Марк ПОТАШНИК,
академик Российской академии образования,
доктор педагогических наук, профессор
Город на Полярном круге
Муниципальная образовательная
система Салехарда
Салехард – административный центр
Ямало-Ненецкого автономного округа. Расположен в
устье реки Оби, в 2436 км к северо-востоку от Москвы
и почти в 2000 км к северу от Тюмени. Единственный в
мире город на Полярном круге. Непосредственная
близость к Северному Ледовитому океану
определяет крайне суровый климат.
Население – 35 тысяч человек.
Первоначальное название города –
Обдорск, что в переводе с коми-зырянского
означает место (дор) близ Оби. В 1933 г. создается
Ямальский (Ненецкий) национальный округ, центром
которого утверждается Обдорск. Его позднее
переименовывают в ненецкое название Салехард,
что означает селение (сале) на мысу (хард). До
середины 50-х годов Салехард был местом ссылки
политзаключенных. Только в 1970 г. с постройкой
ретранслятора в город впервые пришло
телевидение, потом появились первые кирпичные
дома. В 1995-м, в год своего 400-летия, Салехард
становится административным центром
Ямало-Ненецкого автономного округа – субъекта
Российской Федерации, переживает свое второе
рождение, стремительно развиваясь и меняя облик
после продолжительного застоя.
Трудно быть столицей
В Ямало-Ненецком автономном округе семь городов,
среди которых ставшие легендой центры газо- и
нефтедобычи: Новый Уренгой, Ноябрьск, Муравленко,
Надым, Губкинский. Это молодые города, связанные
прямыми рейсами с Москвой, а значит – и всем
остальным миром. В Салехарде же... газа и нефти
нет. Поэтому жителям новых городов (а именно в них
сосредоточено большинство населения округа)
психологически трудно было признать Салехард
столицей, хотя именно в нем находятся резиденция
губернатора и все окружные управленческие
структуры.
Видимо, из-за названного противоречия, когда я
раньше прилетал в Новый Уренгой, Надым и др., люди,
с гордостью рассказывая о своих городах, со
снисхождением говорили о Салехарде: “Обдорск –
он и есть Обдорск. Деревней был, деревней и
остался. Какая это столица?!” Работники
образования округа, приезжая по делам в Салехард,
подписав в администрации нужные бумаги, не
заглядывали в образовательные учреждения
столицы, полагая, что там позаимствовать нечего.
Однако за последние несколько лет ситуация стала
меняться.
Губернатор округа Юрий Неелов, мэр Салехарда
серьезно стали придавать городу столичный облик:
появились красавец-аэропорт, которому может
позавидовать любой европейский, трехзвездочный
отель “Арктика”, построенный канадцами, дома,
красота и современный дизайн которых ослепляет
приезжих, новые школы…
Уровень – столичный, добросовестность –
провинциальная
С помощью профессуры Тюменского научного центра
сибирского отделения Российской академии
образования управление образования г.Салехарда
подготовило “Программу развития образования
города до 2005 г.”.
Самым ценным и соответствующим столичному
уровню подготовки подобных документов является
раздел “Критерии реализации и мониторинг
программы”. Речь идет об отказе от прежнего
подхода: “Мы делаем все возможное, а что
получится – то и получится” и переходе на
программно-целевое управление развитием системы
как управление по результатам. Но не только: в
Салехарде предпринята попытка разработать
взаимосвязанную систему показателей
оптимальности проекта, процесса развития,
текущих, конечных и отдаленных результатов
образования. Конечно, еще многое предстоит
сделать, но такая глубина проработки программных
документов (даже только на уровне идей)
свидетельствует именно о лучшем, столичном
уровне.
Практически каждое образовательное учреждение
Салехарда (за редким исключением, о котором мы
скажем ниже) подготовило силами своих проектных
команд программы развития своих учреждений
сроком на три – пять лет. Я рецензировал эти
программы и ответственно могу заявить, что все
они разные (никто ни у кого ничего не списывал) и
выполнены с величайшей тщательностью. Меня
удивило, что никто не спешил, не стремился
поскорее сделать компиляционный документ, чтобы
от директоров поскорее отвязались начальники.
Работа шла в несколько этапов: сначала обучение
программно-целевому проектированию, затем
несколько месяцев работы над подготовкой
программы, после этого рецензирование в форме
дефектной ведомости, исправление недостатков и
только потом – положительное экспертное
заключение.
Когда я получил для экспертизы окончательные
документы, то был поражен той добросовестностью,
с которой руководители реализовывали пять-шесть
десятков замечаний. Кто-то готовил специальную
справку о доработке программы, кто-то –
вклейки-дополнения, кто-то переписывал программу
заново, но никто не слукавил.
Становление муниципальной образовательной
системы
Образовательная система Салехарда
формировалась поначалу стихийно. Еще три года
назад все школы города были переполненными, дети
учились в три смены. Никакого разнообразия
образовательных учреждений, казалось, и быть не
могло. Однако тяжелое положение с материальной
базой имело одну позитивную сторону: директора
стремились разнообразить образовательные
процессы внутри школ и таким образом
удовлетворить потребности детей. Поэтому каждая
школа имеет свое лицо, свои конкурентные
преимущества, которыми дорожат дети.
Средней школе № 1 (директор – заслуженный
учитель РФ Зинаида Морозова)... 155 лет. И хотя ее
здание деревянное, в ней чисто, нет запаха
затхлости ни в прямом, ни в переносном смысле.
Здесь традиционно сильный состав педагогов. К
конкурентным преимуществам руководители
относят доверие родителей из-за хорошего
качества образования и гуманного отношения к
детям. “Мы рады любому ребенку”, – заявили мне
завучи, и эта фраза дорого стоит, если понять, что
это одно из ценностных оснований школы.
В музее истории школы собраны сведения о всех
выпускниках, начиная еще с довоенных времен.
Кстати, из нее вышел и губернатор Ямала Юрий
Неелов, с имени которого, по сути, и начинается
современная история округа. Создателем этого
уникального музея является учитель школы Лидия
Филипповна Колмакова, первый человек в
Салехарде, удостоенный звания “Почетный
гражданин города”. Убежден, что руководство
школы поступит правильно, если сориентирует
музей не только на сбор материала о выпускниках,
но и на анализ того, как сложились их судьбы. Если
обобщить этот материал, то, располагая данными об
отдаленных результатах образования, можно на
серьезной научной основе корректировать
нынешний образовательный процесс. А это уже
очень значимое для всей российской практики и
педагогической науки исследование. Школе
необходимо осознать, что музей – ценное
достижение, но заниматься им нужно
по-современному: относиться к нему не только как
к хранилищу истории, но и как к источнику
развития школы в настоящем и будущем.
В средней школе № 2 я бывал, когда она, находясь
еще в старом здании, работала в три смены, и
удивлялся, как ее директор Елена Сивицкая
выносит такую нагрузку. Тут стабильный
коллектив: сорок процентов педагогов школы в
прошлом учились в ней же и вернулись сюда после
окончания вуза. Показательно, что при открытии в
городе в разное время двух гимназий никто из
учеников СШ № 2 не ушел, хотя она была переполнена
и работала в три смены. Этот феномен руководители
и учителя мне объяснили так: “В нашем коллективе
ребята чувствуют себя защищенными. Мы создаем
условия, чтобы они максимально могли реализовать
свои базовые потребности в друге, в
самореализации, в том, чтобы попробовать себя в
разных ипостасях. У нас учатся целые семейные
династии: когда-то бабушки, потом мамы, теперь их
дети и внуки... Дух школы – вот что сплачивает нас
и притягивает к нам детей”.
С этого учебного года школа перешла в новое
здание, построенное турецкой фирмой “Ямата”.
Новые условия создали возможности для развития
детей прежде всего во внеурочной воспитательной
деятельности. В школе очень большое
методобъединение преподавателей
дополнительного образования (18 человек),
организующих музыкальный театр, фольклорную
группу, преподается шахматоведение.
Директору средней школы № 3 Наталье Ямполец
досталось сложное учреждение. Треть детей – с
девиантным поведением в силу дисфункций мозга,
психоневротических аномалий или семейной
запущенности. 73 ребенка должны учиться в
специальной коррекционной школе восьмого вида
(для умственно отсталых), которой в городе нет.
Школа № 3 хотя и в деревянном исполнении, но
чистая, ухоженная. Анализ ее деятельности и
перспектив развития, изложенный в специальной
программе, говорит, что жизнь детей здесь
интересна. Работа по смене динамических поз по
оздоровительной системе В.Ф.Базарного, учеба, то
стоя у конторок, то сидя за наклонными партами,
ежедневная зарядка под музыку, ионизирующие
воздух люстры Чижевского. Показательно, что 12
способных учеников школы, которые попытались
уйти в открывшиеся гимназии, вскоре вернулись,
сказав, что только в новом учреждении поняли цену
доброго отношения к себе, не захотели учиться в
жестких условиях и со страхом, что тебя в любую
минуту могут отчислить.
Это единственная школа в городе, где серьезно
изучают литературу и культуру местных народов
(ненцев, ханты, манси, селькупов). Детей народов
Севера здесь 63 человека. Кроме того, в школе № 3
учатся 179 учеников – татар.
Средняя школа № 4 (директор Галина Шапоренкова).
Ведущая тема преобразований сформулирована как
“Построение системы оздоровительной работы
путем медико-педагогической коррекции нарушения
осанки у школьников” (вспомним, что девяносто
процентов неинфекционных недугов людей
возникают из-за болезней позвоночника!). Эта тема
реализуется в режиме опытно-экспериментальной
работы, кафедра валеологии осуществляет
мониторинг здоровья каждого ребенка по
тринадцати параметрам. Ценно то, что вся работа
ведется не на вербальном уровне, а в практической
деятельности.
Начальная школа № 5 (директор Римма Жубриянова)
по задумке программы развития должна была стать
инновационным учреждением – лабораторией
начального обучения по апробированию разных
технологий развития младших школьников.
Оригинальность школы в том, что материальная
база, обстановка, морально-психологический
климат здесь, как в хорошем детском саду. Малыши
не теряются среди старшеклассников, не
становятся объектом их “игр”, а учатся в
сообществе себе равных. На уроках используются
только психосберегающие технологии, дети почти
не болеют. И для мальчиков, и для девочек работают
секции восточных единоборств – таэквондо,
каратэдо, что очень дисциплинирует малышей.
Трудности становления, или Салехардские
анекдоты
Я был немало удивлен, когда услышал, что
начальную школу № 5 собираются закрыть, а
помещение отдают Центру довузовской подготовки,
который сейчас арендует комнаты в разных местах.
Это решение абсурдно, если учесть, что в
Салехарде очередь на получение места в детском
саду более шестисот человек (!) и нет здания для
открытия коррекционной школы 8-го вида – дети с
тяжелыми умственными аномалиями сейчас учатся
вместе со здоровыми детьми.
В Салехарде – городе, где всего шесть школ,
тяжелейшие проблемы с материальной базой, –
открыты в роскошных новых зданиях аж две (!)
гимназии: одна называется просто “гимназия”,
другая – “гимназия № 1”. Спору нет, учреждение с
гимназическими и лицейскими классами нужно, но
зачем две гимназии, да еще с нечетко понимаемым
предназначением? В городе, где всего 5700 учащихся,
по объективным (природным) основаниям четвертая
часть детей не может быть с интеллектом,
требующим гимназического образования.
Просто “гимназия” (директор Валерий Варламов)
существует уже около трех лет. Здание построено
канадцами, материальная база наисовременнейшая.
В январе 1999 г., когда все школы города мучительно
занимались проектированием развития своих
учреждений, директор гимназии заявил мне, что они
вынашивают идеи программы и потому работают пока
без проекта развития своей деятельности.
Очевидно, что даже для строительства простейшей
блочной коробки нужен проект, иначе строение
развалится, а тут – духовное развитие личности,
да еще интеллектуальной элиты и... на глазок.
