают в ненецкое название Салехард, что означает селение (сале) на мысу (хард). До середины 50-х годов Салехард был местом ссылки политзаключенных. Только в 1970 г. с постройкой ретранслятора в город впервые пришло телевидение, потом появились первые кирпичные дома. В 1995-м, в год своего 400-летия, Салехард становится административным центром Ямало-Ненецкого автономного округа – субъекта Российской Федерации, переживает свое второе рождение, стремительно развиваясь и меняя облик после продолжительного застоя.

Трудно быть столицей

В Ямало-Ненецком автономном округе семь городов, среди которых ставшие легендой центры газо- и нефтедобычи: Новый Уренгой, Ноябрьск, Муравленко, Надым, Губкинский. Это молодые города, связанные прямыми рейсами с Москвой, а значит – и всем остальным миром. В Салехарде же... газа и нефти нет. Поэтому жителям новых городов (а именно в них сосредоточено большинство населения округа) психологически трудно было признать Салехард столицей, хотя именно в нем находятся резиденция губернатора и все окружные управленческие структуры.
Видимо, из-за названного противоречия, когда я раньше прилетал в Новый Уренгой, Надым и др., люди, с гордостью рассказывая о своих городах, со снисхождением говорили о Салехарде: “Обдорск – он и есть Обдорск. Деревней был, деревней и остался. Какая это столица?!” Работники образования округа, приезжая по делам в Салехард, подписав в администрации нужные бумаги, не заглядывали в образовательные учреждения столицы, полагая, что там позаимствовать нечего. Однако за последние несколько лет ситуация стала меняться.
Губернатор округа Юрий Неелов, мэр Салехарда серьезно стали придавать городу столичный облик: появились красавец-аэропорт, которому может позавидовать любой европейский, трехзвездочный отель “Арктика”, построенный канадцами, дома, красота и современный дизайн которых ослепляет приезжих, новые школы…


Уровень – столичный, добросовестность – провинциальная

С помощью профессуры Тюменского научного центра сибирского отделения Российской академии образования управление образования г.Салехарда подготовило “Программу развития образования города до 2005 г.”.
Самым ценным и соответствующим столичному уровню подготовки подобных документов является раздел “Критерии реализации и мониторинг программы”. Речь идет об отказе от прежнего подхода: “Мы делаем все возможное, а что получится – то и получится” и переходе на программно-целевое управление развитием системы как управление по результатам. Но не только: в Салехарде предпринята попытка разработать взаимосвязанную систему показателей оптимальности проекта, процесса развития, текущих, конечных и отдаленных результатов образования. Конечно, еще многое предстоит сделать, но такая глубина проработки программных документов (даже только на уровне идей) свидетельствует именно о лучшем, столичном уровне.
Практически каждое образовательное учреждение Салехарда (за редким исключением, о котором мы скажем ниже) подготовило силами своих проектных команд программы развития своих учреждений сроком на три – пять лет. Я рецензировал эти программы и ответственно могу заявить, что все они разные (никто ни у кого ничего не списывал) и выполнены с величайшей тщательностью. Меня удивило, что никто не спешил, не стремился поскорее сделать компиляционный документ, чтобы от директоров поскорее отвязались начальники. Работа шла в несколько этапов: сначала обучение программно-целевому проектированию, затем несколько месяцев работы над подготовкой программы, после этого рецензирование в форме дефектной ведомости, исправление недостатков и только потом – положительное экспертное заключение.
Когда я получил для экспертизы окончательные документы, то был поражен той добросовестностью, с которой руководители реализовывали пять-шесть десятков замечаний. Кто-то готовил специальную справку о доработке программы, кто-то – вклейки-дополнения, кто-то переписывал программу заново, но никто не слукавил.
Становление муниципальной образовательной системы

