Только бы знать, что любимые живы...
О Татьяне Самойловой, уникальной
героине нашего кино
– Вам
случается перечитывать Толстого?
– Да нет, я Толстого не случайно перечитываю.
– А почему?
– Потому что все его персонажи – живые люди и с
ними может случиться что-нибудь другое. Я,
например, всегда надеюсь, что на этот раз не умрет
князь Андрей.
– А я – что эта дуреха придет в себя и не кинется
в лапы Курагина.
Из частной беседы
* * *
Михаила Калатозова, снявшего “Летят журавли”,
вероятно, тоже занимали проблемы одной из
главных героинь русской литературы. Если
приглядеться, это становится явным. Зачем
отчаяние имеет такую силу? Зачем страдающая душа
под видом спасения принимает новую муку? Да
просто иначе не бывает. Единственно нужный
человек, для одной Андрей, для другой Борис, так
далеко, что его существование кажется
нереальным, обе девушки чувствуют себя
оставленными навсегда. Вряд ли они вполне
отчетливо различают чужие лица.
Калатозовская Вероника очень похожа на Веронику
из пьесы Виктора Розова “Вечно живые”, по
которой снят фильм “Летят журавли”, но гораздо
больше – на ту самую Наташу.
Картину довольно часто показывают по
телевидению. Кто-то наверняка будет смотреть ее
энный раз и не исключено, что, даже зная наперед
все предстоящее Веронике, понадеется: сейчас она
не опоздает проводить Бориса. Пусть тогда ничего
не случится между нею и Марком. Пусть спасет
кто-нибудь, как Наташу.
Едва ли не главное открытие фильма – Татьяна
Самойлова. Именно в ней угадан особый тип русской
женщины. Вернее, соответствие тому особому типу,
который столь полно и объемно показан в романах
Толстого. Самая естественная, самая нормальная
среда обитания Вероники – Самойловой, ее
желанный мир – любовь. Вероника не только
принимает любовь как нечто само собой
разумеющееся, она и сама беззаветно любит, в этом
ее дар, ее талантливость, основа ее восприятия
жизни.
Война отобрала у Вероники все. Она работает в
госпитале, ухаживает за ранеными, не жалея
времени и сил. Но так любить, как до войны, ей
больше некого, а значит, незачем жить. И никакого
Пьера вокруг не наблюдается. Однако же нашелся
бездомный Бориска, ему три месяца и три года.
Эпилога, как в “Войне и мире”, не последовало.
Декабрьское восстание не предвиделось. Впереди
был не 1825-й, а советские послевоенные годы. Роль
маленькой графинюшки закончилась.
Трудно теперь даже поверить, но международное
признание, то есть Золотая пальмовая ветвь,
полученная Калатозовым за “Летят журавли”
(кстати, главной награды Каннского фестиваля не
был больше удостоен ни один отечественный фильм),
не вывело картину из-под обстрела родной критики.
Неприятие не было единодушным, мнения
разделились. Причем объективности ради заметим
– не только критики, но и зрителей. Споры и
дискуссии время от времени возникают и сейчас,
что, вероятно, стоит оценивать как знак
непрекращающейся жизни картины.
“Неотправленное письмо” постигла худшая
участь. О нем особо не спорили. Вышел фильм,
получил свою порцию обязательных рецензий,
пресса отметилась вроде как из вежливости. Не
пылко похвалили одни, не страстно возмутились
другие и затихли.
По некоторым свидетельствам, сам Калатозов любил
эту картину. Но мало ли что любят авторы
безотчетно и необъяснимо. Что ж, есть и другие
свидетельства. Несколько лет назад
“Неотправленное письмо” посмотрел Коппола.
Фильм произвел на американского режиссера столь
сильное впечатление, что он не пожалел денег на
реставрацию и прокат картины в США.
О том, что Татьяна Самойлова после Вероники стала
звездой, что ее приглашали сниматься в Голливуд,
сказано-рассказано-написано немало. Ворошить
историю непринятых приглашений, несостоявшихся
успехов смысла в общем-то нет. Причины и
результаты известны. Отказали. Не пустили. Не
позволили.
* * *
Но одна история не полученной Самойловой
награды – из другого ряда. В 1967 году Александр
Зархи снял “Анну Каренину” с Самойловой в
главной роли. В 1968-м картину решено было показать
в конкурсе Каннского фестиваля. По
предварительным раскладам выходило, что
Самойлова – основная претендентка на премию за
лучшую женскую роль. Бывает, конечно, что расчеты
не оправдываются. И тут не оправдались: не
состоялся сам фестиваль (студенческие волнения
всколыхнули страну, и Франции стало не до
праздников).
Роман Толстого экранизировали несколько раз.
Самая известная и постоянно упоминаемая
зарубежная исполнительница главной роли – Грета
Гарбо. Ее работа оценивается только в
превосходных степенях, что и правильно, учитывая
чужеродность материала для американской
актрисы. Если же говорить о киноверсии всерьез,
то “настоящая Анна” получилась только у Татьяны
Самойловой. Дело не в сравнении, не в определении
меры таланта, а в том, что самый тип актерского
дарования Самойловой, повторим и подчеркнем,
более всего совпадает с главным свойством
персонажей Толстого: они теплокровны, они словно
бы обладают собственной волей. С пушкинскими,
помнится, тоже подчас происходило нечто
подобное: “Татьяна со мной такую штуку
удрала...”. Основные качества Анны – Самойловой
– мягкость, достоинство и жертвенная любовь.
* * *
Самойлова приняла участие в телефильме Ренаты
Литвиновой “Нет смерти для меня”. Литвинова
явно любит своих героинь, помогает им рассказать
о прожитом, о сегодняшних мыслях и чувствах.
Искрометно фантазирует Нонна Мордюкова,
жалуется на нынешнее безденежье роскошно одетая
Лидия Смирнова, слегка кокетничает Татьяна
Окуневская, немного смущается своей удачливости
Вера Васильева и серьезно размышляет о своем
отчаянном одиночестве Татьяна Самойлова. Она
рассказывает об отношениях с сыном, которого
вымечтала и родила наперекор судьбе, о том, как он
покинул ее навсегда. Почти спокойно, отрешенно
как-то говорит, что не видела, не слышала, не
получала от него писем уже несколько лет.
Последний вопрос Литвиновой – о мечте. Только бы
узнать, как он, и все.
Вот и все о Татьяне Евгеньевне Самойловой,
уникальной героине нашего кино, неординарной
женщине нашего времени.
Вера ИВАНОВА
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|