Спустя год, когда я снова был в Салехарде,
директор сказал, что вынашивание идей программы
все еще продолжается. В 2001 г. Валерий Иванович
вообще уклонился от беседы о программе, а встреча
с его заместителями оставила сложное
впечатление – программы развития этого
учреждения как не было, так и нет. То, что мне
показали, лучше оставить без комментариев.
Заместители директора производят впечатление
вполне квалифицированных людей и вызывают
уважение. Но тягостная атмосфера какой-то
недосказанности была очевидной. Думаю, что в
управляющей системе гимназии есть, мягко скажем,
проблемы.
Гимназия № 1. (Фамилию директора я здесь
намеренно не называю, ибо лично не знаком,
встретиться нам не удалось, поскольку в дни моего
пребывания ее не было в городе.) При входе
исполняющая обязанности директора как-то
категорично прокомандовала нам распорядок:
“Начнем с осмотра здания!” Я заметил, что любая
школа – это не столько стены, сколько духовные
идеи, которыми живут дети и учителя. Но меня с
настойчивостью, граничащей с неприличием, звали
смотреть стены. Аргументация была такая: “У нас
все гости начинают с осмотра школы”. Пришлось
объяснять, что по первым двадцати метрам можно
судить о том, сколь великолепны стены в новом,
только что отстроенном здании.
В местной газете “Полярный круг” я прочел, что
гимназия № 1 – первое и единственное в городе
учебное заведение, которое будет выпускать
людей, свободно владеющих английским языком, и
что необходимость именно такого учебного
заведения назрела давно. Естественно, я спросил,
а в чем руководители видят отличие образования,
именуемого гимназическим, от образования в школе
с классами углубленного изучения предметов.
Внятного ответа на этот сущностный вопрос я не
получил, как не получил ответа и на вопрос о
ценностных основаниях концепции гимназии и на
ряд других. Конечно же анекдотично, что в
учреждении, предназначенном для выращивания
интеллектуальной элиты города, не
сформулированы ценностные основания, нет
оргструктуры управления (мне ее не смогли
показать) и т.п. Есть одно извиняющее
обстоятельство: гимназия № 1 была открыта только
в этом учебном году и, видимо, заместители
директора еще не успели разобраться в специфике
учреждения, где они осуществляют руководство
образовательным процессом.
Еще анекдот. В рекламном проспекте одной из в
целом хороших школ есть такие слова: “Не
случайно качество обучения в школе составляет
стабильно 33–35%. Ежегодно наши учащиеся
становятся призерами городских и окружных
олимпиад”. Считаю этот текст досадной
нелепостью и оставить без комментария не могу.
Нужно сравнивать результаты образования с
возможностями детей, спрогнозированными в зоне
их ближайшего развития. Вышеназванные цифры
ничего не говорят о качестве образования, ибо
очень может быть, что 70 или 80% детей могут учиться
на “4” и “5” – тогда приведенные цифры являются
показателем плохого качества даже обучения. Что
же касается победителей олимпиад, то они
составляют доли процента от общего числа детей и
остальные 99% – это не люди второго сорта. Просто
их нужно оценивать по уровневым шкалам с
квалиметрическими, а не количественно
измеряемыми параметрами, а за основу брать
степень развитости личности, а не только
показатели обученности. Тем, кто составлял
проспект, необходимо понять, что для современной
школы знания и умения не могут быть целью
образования, ибо они только средства для
реализации тех или иных ценностей и целей,
выбранных детьми. Уверен, что школы разберутся в
этом и определят для себя современные грамотные
показатели качества образования.
* * *
Конечно, для развития системы
образования Салехарда еще много нужно сделать,
но я уверен, что город очень скоро во всех
аспектах образовательной отрасли достигнет
столичного уровня. Залогом этого являются прежде
всего усилия самих работников образования и его
городского управления. Но не только.
Новый мэр города Александр Спирин, с которым я
встречался, ориентирован на развитие
образования столицы округа. Мне рассказали, что в
отличие от прежних времен все совещания у него
начинаются не с информации коммунальных служб,
пожарников и пр., а с отчета именно начальника
управления образования Руслана Баскаева о
реальных изменениях в отрасли и вопроса: “Как
вам помогают мои заместители, есть ли просьбы к
мэрии?”
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|