Образовательная система Салехарда формировалась поначалу стихийно. Еще три года назад все школы города были переполненными, дети учились в три смены. Никакого разнообразия образовательных учреждений, казалось, и быть не могло. Однако тяжелое положение с материальной базой имело одну позитивную сторону: директора стремились разнообразить образовательные процессы внутри школ и таким образом удовлетворить потребности детей. Поэтому каждая школа имеет свое лицо, свои конкурентные преимущества, которыми дорожат дети.
Средней школе № 1 (директор – заслуженный учитель РФ Зинаида Морозова)... 155 лет. И хотя ее здание деревянное, в ней чисто, нет запаха затхлости ни в прямом, ни в переносном смысле. Здесь традиционно сильный состав педагогов. К конкурентным преимуществам руководители относят доверие родителей из-за хорошего качества образования и гуманного отношения к детям. “Мы рады любому ребенку”, – заявили мне завучи, и эта фраза дорого стоит, если понять, что это одно из ценностных оснований школы.
В музее истории школы собраны сведения о всех выпускниках, начиная еще с довоенных времен. Кстати, из нее вышел и губернатор Ямала Юрий Неелов, с имени которого, по сути, и начинается современная история округа. Создателем этого уникального музея является учитель школы Лидия Филипповна Колмакова, первый человек в Салехарде, удостоенный звания “Почетный гражданин города”. Убежден, что руководство школы поступит правильно, если сориентирует музей не только на сбор материала о выпускниках, но и на анализ того, как сложились их судьбы. Если обобщить этот материал, то, располагая данными об отдаленных результатах образования, можно на серьезной научной основе корректировать нынешний образовательный процесс. А это уже очень значимое для всей российской практики и педагогической науки исследование. Школе необходимо осознать, что музей – ценное достижение, но заниматься им нужно по-современному: относиться к нему не только как к хранилищу истории, но и как к источнику развития школы в настоящем и будущем.
В средней школе № 2 я бывал, когда она, находясь еще в старом здании, работала в три смены, и удивлялся, как ее директор Елена Сивицкая выносит такую нагрузку. Тут стабильный коллектив: сорок процентов педагогов школы в прошлом учились в ней же и вернулись сюда после окончания вуза. Показательно, что при открытии в городе в разное время двух гимназий никто из учеников СШ № 2 не ушел, хотя она была переполнена и работала в три смены. Этот феномен руководители и учителя мне объяснили так: “В нашем коллективе ребята чувствуют себя защищенными. Мы создаем условия, чтобы они максимально могли реализовать свои базовые потребности в друге, в самореализации, в том, чтобы попробовать себя в разных ипостасях. У нас учатся целые семейные династии: когда-то бабушки, потом мамы, теперь их дети и внуки... Дух школы – вот что сплачивает нас и притягивает к нам детей”.
С этого учебного года школа перешла в новое здание, построенное турецкой фирмой “Ямата”. Новые условия создали возможности для развития детей прежде всего во внеурочной воспитательной деятельности. В школе очень большое методобъединение преподавателей дополнительного образования (18 человек), организующих музыкальный театр, фольклорную группу, преподается шахматоведение.
Директору средней школы № 3 Наталье Ямполец досталось сложное учреждение. Треть детей – с девиантным поведением в силу дисфункций мозга, психоневротических аномалий или семейной запущенности. 73 ребенка должны учиться в специальной коррекционной школе восьмого вида (для умственно отсталых), которой в городе нет. Школа № 3 хотя и в деревянном исполнении, но чистая, ухоженная. Анализ ее деятельности и перспектив развития, изложенный в специальной программе, говорит, что жизнь детей здесь интересна. Работа по смене динамических поз по оздоровительной системе В.Ф.Базарного, учеба, то стоя у конторок, то сидя за наклонными партами, ежедневная зарядка под музыку, ионизирующие воздух люстры Чижевского. Показательно, что 12 способных учеников школы, которые попытались уйти в открывшиеся гимназии, вскоре вернулись, сказав, что только в новом учреждении поняли цену доброго отношения к себе, не захотели учиться в жестких условиях и со страхом, что тебя в любую минуту могут отчислить.
Это единственная школа в городе, где серьезно изучают литературу и культуру местных народов (ненцев, ханты, манси, селькупов). Детей народов Севера здесь 63 человека. Кроме того, в школе № 3 учатся 179 учеников – татар.
Средняя школа № 4 (директор Галина Шапоренкова). Ведущая тема преобразований сформулирована как “Построение системы оздоровительной работы путем медико-педагогической коррекции нарушения осанки у школьников” (вспомним, что девяносто процентов неинфекционных недугов людей возникают из-за болезней позвоночника!). Эта тема реализуется в режиме опытно-экспериментальной работы, кафедра валеологии осуществляет мониторинг здоровья каждого ребенка по тринадцати параметрам. Ценно то, что вся работа ведется не на вербальном уровне, а в практической деятельности.
Начальная школа № 5 (директор Римма Жубриянова) по задумке программы развития должна была стать инновационным учреждением – лабораторией начального обучения по апробированию разных технологий развития младших школьников. Оригинальность школы в том, что материальная база, обстановка, морально-психологический климат здесь, как в хорошем детском саду. Малыши не теряются среди старшеклассников, не становятся объектом их “игр”, а учатся в сообществе себе равных. На уроках используются только психосберегающие технологии, дети почти не болеют. И для мальчиков, и для девочек работают секции восточных единоборств – таэквондо, каратэдо, что очень дисциплинирует малышей.


