Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №39/2001

Первая тетрадь. Политика образования

Александр АДАМСКИЙ

От чего зависит качество обучения?

В первую очередь, уверяют нас, от количества денег,
которые государство дает школе. Но так ли это?

Впоследнее время стало привычным в качестве аргументов в спорах об образовательной политике или современной педагогике связывать актуальную и даже болезненную проблему и как будто очевидное, но на самом деле ложное ее решение.
И поскольку актуальность проблемы никем не оспаривается, то и решение выглядит как будто убедительно.
Ну как же – не может человек, тем более ученый или высокопоставленный чиновник, одновременно быть и правым, и неправым: проблему найти безошибочно, а решение определить неверно. Нет, уж если он с одним справился, то наверняка сможет правильно определить и способ выхода из тупика.
Оказывается, это далеко не так. И банальное утверждение: правильно поставленная проблема – половина решения, не всегда оказывается правдой.
Возникают очень опасные, даже роковые связи – между бесспорной проблемой и очень спорным способом ее решения.
Назовем вначале самые болевые точки нашего образования:
хроническое недофинансирование школы;
угрожающее ухудшение здоровья детей как результат обучения в школе;
растущая дополнительная платность школьного обучения;
падение качества образования;
обнищание учительства.
При этом, с нашей точки зрения, все эти беды не связаны между собой. Не удивляйтесь, но даже если школу будут финансировать по полной программе, сколько положено по существующим нормативам, дополнительная платность все равно будет расти, качество образования с этой платностью не связано, так же как и благосостояние учителей. А самое главное – здоровье детей будет ухудшаться, даже если все остальное изменится.
Система образования больна не легким простудным заболеванием, она поражена изнутри, на клеточном уровне. И поэтому остаться образовательным институтом школа может лишь сумев переродиться. А для этого необходимо, на наш взгляд, избавиться от иллюзий, разорвать привычные, но ложные связи и преодолеть вековые предрассудки.
И главный предрассудок – убеждение в том, что государство должно оплачивать школе образование как услугу. То есть – чем выше обученность выпускника, тем выше уровень финансирования школы. На наш взгляд, это глубокое заблуждение.
Государство должно обеспечить гражданам условия получения образования, это и есть государственный стандарт – деньги, обеспечивающие гражданам получение образования. А каким это образование будет, во многом зависит от того, как родители и местное сообщество, например попечители, будут управлять школой.

Люди часто говорят: «Кто платит, тот и заказывает музыку». Этот принцип настолько въелся в нашу жизнь, что невольно стал незыблемым методологическим принципом. На нем основан, например, один из пунктов президентского послания, касающийся образования. Там, где Президент России Владимир Путин, не сам, конечно, а волею писавших ему это, провозглашает задачей текущего года принятие государственных образовательных стандартов, для того чтобы можно было ввести нормативное финансирование.
По сути, государство хочет покупать у системы образования определенный уровень обученности выпускников. Внешне кажется все логично: граждане платят налоги государству, часть из них идет на школу, отсюда следует, что школа должна за эти деньги обеспечить соответствующий уровень обучения.
Так?
Нет, конечно.
Уже известны разработки «на местном уровне», в которых предлагается введение муниципальных образовательных стандартов, для того чтобы отслеживать эффективность средств, вложенных в образование.
Вот чем аукаются президентские рекомендации. Я уверен, что стремление «отследить» эффективность вложенных в образование средств с помощью образовательных стандартов очень быстро станет распространенным методом.
И методологи, в общем, не виноваты: они же видят, что на государственном уровне, провозглашается такая политика, а уж им-то, на местах, сам Бог велел.
– Так что же, – спросит уважаемый читатель, – государство не должно требовать качества образования за свои деньги?
Как ни парадоксально это выглядит, но качество образования не зависит жестко от уровня финансирования. Потому что, если бы зависело, от нашего образования уже остались бы рожки да ножки. А так государство почти ничего не вкладывает, а люди нашей школой довольны.
Да-да, довольны. По разным источникам, от 40 до 50% граждан доверяют нашей школе и не имеют к ней претензий по поводу качества обучения.
Но – у государства есть одно очень важное обязательство. Заключается оно в том, что государство обязано создать, обеспечить условия для нормальной современной образовательной деятельности.
Если оно этого не делает, то есть два варианта. Первый – за государство это делают учителя, пока силы есть. Второй – образование разваливается. Поскольку в разных местах у разных учителей силы иссякают по-разному, то на сегодняшний день происходит и то и другое.
Но связать государственное финансирование с качеством обучения через установленный стандарт не удастся и никогда не удавалось. Кроме приписок и показухи, ничего не получится. Потому что качество обучения зависит от очень многих субъективных факторов. Если школа находится в районе рабочих семейных общежитий и большинство семей – неблагополучные, то качество работы такой школы будет отражаться отнюдь не в срезах знаний, а в том, насколько детей удастся отвлечь от криминала и наркотиков.
И в сельской школе еще очень долго уровень обучения будет ниже любых стандартов, это плохо, это несправедливо, но введением жесткого требования здесь ничего не изменишь.
Да и в школах, расположенных в престижных районах, успеваемость никогда не будет стопроцентной, потому что дети разные.
Качество образования обязательно «отслеживают» сами родители, и в этом смысле принцип свободного движения учеников из одних школ в другие, перемещения средств вслед за учениками – лучший выход из положения. Но сама сумма денег, следующих за учеником, – это деньги, которые обеспечивают условия обучения.
Главный предрассудок, от которого следует избавиться и образователям-чиновникам, и особенно господам экономистам: деньги школе даются государством не «за» что-то, а «на» что-то. Это не плата за качество, а средства на соблюдение определенных условий для ребенка. Это и должно быть государственным образовательным стандартом – условия, необходимые для получения образования. А само качество зависит от ребенка, от родителей, от учителя и того, как устроено образование в той или иной школе. И уже сами граждане – родители и местное сообщество в лице попечителей – решают, хорошее это качество или нет. А роль государства ограничивается тем, что оно выдало учителю лицензию на деятельность – диплом в нашем случае.
Пока мы остаемся в плену предрассудка оплаты государством качества обучения, школа останется нищей и агрессивной по отношению к ребенку – ведь ее благополучие зависит от того, сколько он выучит.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru