Тамара ПИРОГОВА,
ректор Калининградского областного
института повышения
квалификации и подготовки
работников образования,
председатель правления
ассоциации «Педагоги Янтарного края»
Чиновники приходят и уходят,
а учителя остаются
Одной из основных функций институтов
повышения квалификации работников образования
сейчас становится подготовка специалистов, в
которых остро нуждается школа. Еще в 1991 году
Калининградский ИУУ занялся подготовкой
практических психологов. Тогда в нашей области
было всего семь психологов, а классический
университет отказывался их готовить. Вначале мы
в сотрудничестве с Минским пеинститутом открыли
очные девятимесячные курсы, потом вышли на
двухгодичную очно-заочную форму. В течение пяти
лет мы работали по заказу областной
администрации, готовили психологов не только для
школ, но и для детских садов, учреждений
дополнительного образования, детских домов и
интернатов. За все это время выпустили порядка 300
специалистов, психологические службы теперь
есть во всех городах и районах, во многих
учреждениях образования.
В последние годы бюджетные средства на
подготовку практических психологов не
выделяются, мы вынуждены работать на
хозрасчетной основе. Сейчас у нас учатся и
представители воинских частей –
переподготавливаются бывшие политруки; учатся
представители Балтфлота, таможни, УВД. Ведь до
сих пор никто в области, кроме нас, не готовит
практических психологов. Кроме того, ежегодно
выпускаем одну группу логопедов-дефектологов.
Сейчас есть идея совместно с белорусскими
коллегами начать подготовку социальных
педагогов. Желающих получить эту профессию очень
много, но бюджетных средств нам, видимо, получить
не удастся, а смогут ли учреждения образования
самостоятельно оплатить учебу своих сотрудников
– большой вопрос…
Еще одна очень важная функция ИПКРО в
современных условиях – формирование
национально-регионального компонента
государственного образовательного стандарта. На
сегодня региональный компонент в
Калининградской области сформирован
содержательно только по краеведению и экологии,
носит рекомендательный характер и реализуется
не во всех школах. В перспективе мы предполагаем
за счет регионального компонента усилить
изучение в школе русской культуры, истории,
традиций – ввести своего рода “русскую ноту” в
каждый предмет. Это чрезвычайно актуально для
эксклавной территории, отделенной от России
границами двух государств.
Отдельная проблема – элементы религиозного
образования, которые сейчас все активнее стали
появляться в школах: факультативы по
духовно-нравственному воспитанию, по истории
религии и т.д. Мы считаем крайне важным, чтобы
здесь не было случайных людей, чтобы не нарушался
принцип светскости образования, не ущемлялись
права национальных и религиозных меньшинств.
Поэтому 1 сентября прошлого года мы открыли Центр
духовно-нравственного воспитания. Мы взялись и
за подготовку специалистов, которые будут вести
эти предметы в школах: у нас открыты двухгодичные
курсы, на которых работают преподаватели
университета и дипломированные богословы.
Вместе с тем нельзя забывать и о главной задаче
ИПКРО – повышении квалификации учителей. Тем
более что в последнее время ее стало не так легко
решить. Недавно мы разговаривали с
коллегами-медиками, и они рассказали, что их
работники повышают квалификацию не чаще, чем раз
в десять лет: в медучреждениях нет на это средств.
А у нас стопроцентно выполняется норма: раз в
пять лет. За год мы переподготавливаем около 5
тыс. человек, а всего в области 27 тыс.
педработников.
Чтобы обеспечить такой охват, треть наших курсов
мы проводим на местах: так получается дешевле для
местных бюджетов. В маленьком районе набрать
группу из 25 учителей одного предмета бывает
затруднительно, поэтому последние два года мы
организуем интегрированные курсы (гуманитарные,
художественные, естественно-математические) для
учителей, ведущих разные предметы: сначала
лекции по общим вопросам, потом делим слушателей
на предметные группы. Это не только сняло острую
проблему переподготовки разных категорий
учителей, но и дало нам возможность подойти к
созданию интегрированных программ, выявлению
межпредметных связей.
Мы работаем и с целыми педагогическими
коллективами. В Калининграде переподготавливаем
по психолого-педагогическим проблемам все
учреждения среднего профобразования – колледжи
и техникумы. Работаем со школами в двух
исправительно-трудовых колониях, приютами,
детскими домами, санаторными школами…
В апреле этого года мы создали общественную
организацию – ассоциацию “Педагоги Янтарного
края”, которая на сегодня объединяет порядка 500
учителей (в рамках индивидуального и
коллективного членства). Ведь чиновники приходят
и уходят, а учителя остаются! И учителя должны
иметь возможность эффективно влиять на
региональную образовательную политику, чтобы
она не менялась вместе с очередным начальником
областного управления… В ближайших планах
ассоциации – несколько гуманитарных акций,
создание областного Музея образования,
проведение региональной конференции,
посвященной проблемам здоровья детей. Не
исключаем мы для себя и участие в политической
жизни области…
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|