Трудности становления, или Салехардские анекдоты

Я был немало удивлен, когда услышал, что начальную школу № 5 собираются закрыть, а помещение отдают Центру довузовской подготовки, который сейчас арендует комнаты в разных местах. Это решение абсурдно, если учесть, что в Салехарде очередь на получение места в детском саду более шестисот человек (!) и нет здания для открытия коррекционной школы 8-го вида – дети с тяжелыми умственными аномалиями сейчас учатся вместе со здоровыми детьми.
В Салехарде – городе, где всего шесть школ, тяжелейшие проблемы с материальной базой, – открыты в роскошных новых зданиях аж две (!) гимназии: одна называется просто “гимназия”, другая – “гимназия № 1”. Спору нет, учреждение с гимназическими и лицейскими классами нужно, но зачем две гимназии, да еще с нечетко понимаемым предназначением? В городе, где всего 5700 учащихся, по объективным (природным) основаниям четвертая часть детей не может быть с интеллектом, требующим гимназического образования.
Просто “гимназия” (директор Валерий Варламов) существует уже около трех лет. Здание построено канадцами, материальная база наисовременнейшая. В январе 1999 г., когда все школы города мучительно занимались проектированием развития своих учреждений, директор гимназии заявил мне, что они вынашивают идеи программы и потому работают пока без проекта развития своей деятельности. Очевидно, что даже для строительства простейшей блочной коробки нужен проект, иначе строение развалится, а тут – духовное развитие личности, да еще интеллектуальной элиты и... на глазок. Спустя год, когда я снова был в Салехарде, директор сказал, что вынашивание идей программы все еще продолжается. В 2001 г. Валерий Иванович вообще уклонился от беседы о программе, а встреча с его заместителями оставила сложное впечатление – программы развития этого учреждения как не было, так и нет. То, что мне показали, лучше оставить без комментариев. Заместители директора производят впечатление вполне квалифицированных людей и вызывают уважение. Но тягостная атмосфера какой-то недосказанности была очевидной. Думаю, что в управляющей системе гимназии есть, мягко скажем, проблемы.
Гимназия № 1. (Фамилию директора я здесь намеренно не называю, ибо лично не знаком, встретиться нам не удалось, поскольку в дни моего пребывания ее не было в городе.) При входе исполняющая обязанности директора как-то категорично прокомандовала нам распорядок: “Начнем с осмотра здания!” Я заметил, что любая школа – это не столько стены, сколько духовные идеи, которыми живут дети и учителя. Но меня с настойчивостью, граничащей с неприличием, звали смотреть стены. Аргументация была такая: “У нас все гости начинают с осмотра школы”. Пришлось объяснять, что по первым двадцати метрам можно судить о том, сколь великолепны стены в новом, только что отстроенном здании.
В местной газете “Полярный круг” я прочел, что гимназия № 1 – первое и единственное в городе учебное заведение, которое будет выпускать людей, свободно владеющих английским языком, и что необходимость именно такого учебного заведения назрела давно. Естественно, я спросил, а в чем руководители видят отличие образования, именуемого гимназическим, от образования в школе с классами углубленного изучения предметов. Внятного ответа на этот сущностный вопрос я не получил, как не получил ответа и на вопрос о ценностных основаниях концепции гимназии и на ряд других. Конечно же анекдотично, что в учреждении, предназначенном для выращивания интеллектуальной элиты города, не сформулированы ценностные основания, нет оргструктуры управления (мне ее не смогли показать) и т.п. Есть одно извиняющее обстоятельство: гимназия № 1 была открыта только в этом учебном году и, видимо, заместители директора еще не успели разобраться в специфике учреждения, где они осуществляют руководство образовательным процессом.
Еще анекдот. В рекламном проспекте одной из в целом хороших школ есть такие слова: “Не случайно качество обучения в школе составляет стабильно 33–35%. Ежегодно наши учащиеся становятся призерами городских и окружных олимпиад”. Считаю этот текст досадной нелепостью и оставить без комментария не могу. Нужно сравнивать результаты образования с возможностями детей, спрогнозированными в зоне их ближайшего развития. Вышеназванные цифры ничего не говорят о качестве образования, ибо очень может быть, что 70 или 80% детей могут учиться на “4” и “5” – тогда приведенные цифры являются показателем плохого качества даже обучения. Что же касается победителей олимпиад, то они составляют доли процента от общего числа детей и остальные 99% – это не люди второго сорта. Просто их нужно оценивать по уровневым шкалам с квалиметрическими, а не количественно измеряемыми параметрами, а за основу брать степень развитости личности, а не только показатели обученности. Тем, кто составлял проспект, необходимо понять, что для современной школы знания и умения не могут быть целью образования, ибо они только средства для реализации тех или иных ценностей и целей, выбранных детьми. Уверен, что школы разберутся в этом и определят для себя современные грамотные показатели качества образования.

* * *

Конечно, для развития системы образования Салехарда еще много нужно сделать, но я уверен, что город очень скоро во всех аспектах образовательной отрасли достигнет столичного уровня. Залогом этого являются прежде всего усилия самих работников образования и его городского управления. Но не только.
Новый мэр города Александр Спирин, с которым я встречался, ориентирован на развитие образования столицы округа. Мне рассказали, что в отличие от прежних времен все совещания у него начинаются не с информации коммунальных служб, пожарников и пр., а с отчета именно начальника управления образования Руслана Баскаева о реальных изменениях в отрасли и вопроса: “Как вам помогают мои заместители, есть ли просьбы к мэрии?”


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru